Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:00, реферат
Цель любой деятельности человека - это удовлетворение потребностей. Человек работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек, не имеющий потребностей - мертвый человек. С давних пор эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, и тем самым упростить понимание отличия высших и низших потребностей (вторичных и первичных).
Введение
1. Понятие потребностей
Классификация потребностей
Анализ основных потребностей человека
2. Удовлетворение и неудовлетворение личных потребностей
Структура потребностей
3. Мотивация
Теория мотивации по Маслоу
4. Формирование общественных потребностей как социально-экономический процесс
Заключение
Список используемой литературы
потребности делятся на два вида: существования и достижения целей жизни;
к первому виду относятся потребности: физиологические, безопасности, причастности; ко второму - потребности в материальных благах, власти и славе, знаниях и творчестве, духовном совершенствовании;
выделяются три уровня удовлетворения потребностей существования: минимальный, базовый, уровень роскоши;
потребности достижения целей жизни формируются после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования;
базовые уровни удовлетворения потребностей существования могут иметь значительные индивидуальные различия.
3. Мотивация
Мотив (или побуждение) - нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения.
Самые популярные из них - теория Зигмунда Фрейда и теория Авраама Маслоу - предполагают совершенно разные выводы для деятельности по исследованию потребителей и сервиса.
Фрейд считал, что люди в основном не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, что человек растет, подавляя при этом в себе множество влечений.
Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда не находятся под полным контролем. Они проявляются в сновидениях, оговорках, невротическом поведении, навязчивых состояниях и т.д. Таким образом, человек не отдает себе полного отчета в истоках собственной мотивации.
3.1 Теория мотивации Маслоу
Авраам Маслоу попытался
объяснить, почему в разное время
людьми движут разные потребности. Ученый
считает, что человеческие потребности
располагаются в порядке
Разработанная Маслоу иерархия представлена на рис. 1.
По степени значимости потребности располагаются в следующем порядке:
- физиологические потребности;
- потребности самосохранения;
- социальные потребности;
- потребности в уважении;
- потребности в самоутверждении.
Человек стремится
в первую очередь удовлетворить
самые важные потребности. Как только
ему удается удовлетворить
Восприятие. Мотивированный
человек готов к действию. Характер
его действия зависит от того, как
он воспринимает ситуацию. Два разных
человека, будучи одинаково мотивированными,
в одной и той же объективной
ситуации могут действовать по-разному,
поскольку по-разному
Избирательное восприятие.
Сталкиваясь с огромным количеством
раздражителей, человек не в состоянии
реагировать на все. Большинство
из них он отсеивает, а замеченными
оказываются следующие
- связанные с имеющимися в данный момент потребностями;
- которых ожидают;
- которые резко
отличаются какими-то своими
Избирательное искажение. Замеченные потребителем раздражители не обязательно воспринимаются им так, как это было задумано отправителем. Каждый человек стремится вписать поступающую информацию в рамки существующих у него мнений. Под избирательным искажением имеют в виду склонность людей трансформировать информацию, придавая ей личностную значимость.
Избирательное запоминание. Человек склонен запоминать информацию, поддерживающую его отношения и убеждения.
Усвоение. Человек усваивает знания в процессе деятельности.
Усвоение - это определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта.
Убеждения и отношения. Посредством действий и усвоения человек приобретает убеждения и отношения. А они в свою очередь влияют на его покупательское поведение.
Убеждение - мысленная характеристика индивидом чего-либо.
Убеждения могут основываться на реальных знаниях, мнениях или просто вере. Производителей, естественно, интересуют убеждения людей в отношении конкретных товаров. Из этих убеждений складываются образы товаров и марок.
Отношение. Почти ко всему - политике, одежде, музыке, еде и т.п. -человек имеет собственное отношение.
Отношение - сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная оценка индивидом какого-либо объекта или идеи,
испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий(рис.1)
4.Формирование процесс
общественных потребностей как социально-экономический
Новый концептуальный подход к исследованию общественных потребностей как сложной многоуровневой системы, охватывающей потребности социума, позволяет рассмотреть формирование общественных потребностей как:
- воспроизводственный процесс;
- информационный процесс;
- социальный процесс.
Наличие трех составляющих единого процесса формирования общественных потребностей характеризует его как важнейшую основу воспроизводства и эволюции хозяйственных систем. Все три составляющие процесса формирования общественных потребностей взаимосвязаны. Так, любой воспроизводственный процесс предполагает аккумуляцию и учет информации об объекте воспроизводства, в данном случае - о хозяйстве в целом. Информация, в свою очередь, выступает обязательным начальным условием любого хозяйственного процесса, при этом объемы располагаемой хозяйствующими субъектами информации могут быть различными. Механизмы получения субъектами необходимой хозяйственной информации зависят от многих факторов, среди которых важнейшими являются связь производства и потребления, тип организации хозяйства, характеристика хозяйственной среды. Поскольку процесс формирования системы общественных потребностей направлен на результаты общественного воспроизводства, взятые в широком смысле слова, т.е. включающие формирование ценностных ориентиров социума и отдельного человека в ней, то, следовательно, формирование общественных потребностей есть процесс социальный.
Как политэкономическая
категория общественные потребности
могут рассматриваться в
В первом случае они выражают отношения по поводу эволюции хозяйственных систем, во втором - по поводу воспроизводства и развития одной конкретной хозяйственной системы. При этом общественные потребности всегда отражают макро хозяйственные связи, складывающиеся в исследуемом хозяйстве (хозяйствах), и представляют информационные потоки, характеризующие связь производства и потребления, тип воспроизводственного процесса.
Формирование общественных потребностей - многоуровневый воспроизводственный и информационный процесс. Исследование его возможно в следующих аспектах:
1) общеэволюционном - как эволюции систем общественных потребностей, функционирующих в различных типах хозяйства, а также эволюции отдельных подсистем целостной системы общественных потребностей;
2) конкретно-историческом - как воспроизводства системы общественных потребностей и ее подсистем в рамках определенной системы хозяйства;
3) футурологическом - как выявление тенденций становления системы общественных потребностей качественно новой системы хозяйства, еще не существующей как целостной системы, т.е. в данном случае предметом исследования выступают потребности общественного развития.
Подчеркнем, что
формирование общественных потребностей
можно рассматривать и
В отличие от потребностей вообще общественные потребности есть потребности социума, опосредованные макро хозяйственными связями, и соответственно процесс их формирования опирается на следующие макро хозяйственные связи:
1) производственные
связи, отражающие процессы
2) воспроизводственные
связи, характеризующие тип
3) финансовые связи,
показывающие направления и
4) организационные
связи, обеспечивающие
5) информационные
связи, предполагающие
Многоаспектность и многоуровневость процесса формирования общественных потребностей хорошо иллюстрирует уже использованная ранее схема эволюции хозяйственных систем. Опираясь на нее, раскроем содержание процесса формирования общественных потребностей как сложного эволюционного и социально-экономического процесса.
Формирование общественных потребностей может быть рассмотрено:
1) как эволюционный
процесс, предполагающий смену
одних систем общественных
2) как воспроизводственный
процесс, протекающий в рамках
определенной хозяйственной
3) как процесс
качественного изменения всех
подсистем общественных
4) как процесс
становления новой системы
5) как процесс выявления новых тенденций в хозяйственной жизни и соответственно - потребностей общественного развития.
Формирование общественных
потребностей как эволюционный процесс
имеет своим исходным пунктом
потребность в труде и
Заключение
По данной работе
можно сделать следующие
1. Потребность -
это всегда потребность в чем-
Понятие потребности используется в трех значениях: как обозначение
а) объекта внешней среды, необходимого для нормальной жизнедеятельности (потребность-объект);
б) состояния психики, отражающего нехватку чего-либо (потребность-состояние);
в) фундаментальных свойств личности, определяющих ее отношение к миру (потребность-свойство).
Потребности также можно разделить на биологические, социальные и идеальные.
Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так, А. Маршалл, ссылаясь на немецкого экономиста Германна, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др.:
1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.
2. Потребности всемирного объединения людей.
2. Сфера сервиса
- совокупность отраслей
Список литературы
1. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 1996.
2. Головин С. Эволюция
мифа «Как человек стал
3. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986
4. Мотивация поведения человека в сфере труда. М., 1990
5. Кушлин В.И. Экономическая теория - М.: Институт экономики РАН. 2004г.
6. Марченко Т.
А. «Потребность как
Информация о работе Безграничность человеческих способностей и их классификация