Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 19:08, курсовая работа
Competition law, known in the United States as antitrust law, are laws that promote or maintain market competition by regulating anti-competitive conduct.
The history of competition law reaches back to the Roman Empire. The busi-ness practices of market traders, guilds and governments have always been subject to scrutiny, and sometimes severe sanctions. Since the 20th century, competition law has become global. The two largest and most influential systems of competition regulation are United States antitrust law and European Union competition law. Na-tional and regional competition authorities across the world have formed interna-tional support and enforcement networks.
Введение………...……………………………………………………………
1. Теоретические аспекты монополистической деятельности и антимонопольной политики…………………………...……………………………..
1.1 Монополия: понятие, сущность и виды…………………………..
1.2 Образование монополий……...…………………………………...
1.3 Антимонопольная политика………………………………………
1.3.1 Система антимонопольных органов и порядок их формирования……………………………………………………………………..
1.3.2 Задачи и цели антимонопольных органов……………….
1.4 Антимонопольная политика в переходной экономике и механизмы её реализации…………………………………………………………
2. Анализ проблем антимонопольной политики России…………………...
2.1 Особенности монополии в России…………………………….….
2.2 Становление антимонопольной политики в переходной экономике России…………………………………..…………………………….
2.3 Методы антимонопольной политики в России…………………..
2.3.1 Запреты на монополистические действия………………
2.3.2 Контроль за экономической концентрацией……………
2.3.3 Запрет на недобросовестную конкуренцию…………….
2.3.4 Запрет на антиконкурентные действия органов власти и управления……………………………………………………………………
2.3.5 Реестр как инструмент антимонопольного контроля…..
2.4 Система государственного регулирования естественной монополии……………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованной литературы………………………………………..
Государство может регулировать деятельность таких компаний, осуществляя контроль за ценами, которые им разрешено назначать, или могут избрать способ поставки продуктов при своем непосредственном участии». [13]
1.3 Антимонопольная политика
Антимонопольное законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.
По мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.[3]
1.3.1 Система антимонопольных органов и порядок их формирования
В соответствии с Законом о конкуренции (ст. 3) государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти — федеральный антимонопольный орган. Таким образом, федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях. Во-первых (и это основная цель его деятельности), он проводит государственную политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах. Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая задача), федеральный антимонопольный орган обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции т.е. устранение неблагоприятных последствий для развития конкуренции и нормального функционирования рынка, вызванных действиями и соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления.[6]
Под предупреждением монополистической деятельности понимается комплекс мер, принимаемых антимонопольным органом по созданию экономических, организационных и правовых условий, в которых появление монополизма и концентрация рыночной власти у отдельных хозяйствующих субъектов становятся невозможными в силу особенностей товарного рынка (демонополизация экономики, устранение барьеров входа на рынок, либерализация внешней торговли, деконцентрация рынков и расширение их географических границ).
Ограничение монополистической деятельности — процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимонопольного органа как ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю свыше 35 процентов, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства. [5]
Пресечение монополистической деятельности — собственно правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений и предписаний.
Федеральный антимонопольный орган входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку финансируются из средств федерального бюджета.
Законом не предусмотрены
какие-либо ограничения в отношении количества,
структуры и местоположения территориальных
органов федерального антимонопольного
органа, однако традиционной стала практика
их формирования в соответствии с административно-
Федеральный антимонопольный орган, как установлено п. 1 ст. 78 Конституции Российской Федерации и Законом, наделяет территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции. [20]
1.3.2 Задачи и цели антимонопольных органов
Основные задачи и цели федерального антимонопольного органа, а также ответственность его должностных лиц определяются Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным в Законе, относятся:
• содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
• предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
• государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральный антимонопольный орган выполняет следующие основные функции, прямо перечисленные в Законе:
• направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения о проектах законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;
•дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;
• разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;
• контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
• контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции. [20]
Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:
• о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
• об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
• о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;
• о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
• о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
• о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;
• о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.
Федеральный антимонопольный орган принимает участие в реализации федеральных программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства. [1]
1.4 Антимонопольная политика в переходной экономике: законодательная база и механизм реализации
Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. Применительно к РФ переходная экономика соответствует переходу от централизованно управляемой советской экономики к рыночной экономике. [21]
Поскольку реализация антимонопольной политики зависит от конкретных условий структурных преобразований и специфических институциональных предпосылок, не существует какого-то общего для всех стран порядка ее осуществления. Мы рассмотрим эволюцию антимонопольного законодательства на примере России.
Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности был принят еще в первой половине1991г.; в это же время был образован Комитет по антимонопольной политике и развитию новых предпринимательских структур. В дополнение к центральному аппарату были созданы региональные органы комитета в82субъектах федерации. Всего к началу либерализации экономики комитет насчитывал более2400 сотрудников, и был самым большим в мире государственным органом по проведению конкурентной политики. Во многом эти структуры были унаследованы от прежних государственных органов, занимавшихся планированием цен (главным образом, от государственного комитета по ценам). Поэтому на первых этапах деятельность их была направлена не столько на “исправление” неэффективных форм конкуренции на отдельных сегментах рынков, сколько на всеобъемлющее регулирование цен.
Закон, определяющий действия Комитета, задает следующие сферы его деятельности:
Несмотря на столь многоплановый и четко обозначенный мандат, Комитет начал свою деятельность с попыток всестороннего регулирования ценообразования, которое отнюдь не обозначено в законе как приоритетное направление. Причем подход к реализации этой задачи отражал сложившиеся, в плановом хозяйстве процедуры. Прежде всего, к февралю 1992г.2000предприятий оказались включенными в Государственный Регистр монополий,1600из них—в региональные Регистры. Комитет, составляя этот Регистр, нарушил свое же собственное положение о том, что включение предприятий должно осуществляться только как результат нарушения ими антимонопольного законодательства. Вместо этого, руководствуясь чисто формальным критерием,—концентрацией35% рынка продукции у одного хозяйствующего субъекта—в Реестр включили всех потенциальных “клиентов” Комитета. Более того, поскольку данных о рыночной концентрации к этому времени не было, пользовались показателями Госкомстата о концентрации производства и оптовой торговли. [7]
В1992—93гг. правительство предпринимало неоднократные попытки регулировать цены всех предприятий, включенных в регистр. Более того, делались попытки в принудительном порядке “восстанавливать хозяйственные связи”, принудительные государственные закупки и т.д. Методы при этом использовались опять-таки чисто административные—снятие с занимаемых должностей директоров, принудительная реорганизация предприятий и т.д. “ Антимонопольная ” по названию политика стала по сути административной формой контроля над государственными предприятиями.
Особенно неэффективной оказалась принятая в мае 1992г. резолюция Комитета по ценам, реализацию которого возложили опять-таки во многом на антимонопольные органы. Предприятия обязали уведомлять регулирующие органы об изменении своих цен путем публикации и последующего утверждения прейскурантов. К чему привела такая мера в обстановке высокой инфляции не составляет тайны. С августа1992г. вводится новый механизм контроля над ценами—установление предельных нормативов рентабельности. Как мы видели выше (см. параграф4)и эта мера потерпела полное фиаско. Она лишь скомпрометировала саму идею регулирования ценообразования, которое необходимо в отношении естественных монополий. [15]
2. Анализ проблем
2.1 Особенности монополии в России
Монополии существует во всём мире. Но главной особенностью монополизации российского рынка можно считать, пожалуй, то, что она сложилась как “наследница” государственного монополизма социалистической экономики.
Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной структуры. То есть, Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали такие предприятия, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто всего поручалось всего одному-двум заводам.
Причины для концентрации такого типа:
Информация о работе Антимонопольная политика в переходной экономике