Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 23:26, курсовая работа
В Беларуси уровень безработицы официально регистрируется исходя из определения статуса безработного, закрепленного в Законе "О занятости населения". Согласно этому закону "безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие в Республике Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. Регистрация безработных осуществляется... при личном обращении" [1, с. 7]. Таким образом, показатель уровня безработицы в нашей стране базируется, как правило, на численности безработных, официально зарегистрированных в службе занятости.
ВВЕДЕНИЕ………...……………………………………………………………...2
1. БЕЗРАБОТИЦА – неотъемлемое свойство рыночной системы хозяйствования
Безработица: определение, виды, показатели. Издержки безработицы….4
Причины безработицы: классическая и кейнсианская концепция. Особенности современно безработицы ……………………………………9
Анализ уровня безработицы в Республике Беларусь ( на основе статистических данных). Основные направления снижения уровня безработицы в Республике Беларусь на современном этапе……………..22
2. Комплексное практическое задание…………………………………
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национально экономики с использованием модели IS-LM………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЯ………………………………………………………………….41
Список используемых источников.…………………………………………
Следует отметить, что в республике Беларусь наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. На 119 тыс. безработных заявлено только 35 тыс. вакансий, из них более 80% предусмотрены для трудоустройства по рабочим и строительным специальностям, в то время как среди безработных каждый третий - специалист или служащий. Зато сельское хозяйство сегодня испытывает большую потребность в трактористах, операторах машинного доения и животноводах. Дефицит на такие специальности во многом объясняется большими физическими нагрузками и невысоким уровнем заработной платы, которая к тому же выплачивается несвоевременно (задолженность по заработной плате сельскому хозяйству составляет более 31.4 млрд. рублей).
Необходимо также отметить, что за общими цифрами страновой безработицы скрываются значительные внутрирегиональные различия. Для примера приведем северные и южные области Италии, либо западные и восточные земли Германии, где уровни безработицы соотносятся как 1:5. Существенные региональные диспропорции наблюдаются в Испании и Бельгии. В большинстве других стран, в том числе в США, Великобритании, Австралии существуют небольшие по численности населения административные единицы, в которых уровень безработицы значительно превышает общенациональные показатели. Для этих рынков характерны низкий уровень экономической активности населения (за которым нередко стоят скрытые формы безработицы) и более высокий, чем в среднем, уровень длительной безработицы.
Не лучшим образом обстоят дела и в регионах Республики Беларусь. В ряде городов и районов республики уровень безработицы значительно превышает средне республиканский уровень. Лидерами здесь являются Витебская и Могилевская области, где на конец июля 2002 г. уровень безработицы составил соответственно 3.6% и 3.4%. Причина такого положения кроется в преобладании моноструктурной специализации экономик отдельных городов. Одно - два градообразующих предприятия при своей неритмичной работе в последнее время уже не могут обеспечить полную занятость региона или города. Проблема усугубляется и таким фактором, как занятость военнослужащих и их семей в военных городках, где произошел вывод войск.
Обращение к исследованию безработицы в Республике Беларусь продиктовано в первую очередь укоренившимся в течение последних нескольких лет представлением о неактуальности данной проблемы (в 1999-2000 гг. ее уровень составлял 2.1%) . Несмотря на множество интересных исследований тенденций, характерных для социально-трудовой сферы Беларуси, в целом практика государственного регулирования социально-трудовых процессов так или иначе отражает это мнение, что выражается в регулировании только официально контролируемой части рынка труда, слабой связи политики занятости с другими направлениями макроэкономической политики, рассмотрении политики регулирования безработицы только в контексте ее социальных последствий.
Такая ситуация объясняется недостаточным теоретико-методологическим обоснованием сущности безработицы в условиях переходной экономики. С началом трансформационных преобразований возникло противоречие между теорией и практикой изучения и управления безработицы в Беларуси. Вопросы сущности, видов, причин и последствий безработицы, способов ее регулирования, разработанные для развитой рыночной экономики в трудах классиков экономической теории, широко известны и распространены в отечественной экономической среде. Однако, как отмечает доктор экономических наук Е. В. Ванкевич в своей статье “Безработица в Беларуси”, использование такой теоретико-методологической основы регулирования безработицы в практике переходной экономики Республики Беларусь оказывается мало результативным, поскольку инструментарий регулирования, разработанный для рыночной экономики в процессе ее эволюции, требует соответствующей рыночной среды для ее реализации. Это объясняет эклектичность применяемых форм и методов регулирования, их противоречивость и, соответственно, непоследовательность экономических преобразований.
Природа появления безработицы в рыночной экономике принципиально отлична от отечественных условий, поскольку это результат механизма межотраслевого и внутриотраслевого движения капитала, фазы экономического цикла. Поэтому и концентрируется она за пределами предприятий (за исключением внутрифирменной кадровой политики, обусловленной задачами формирования внутренних рынков труда). В отечественной экономике безработица является результатом накопления избыточной рабочей силы внутри предприятий в условиях экстенсивного развития государственной экономики. Отсюда основной потенциал безработицы сконцентрирован внутри предприятий и институционально поддерживается вплоть до настоящего времени.
В силу указанных обстоятельств уровень и структура безработицы в Беларуси не могут полностью объяснены ни закономерностями рыночной экономики (испытывающей структурную и циклическую безработицу), ни закономерностями переходной экономики (испытывающей массовую безработицу по причине снижения высокого уровня занятости и реструктуризации экономики). Существующий уровень безработицы в Беларуси связан с административным контролем за количественными параметрами и отражает состав безработных на вторичном рынке труда. Как уже говорилось, этот уровень, по общепринятым стандартам, не является тревожным, что позволяет предположить неадекватность официальной статистики реальной действительности в области занятости.
Активизация механизмов рыночного регулирования экономики сопряжена с реструктуризацией, модернизацией производств. Это, в свою очередь, неминуемо спровоцирует массовые высвобождение персонала (то есть сокращение избыточной занятости) и рост безработицы. Чтобы подготовиться к такому развитию ситуации, необходимо уже сейчас оценить масштабы предстоящих высвобождений и с помощью региональных служб занятости начать работу по управлению потоками высвобождаемых из производства работников. Оценку совокупного масштаба предстоящих высвобождений можно провести различными способами:
по параметрам неполной вынужденной занятости, характеризующей объем рабочей силы, которую предприятие не в силах загрузить работой. В 2000г. 8.2% занятых в экономике находились либо в административных отпусках, либо работали в режиме неполного рабочего дня по инициативе администрации. Но данный расчет не дает полной картины избыточной занятости, поскольку не учитывает тот труд, на который нет спроса в экономике (а потому он тоже относится к избыточному);
по параметрам нереализованной продукции, на которую нет платежеспособного спроса в экономике. В этом случае говорить о совокупной величине можно лишь условно, так как она значительно варьируется в отраслевом разрезе. Например, на отдельных предприятиях приборостроения избыточная занятость, оцененная по объему нереализованной продукции, достигает 50%, легкой промышленности - около15%, в лесной, деревообрабатывающей промышленности-около5%, в сфере кредитования, страхования ее нет [4, с. 235]. Корреляционно-регрессионная модель, отражающая зависимость между численностью занятых и объемами производства ВВП в Беларуси за период 1991-1999 гг., показала, что для производства ВВП в 2000 г. достаточно было не более 85% от численности занятых в 1999 г. То есть на труд 15% занятых нет спроса в экономике, и при реальной реструктуризации они должны быть высвобождены и поменять сферу приложения своего труда;
по параметрам производства убыточной продукции (за исключением той, производство которой дотируется государством по соображениям удержания социально приемлемой цены). В Беларуси удельный вес убыточных предприятий на 1.04.2001 г. составлял 40.1% от учитываемых в текущем порядке предприятий, хотя на 1.01.2001 г. их было 23.4% [11, с. 5] (в пересчете на численность занятых это составляет 33.1%).
Итак, в зависимости от кардинальности рыночных преобразований на открытом рынке труда Беларуси в ближайший период может оказаться от 8 до 33% численности занятых и, конечно, вырастет уровень безработицы. Указанные обстоятельства объективно обусловливают необходимость углубления теоретических и эмпирических исследований безработицы в переходной экономике Беларуси, ее проявлений, последствий, возможностей и направлений регулирования.
1.3. Анализ уровня безработицы в Республике Беларусь (на основе статистических данных). Основные направления снижения уровня безработицы в Республике Беларусь на современном этапе.
Современная инвестиционная деятельность в Беларуси в большей степени ориентирована на государственное субсидирование и дотирование трудоизбыточных градообразующих производств с целью предотвращения массовых высвобождений рабочей силы. Это консервирует неэффективную занятость. Как представляется, главная задача в управлении такими предприятиями должна быть сконцентрирована в плоскости их реструктуризации, основанной на сегментировании персонала и выявлении потенциальных возможностей производства конкурентоспособной качественной продукции [20].
Представляется неоправданным продолжение целевого инвестирования сельского хозяйства и строительства жилья, поскольку это невозвратные инвестиции, также не оправдывает себя административное создание новых рабочих мест на прежней технологической базе. По сути, обозначенные явления не только не способствуют структурной перестройке, но и тормозят её, так как сохраняют неэффективную занятость. Нужна общая среда, заинтересовывающая в активизации инвестиционной деятельности негосударственных субъектов хозяйствования, и гарантирующая субъектам инвестиционной активности доходы на вложенный капитал (предпринимателю — прибыль, кредитору — процент за пользование кредитом, государству - налог).
Анализ существующей практики фискального регулирования занятости в Республике Беларусь позволяет сделать вывод о её разнонаправленном характере, поскольку отсутствуют чёткие критерии выбора объектов и направлений регулирования, превалируют тактические цели. Обилие налогов и незащищённость предпринимателей перед их постоянным изменением и введением новых затрудняют хозяйственную деятельность в стране и не способствуют увеличению занятости. Существует практика льготного налогообложения и субсидирования предприятий в целях поддержания занятости на них, но она способствует консервации неэффективной занятости на микроуровне [20].
Однако бюджетно-налоговое регулирование может ощутимо повлиять на экономическую активность в стране, создав условия для повышения эффективности занятости. Важным направлением в этой области считается расширение государственных расходов. Чтобы поддержать отечественных производителей, государство может расширить объём закупок у них (в Беларуси — для поднятия малого бизнеса), увеличить ассигнования в бюджетную сферу, использовать практику представления налоговых льгот, связанных с освобождением от выплат в социальные фонды, по налогообложению прибыли, по расходам, связанным с профессиональным обучением и переподготовкой, в связи с принятием на работу неконкурентоспособных на рынке труда граждан, использовать прямое целевое государственное финансирование мероприятий в области занятости при обязательном соблюдении условий её эффективности.
Кредитно-денежные методы регулирования занятости достаточно сложны и могут принести эффект лишь в условиях рыночной среды. Сущность действия кредитно-денежного механизма состоит в возможности со стороны государства управлять объёмами денежной массы в стране, расширяя масштабы инвестиционной деятельности и кредитования. Опосредованно, это может привести к расширению совокупного спроса и занятости. Зависимости здесь таковы [20]:
- При увеличении денежной массы
в стране возможен рост
- При росте совокупных доходов
увеличивается совокупный
- При росте совокупного спроса на товары (услуги) растёт спрос на труд.
На реализацию плана мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной программы занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы предусматривается направить свыше Br153,1 млрд.
Основная сумма средств будет направлена на финансирование мероприятий, связанных с реализацией активных мер государственной политики занятости на рынке рабочей силы. Выполнение планируемых на 2010 год мероприятий позволит обеспечить уровень безработицы к концу 2010 года в пределах 1,2-1,5%, увеличить численность занятых в экономике до 4740 тыс. человек.
В качестве приоритетов программы содействия занятости замминистра назвал вовлечение в экономическую деятельность незанятого населения, повышение качества трудовых ресурсов, улучшение ситуации в сфере занятости малых городов и сельской местности.
Проектом предусматривается создание 165 тыс. рабочих мест. Создание такого количества рабочих мест с учетом заявляемых в госслужбу занятости вакансий (примерно 40 тыс.) позволит обеспечить прирост числа занятых в экономике в прогнозируемых параметрах, а также обеспечить стабильную ситуацию на рынке труда в целом.
Для повышения качества трудовых ресурсов на профподготовку в 2010 году планируется направить 26,3 тыс. безработных. Особое внимание уделяется обеспечению занятости наиболее уязвимых категорий граждан - инвалидов, молодежи, обязанных лиц, а также вернувшихся из мест лишения свободы.
Рынок труда в 2010 году будет развиваться в условиях сокращения численности трудоспособного населения и, соответственно, трудовых ресурсов до 6210 тыс. человек (для сравнения: в 2006 году было 6227,9 тыс.). По прогнозным расчетам, в органах по труду, занятости и соцзащите может быть зарегистрировано в качестве безработных около 220 тыс. человек. С учетом граждан, состоящих на учете на конец 2009 года, число нуждающихся в содействии в трудоустройстве может составить около 270 тыс. человек.[19]
Информация о работе Безработица: определение, виды, показатели. Издержки безработицы