Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:37, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть роль финансов в решении вопросов инфляции.
Задачи:
1) рассмотреть экономическое содержание инфляции и антиинфляционной политики;
2) проанализировать финансовые методы регулирования инфляции в России.
Методы: анализ литературных источников, законодательных актов, построение графиков и таблиц.
Введение ………………………………………………………………..……...… 3
1 Социально - экономические последствия инфляции. Кривая Филлипса … 5
1.1 Социально-экономические последствия инфляции ………………………. 5
Кривая Филлипса ………………………………………………………………... 8
2 Цели антиинфляционных мероприятий: стратегия и тактика ……………. 10
2.1 Антиинфляционная политика …………………………………………….. 10
2.2 Антиинфляционная стратегия …………………………………………….. 11
2.3 Антиинфляционная тактика ………………………………………………. 16
3 Особенности антиинфляционной политики в России …………………….. 20
3.1 Анализ динамики показателей инфляции в 1990 - 2009 гг ……………... 20
3.2 Особенности современной антиинфляционной стратегии РФ …………. 21
Заключение ……………………………………………………………………... 22
Список литературы …………………………………………………………….. 24
Практикум ……………………………………………………………………… 25
Рисунок 1
2
ЦЕЛИ АНТИИНФЛЯЦИОННЫХ
2.1 Антиинфляционная политика
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация).
Оценивая
характер антиинфляционной политики,
можно выделить в ней два подхода.
В рамках первого подхода (его
разрабатывают представители
При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции, однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.
Бюджетная
политика проводится и для расширения
спроса в условиях спада. Если спрос
недостаточен, осуществляются программы
государственных
Второй
подход рекомендуется экономистами
неоклассического направления, выдвигающими
на первый план денежно-кредитное
Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам).
В
связи с этим очевидно, что задача
полностью ликвидировать инфляцию
нереальна. Видимо, поэтому многие государства
ставят перед собой цель сделать ее умеренной,
контролируемой, не допустить разрушительных
ее масштабов.
2.2 Антиинфляционная стратегия
Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:
- всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Лишь в этом случае вероятно изменение психологии потребителей, устранение из нее инфляционных мотивов. Потребитель должен убедиться, что колебания цен на сравнительно небольшое количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения;
- существование правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику. При этом правительств ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные задачи, заблаговременно информируя об этом население.
Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка: M'n = Y+Pe
Где: M’n - среднегодовой темп роста предложения денег за определенный период времени;
Y - среднегодовой темп роста реального продукта (в постоянных ценах) за соответствующий период;
Ре - предполагаемый темп роста цен.
Для того, чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени независимо от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного процесса, уровня безработицы. Тогда экономика дополнительно ощутит и эффект объявления. В инфляционной экономике денежная политика должна играть главенствующую роль. Только руководствуясь принципом, что в инфляционной обстановке нет и не может быть причин, вынуждающих превысить лимит денежной массы, государство имеет шанс остановить инфляцию.
Осуществление
антиинфляционной денежной стратегии
предполагает наличие современной
банковской системы, где центральный
банк независим от исполнительной власти.
Но даже в этих условиях проводить
антиинфляционную денежную политику непросто.
Так в США, где действует
Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства.
Рост налогов, формирующих доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, то есть суммы доходов, с которых идут отчисления в бюджет. Современная налоговая система развивается в сторону снижения ставок и увеличения налоговых льгот эффективным хозяйствам.
Совершенствование налоговой системы можно превратить в элемент антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению. В конечном счете вероятен рост государственных доходов и сокращение дефицита.
Понижение
ставок подоходных налогов приведет
к увеличению личных сбережений, если
удастся переломить инфляционную психологию
потребителей. Тогда прирост сбережений
пойдет как на финансирование экономического
развития, так и на покрытие дефицита
бюджета. Напомним, что с точки
зрения инфляции такой вариант
Главный
принцип сокращения бюджетных расходов
состоит в следующем: постепенное
уменьшение финансирования тех видов
деятельности государства, которые
можно передать рынку. Речь идет о
прекращении чрезмерного
Разумная осторожность не должна препятствовать бескомпромиссному наступлению на дефицит бюджета, желательно в рамках единой антиинфляционной стратегии, подкрепленной другими мерами - государственным стимулированием научно-технического прогресса, структурной перестройкой экономики, ориентацией инвестиций на производство потребительских товаров, конверсией военной экономики.
Организуя
правильную денежную политику и добиваясь
сокращения бюджетного дефицита, государство
подходит к проблеме инфляции со стороны
спроса. Помогая структурным
Национальная антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса.
Если
страна получила прилив капиталов из-за
рубежа, то сальдо платежного баланса
положительное. Часть этих капиталов
проникает в банковскую систему,
переводится в национальную валюту
и превращается в краткосрочные
кредиты, увеличивая деньги в экономике.
Другая часть капиталов может
поступить к правительству, которое
берет кредиты за границей, отправляя
туда свои облигации. В обоих случаях
возникают инфляционные эффекты. Их
можно устранить, если центральный
банк расширит объем продаж государственных
ценных бумаг (операции на открытом рынке),
чтобы уменьшить возросшую
2.3 Антиинфляционная тактика
Антиинфляционная
тактика даст максимальный результат,
воздействуя на инфляционный разрыв
между спросом и предложением,
если она поможет увеличить
Краткосрочные резервы роста предложения.
1) Государственная поддержка повышения товарности экономики. Имеется в виду льготное налогообложение предприятий, продающие побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею, такая деятельность не требует значительных дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов. Однако уровень товарности экономики можно повышать лишь до определенного предела.
2) Поддержка формирования новых рынков, особенно в тех секторах экономики, где совершается переход от натурального к товарному производству. Примером может служить мировой рынок информационных услуг, который находится в стадии становления: международные потоку информации товары примерно на 30%, остальная информация проходит по внутренним каналам транснациональных корпораций, оставаясь в стороне от открытого рынка.
3) Разумно организованная приватизация государственной собственности несет в себе антиинфляционный заряд. Она ведет к увеличения государственных доходов ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита. Более того, эта форма разгосударствления дает эффект прямого действия: проявление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса.
4) Действенными средствами краткосрочной антиинфляционной политики могут стать массированный потребительский импорт и частичная реализация государственных стратегических запасов. В странах с нерыночной экономикой возможен и такой антиинфляционный резерв, как продажа населению части накопленных предприятиями материальных ресурсов производственного назначения.
Краткосрочные резервы снижения текущего спроса.
1) Повышение ставки процента по вкладам, если правительство намерено повлиять на поведение владельцев денежного дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам должен быть не меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий. В противном случае едва ли удастся привлечь сбережения, ибо вкладчики, передавая свои деньги банку, вправе рассчитывать, что не понесут потерь. Однако возможности такого антиинфляционного маневра не беспредельны, так как повышение процента по вкладам чревато удорожанием кредита, что может отрицательно сказаться на размерах инвестиций.