Органы государственной власти
субъектов Федерации как субъекты
конкурентных правоотношений определены
новой редакцией Закона о конкуренции.
Ранее в качестве субъектов фигурировали
лишь органы исполнительной власти субъектов
Федерации. Следует отметить спорность
такой конструкции, так как ст.
10 Конституции РФ закрепляет принцип
разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную. В связи с этим
вызывает сомнение право антимонопольных
органов, действующих на основании Закона
о конкуренции и являющихся федеральными
органами исполнительной власти, контролировать
самостоятельные органы законодательной
и судебной власти. Вместе с тем Закон
о конкуренции предусматривает право
антимонопольных органов на выдачу предписаний
только органам исполнительной власти
субъектов Федерации. Представляется,
что при нарушении антимонопольного законодательства
представительными (законодательными)
органами антимонопольный орган вправе
обращаться с заявлением в суд о признании
недействительными актов указанных органов.
При применении Закона о конкуренции
также следует принимать во внимание,
что товарные рынки, функционирующие
в условиях естественной монополии,
также регулируются специальным
законодательством, и прежде всего
- Федеральным законом от 17.08.95 N 147-ФЗ
"О естественных монополиях". Поэтому
для практических целей необходимо определить
соотношение Закона о конкуренции и Закона
о естественных монополиях. В Законе о
конкуренции нет указаний на то, что этот
Закон не распространяется на отношения
с участием субъектов естественных монополий.
В то же время экономическая природа естественных
монополий такова, что ее субъекты заведомо
доминируют на соответствующем товарном
рынке, то есть доля каждого из них на рынке
определенного товара превышает 65%. Следовательно,
запреты ст. 5 Закона о конкуренции и его
санкции могут применяться и к субъектам
естественных монополий, если последние
нарушают антимонопольное законодательство
России. Параллельно с этим деятельность
субъектов естественной монополии подвергается
регулированию и в соответствии с Законом
о естественных монополиях (статьи 6 - 15).
Рассмотренные особенности российского
Закона о конкуренции позволяют
во многом проследить его сходство
с зарубежным антимонопольным законодательством
[11]. Вместе с тем имеются и отличия, наиболее
значимым из которых является включение
в число субъектов монополистической
деятельности федеральных органов исполнительной
власти, органов государственной власти
субъектов Федерации и органов местного
самоуправления. Это доказывает особые
условия применения антимонопольного
законодательства России, когда имеют
место случаи незаконного монополизма,
основанного на властной и региональной
почве.
Все это позволяет говорить о
том, что антимонопольное законодательство
в Российской Федерации независимо
от видов рынков (товарные или финансовые)
необходимо строить на основе единых
конституционных принципов и
законодательных стандартов. [12]
Заключение.
Изучив предложенную тему,
следует отметить, что основной отрицательной
стороной монополизации экономики
является избыточная власть фирм-монополистов.
Рыночная власть заключается в способности
воздействовать на цену товара. Задача
антимонопольной политики состоит
в том, чтобы помешать фирмам заполучить
неограниченную рыночную власть, расширить
возможности конкуренции и перевести
ее в неценовую. В России на данном
этапе проблема монополизации перестала
быть чисто экономической, и все
больше становится политической. Однако,
общеизвестно, что у экономики, прежде
всего, не должно быть политической принадлежности.
И только тогда государство в
полном объеме возможно сможет заменить
десятилетиями складывающиеся монополии
свободным и самоорганизующимся
рынком. В данной курсовой работе мы
рассмотрели основные причины возникновения
монополий; особенности современной
монополизации экономики. Подводя
итоги, можно охарактеризовать антимонопольное
законодательство и антимонопольную
политику России как необходимые
атрибуты структурных преобразований
во всех сферах экономики страны. Бесспорно,
в некоторых случаях (но лишь в
малой толике от их общего количества)
существование монополии является
оправданным и необходимым, но за
этими процессами должен осуществляться
жесткий контроль со стороны государства
по недопущению злоупотребления
своим монопольным положением. Есть
еще одна проблема, заключающаяся
в том, что десятилетиями складывающаяся
отраслевая монополия не может быть
быстро заменена свободным и самоорганизующимся
рынком, ведь утверждение конкурентных
отношений - не единовременная моментальная
акция, а процесс длительный, сложный,
а для немалого же числа предприятий
- губительный. Окончательная цель заключается
в том, чтобы на рынке остались
лишь те предприятия, которые обеспечат
более высокое качество товара или
услуги, относительно более низкие
цены и своевременную сменяемость
ассортимента.
Список используемых
источников
- Влияние конкуренции и антимонопольного регулирования на процессы экономической модернизации в России / Под ред.С. Авдашевой, В. Тамбовцева. М.: ТЕИС, 2005.-125 с.
- Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Под ред.Б. Лисовика и В. Лукашевича. - СПб.: Санкт-Петербург оркестр.2008. - 375с.
- Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. В 2 т.: Пер. с англ.О.Н. Антипова и др.; Под общ. ред.А. А. Пороховского. М.: ТЕИС. 2011. - 527 с.
- Мозолин В., Кулагин М. Гражданское и торговое право капиталистических стран. М.: Совгум. 1980.- 125 с.
- Экономическая теория. Экспресс курс / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. М.: КноРус. 2006.- 608 с.
- Авдашева С.Р. Модернизация антимонопольной политики в России: (экономический анализ предлагаемых изменения конкурентного законодательства) // Вопросы экономики. 2005. № 5. С.100-116
- Агаев А.Г. Сравнительно-правовой анализ антимонопольного законодательства зарубежных стран и практики его применения // Законодательство и экономика. 1995. N 3/4. С. 114
- Даурова Т.Г. Антимонопольный орган России: создание, эволюция, перспективы // Законодательство и экономика. 2005. № 7. С.48-55.
- Дьячкова А.В. Антимонопольная политика государства. Дис. канд. эконом. наук. Челябинск, 2004.- 169 с.
- Жидков О. Антитрестовское законодательство США. М.: ДипИздат, 1963.- 45с.
- Жидков О.А. Законодательство о капиталистических монополиях. М., 1968
- Мозолин В.П. Корпорации, монополии и право в США. М., 1966.
- Питтман Р. Некоторые наиболее значимые положения антимонопольного законодательства стран Центральной и Восточной Европы // США: экономика, политика, идеология. 1992. N 8. С. 15.
- Якунин В.И. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в Российской Федерации // Власть. 2006. № 5. С.36-44.