Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:33, курсовая работа
В этой курсовой работе сделана попытка осветить основные проблемы, касающиеся различных сторон информации. Что представляет собой информация как экономический ресурс и как товар? Каковы особенности информационных товаров и услуг? Каким образом устанавливаются цены на информационном рынке? Является ли экономически и социально необходимым существование бесплатных информационных продуктов? Действительно ли необходимо искать качественно новые способы оценки затрат и результатов информационной деятельности?
Введение.....................................................................................................2
Глава 1 Информация как экономический ресурс
1.1 Понятие информации и особенности информационного продукта....................................................................................................4
1.2 Классификация информации и ее стоимость............................11
Глава 2 Ассиметричность информации
2.1 Понятие ассиметричности и ее воздействие на экономику................................................................................................16
2.2 Особенности и проблемы развития информационного
рынка.......................................................................................................21
Заключение.............................................................................................30
Список литературы...........................................................................32
- слияние
в последнее время телефонных и компьютерных
систем, телекоммуникаций и обработки
информации в одну модель;
- замена
бумаги электронными средствами, включая
электронные банковские услуги вместо
использования чеков, электронную почту,
передачу газетной и журнальной информации
факсимильными средствами и дистанционное
копирование документов;
- расширение
телевизионной службы через кабельные
системы с множеством каналов и специализированными
услугами, что позволило осуществлять
прямую связь с домашними терминалами
потребителей (хотя этот процесс не получил
пока массовой поддержки);
- реорганизация
хранения информации и систем ее запроса
на базе компьютеров в интерактивную информационную
сеть, доступную для исследовательских
групп; прямое получение информации из
банков данных через библиотечные и домашние
терминалы;
- постепенное
расширение системы образования на базе
компьютерного обучения и т.д.
Одной из важнейших
составных частей или даже некого
авангарда информационного рынка выступает
на сегодняшний день Интернет (Сеть, Всемирная
Паутина и т.д.). Феномен Интернета проявился
именно в 90-е гг., когда он получает практически
мировое признание, численность его участников-субъектов
растет с каждым днем, а в его эффективности
в любой сфере общественной жизни, нынешней
или перспективной, уже практически никто
не сомневается. Этот феномен проявляется
в том, что Интернет одновременно выступает
и как так называемое “гражданское общество”,
и как достаточно полноценный рынок информационных
товаров и услуг.
В данной работе
предлагаются к рассмотрению основные
понятия и категории такого общего
понятия как информационный рынок,
сделана попытка показать некоторые
вехи его развития, современная ситуация
в данной сфере, перспективы развития
информационного рынка в современных
условиях, при постепенном переходе к
информационному обществу.
Несмотря на
свое бурное развитие в последнее
время во всем мире, информационный
рынок, тем не менее, имеет еще
достаточно недостатков, в нем присутствуют
факторы, тормозящие его развитие. В данной
работе представлен анализ современных
проблем развития информационного рынка
в мире ; продемонстрирована невозможность
невмешательства государства и необходимость
регулирования информационного рынка.
На сегодняшний
день отношение к Всемирной Паутине далеко
неоднозначное, и если современные бизнесмены
как более динамичная часть населения,
в большинстве своем рассматривают ее
позитивно, то от рядовых граждан этого
ожидать еще рано, хотя определенные сдвиги
в общественном сознании по этому поводу
уже есть: на Интернет уже ссылаются как
на полноценный источник информации; почти
все средства массовой информации имеют
свои электронные варианты; расширяется
использование Интернет в банковской
сфере и т.д. Однако, отличие отечественного
информационного рынка от мирового или
рынка развитых стран в том, что на отечественном
остается немного времени для занятия
своей ниши на этом рынке, да и технические
возможности заметно отстают от западных,
к тому же большинство коммерсантов еще
не до конца понимают, что делают они и
что надо им делать.
Научных разработок
по проблематике информационного рынка
пока что маловато, и большинство
из них представлены в Интернет.
Поэтому в работе и были использованы
четыре группы источников: статьи в Интернет;
статьи в периодических изданиях России;
монографии по информационным средствам
ведения бизнеса и информационному обществу;
и наконец, современные издания по экономике.
В последнее
время информационный рынок развивается
очень быстрыми темпами, стремясь за
научно-техническим прогрессом, и на сегодняшний
день главное – национальным экономикам
успеть за этим процессом.Россия не должна
пропустить это развитие мимо себя, ибо
наступает век информации, в котором многое
будет определяться положением на информационном
рынке, и наша страна должна занять на
нем достойное место, чем и определяется
актуальность данной темы исследования.
Виды информационных товаров и услуг:
Информационная сфера охватывает широкий круг товаров и услуг. Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образование, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д.
Общепринятой классификации
Прежде всего следует
При прагматическом подходе,
Отметим, что в международной практике, еще начиная с работ Ф.Махлупа, к информационным товарам, как правило, относят собственно продукты информационной деятельности и вспомогательные продукты, т. е. обеспечивающие производство, хранение, обработку и распространение информации.
Так, Ф. Махлуп выделил 30 отраслей,
связанных с производством
знания и разделил их на
пять групп: образование,
Существует и такая точка
На мой взгляд, целесообразность
того или иного подхода
к выделению видов
Классификация информации
Важным понятием
при работе с информацией является
классификация объектов.
Классификация
- cистема распределения объектов (предметов,
явлений, процессов, понятий) по классам
в соответствии с определенным признаком
Под объектом понимается
любой предмет, процесс, явление
материального или
Любая классификация
всегда относительна. Один и тот же объект
может быть классифицирован по разным
признакам или критериям. Часто встречаются
ситуации, когда в зависимости от условий
внешней среды объект может быть отнесен
к разным классификационным группировкам.
Эти рассуждения особенно актуальны при
классификации видов информации без учета
ее предметной ориентации, так как она
часто может быть использована в разных
условиях, разными потребителями, для
разных целей.
Информация подразделяется
по форме представления на 2 вида:
- дискретная
форма представления информации
- это последовательность
- аналоговая
или непрерывная форма
Рис. 1 Классификация информации, циркулирующей в организации
На рис. 1приведена
одна из схем классификации циркулирующей
в организации (фирме) информации. В основу
классификации положено пять наиболее
общих признаков: место возникновения,
стадия обработки, способ отображения,
стабильность, функция управления.
Место возникновения.
По этому признаку информацию можно разделить на входную, выходную, внутреннюю, внешнюю:
Входная информация - это информация, поступающая в фирму или ее подразделения.
Выходная информация - это информация, поступающая из фирмы в другую фирму, организацию (подразделение).Одна и та же информация может являться входной для одной фирмы, а для другой, ее вырабатывающей, выходной. По отношению к объекту управления (фирма или ее подразделение: цех, отдел, лаборатория) информация может быть определена как внутренняя, так и внешняя.
Внутренняя информация возникает внутри объекта, внешняя информация - за пределами объекта.
Стадия обработки.
По стадии обработки информация может быть первичной, вторичной, промежуточной, результатной:
Первичная информация - это информация, которая возникает непосредственно в процессе деятельности объекта и регистрируется на начальной стадии.
Вторичная информация - это информация, которая получается в результате обработки первичной информации и может быть промежуточной и результатной.
Промежуточная информация используется в качестве исходных данных для последующих расчетов.
Результатная
информация получается в процессе обработки
первичной и промежуточной
Стабильность.
По стабильности информация может быть переменной (текущей) и постоянной (условно-постоянной):
Переменная информация отражает фактические количественные и качественные характеристики производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Она может меняться для каждого случая как по назначению, так и по количеству. Например, количество произведенной продукции за смену, еженедельные затраты на доставку сырья, количество исправных станков и т.п.
Постоянная (условно-постоянная)
информация - это неизменная и многократно
используемая в течение длительного периода
времени информация. Постоянная информация
может быть справочной, нормативной, плановой:
-постоянная справочная
информация включает описание постоянных
свойств объекта в виде устойчивых длительное
время признаков. Например, табельный
номер служащего, профессия работника,
номер цеха и т.п.;
-постоянная нормативная
информация содержит местные, отраслевые
и общегосударственные нормативы. Например,
размер налога на прибыль, стандарт на
качество продуктов определенного вида,
размер минимальной оплаты труда, тарифная
сетка оплаты государственным служащим;
-постоянная плановая
информация содержит многократно используемые
в фирме плановые показатели. Например,
план выпуска телевизоров, план подготовки
специалистов определенной квалификации.
Функция управления.
По функциям управления обычно классифицируют экономическую информацию. При этом выделяют следующие группы: плановую, нормативно-справочную, учетную и оперативную (текущую):
Плановая информация - информация о параметрах объекта управления на будущий период. На эту информацию идет ориентация всей деятельности фирмы.
Нормативно-справочная информация содержит различные нормативные и справочные данные. Ее обновление происходит достаточно редко.
Учетная информация - это информация, которая характеризует деятельность фирмы за определенный прошлый период времени. На основании этой информации могут быть проведены следующие действия: скорректирована плановая информация, сделан анализ хозяйственной деятельности фирмы, приняты решения по более эффективному управлению работами и пр. На практике в качестве учетной информации может выступать информация бухгалтерского учета, статистическая информация и информация оперативного учета.
Оперативная (текущая) информация - это информация, используемая в оперативном управлении и характеризующая производственные процессы в текущий (данный) период времени. К оперативной информации предъявляются серьезные требования по скорости поступления и обработки, а также по степени ее достоверности. От того, насколько быстро и качественно проводится ее обработка, во многом зависит успех фирмы на рынке.
Способы возникновение информации:
Элементарная (механическая)- информация, которая отражает процессы, явления неодушевленной природы.