Безработица: причины, формы и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель – раскрыть понятие безработицы и выявить пути решения этой проблемы.
Задачи:
раскрыть сущность безработицы;
проанализировать последствия данного социально- экономического явления;
проанализировать ситуацию на рынке труда в РФ;
рассмотреть основные меры снижения безработицы в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
1 БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ…6
Понятие и сущность безработицы………………………………………...6
Виды безработицы………………………………………………………….11
ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ……...16
Последствия безработицы………………………………………………….16
Государственное регулирование занятости……………………………….18
Неоклассическая концепция занятости……………………………………21
Кейнсианская концепция занятости………………………………………25
БЕЗРАБОТИЦА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ……………………………29
Анализ безработицы в Российской Федерации…………………………29
Основные направления снижения безработицы в РФ…………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКЙ СПИСОК…………………………………………42
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 148.99 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Безработица: причины, формы  и последствия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «Экономическая теория»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2011

 

АННОТАЦИЯ

 

 

 

 


 

Заикина Г.А. Безработица: причины, формы и последствия.  – Челябинск: ЮУрГУ, ЭиУ-224, 2011. -50с.,15ил.,2табл.,библиографический список – 30 наим., 1 прил.


 

В курсовой работе раскрыто понятие безработицы, ее сущность, виды и последствия.

Также  проанализирована ситуация на рынке труда в России, и государственная политика регулирования  уровня безработицы.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

1 БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНО  – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ…6

    1. Понятие и сущность безработицы………………………………………...6
    2. Виды безработицы………………………………………………………….11
  1. ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ……...16
    1. Последствия безработицы………………………………………………….16
    2. Государственное регулирование занятости……………………………….18
    3. Неоклассическая концепция занятости……………………………………21
    4. Кейнсианская концепция занятости………………………………………25
  2. БЕЗРАБОТИЦА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ……………………………29
    1. Анализ безработицы в Российской Федерации…………………………29
    2. Основные направления снижения безработицы в РФ…………………..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..41

БИБЛИОГРАФИЧЕСКЙ СПИСОК…………………………………………42

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Отношения в сфере занятости населения являются основополагающими в экономике любой страны и во многом определяют ее развитие. В условиях финансового кризиса ситуация на рынке труда обострилась во всем мире. Общемировой уровень безработицы в 2008 году составил 6%. В Европейских странах он колебался от 0,8% в Белоруссии до 33,8% в Македонии. В ноябре 2009 года уровень безработицы в Евросоюзе был равен 10%. Проблема занятости остается острой для большинства стран мира. Безработица стала, по выражению П.Самуэльсона, «самой зловещей чертой нашего времени».

В современной России, одной  из важнейших отличительных черт происходящих перемен, являются качественные изменения в сфере труда и  занятости, вызывающие многообразные  экономические и социальные последствия, такие как безработица, необходимость  социальной защиты занятости населения, обеспечения права граждан на труд и требующие регулирования  указанных процессов. Внимательное отношение к проблемам трудоустройства  продиктовано следующими причинами:

  • благосостояние любого государства зависит от количества работающих граждан (т.е. тех кто платит налоги и кормит тех кто не в состоянии заработать себе на жизнь);
  • безработные являются нестабильной, потенциально криминогенной группой в обществе (у безработных более высок риск асоциального поведения);
  • безработные - это социально незащищенные слои населения, требующие материальной помощи в виде доплат, компенсаций, и пр. (т.е. дешевле обходится борьба с безработицей, чем ее содержание).

Цель – раскрыть понятие безработицы и выявить пути решения этой проблемы.

Задачи:

  1. раскрыть сущность безработицы;
  2. проанализировать последствия данного социально- экономического явления;
  3. проанализировать ситуацию на рынке труда в РФ;
  4. рассмотреть основные меры снижения безработицы в России.

Анализ используемой литературы.

Теоретическую основу данного  исследования составляют труды ученых, исследующих как широкий комплекс проблем занятости населения  в условиях рыночного хозяйства, так и вопросы ее государственного регулирования. Среди работ в  области исследования занятости  и безработицы следует выделить труды, В.И.Плакся, Ю.П.Кокина, А.И. Рофе, Вечканова, С.Н Ивашковского и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНО  – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

    1. Понятие и сущность безработицы

Безработица — общественно-экономическое  явление, появившееся вместе с появлением наемного труда. Она характеризуется, с одной стороны, желанием людей  работать по найму с целью получения  дохода — заработка, а с другой стороны, отсутствием такой работы.

Безработицу можно определить как состояние экономически активной части населения, которое характеризуется  отсутствием у людей наемной  работы или легитимного, т.е. не противоречащего  действующему законодательству, доходного  занятия при наличии желания  иметь такую работу (занятие) и  ее активного поиска. 
В определениях понятия «безработный», так же как и понятия «занятый», имеются различия между их трактовкой Международной организацией труда (которой придерживается и Росстат) и российским законодательством. 
По методологии Международной организации труда, безработные — это лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

    1. не имели работу (доходного занятия);
    2. занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела;
    3. были готовы приступить к работе; 
    4. обучались по направлению службы занятости;
    5. являлись учащимися, студентами, пенсионерами и инвалидами, занимающимися поиском работы и готовыми приступить к ней. 
      В составе безработных выделяют лиц, не занятых трудовой деятельностью, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанных безработными. 
      Согласно Закону о занятости населения в Российской Федерации, безработные — это трудоспособные граждане, которые: 
    • не имеют работы и заработка;
     
    • ищут работу;
    • готовы приступить к работе; 
    • зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. 
      Помимо этого в Законе о занятости населения в Российской Федерации сказано, что безработными не могут быть признаны граждане: 
      а)    не достигшие 16-летнего возраста; 
      б)    которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена одна из перечисленных пенсий: трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно; пенсия (для тех, кто уволен в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата организации при отсутствии возможности их трудоустройства) на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста; пенсия по старости и за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; 
      в)    отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации) по одной и той же профессии (специальности) дважды; 
      г)    не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; 
      д)    осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; 
      е)    представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; 
      ж)    которые считаются по Закону о занятости населения в Российской Федерации занятыми [31] . 
      Таким образом, основные отличия в трактовке понятия «безработный», во-первых, состоят в том, что Закон относит к безработным только тех трудоспособных граждан, не имеющих работу и заработка, ищущих работу и готовых приступить к ней, которые зарегистрированы в органах службы занятости; во-вторых, закон не признает безработными граждан, которым назначена пенсия по старости, в том числе досрочно, а также некоторым другим категориям граждан. 
      Росстат в соответствии с методологией Международной организации труда безработными, во-первых, считает всех людей от 16 лет и старше, которые не имеют работы, ищут ее и готовы приступить к ней, независимо от того, зарегистрирован человек в органах службы занятости или нет, но в числе безработных выделяет тех, кто зарегистрирован в органах службы занятости; во-вторых, лиц, обучающихся по направлению органов службы занятости, а также учащихся, студентов, пенсионеров и инвалидов, которые ищут работу и готовы приступить к ней. 
      Признание человека безработным происходит не сразу после его обращения в органы службы занятости, предоставления необходимых для этого документов и регистрации в качестве ищущего подходящую работу, а лишь при невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации. В этом случае человека признают безработным со дня предъявления необходимых для этого документов. Первые 10 дней гражданин будет числиться как зарегистрированный в органах службы занятости, но не как безработный. Поэтому в статистических сведениях об уровне безработицы можно встретить несколько показателей: число безработных, в том числе зарегистрированных в органах службы занятости, из них — признанных безработными. Помимо этого ведется учет тех безработных, которым выплачивается пособие по безработице, так как есть категории безработных, которым пособие по безработице временно не выплачивается. 
      Требуют пояснения понятия «подходящая работа» и «неподходящая работа». В соответствии с Законом о занятости населения в Российской Федерации подходящей считается такая работа, в том числе и временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. 
      Закон детализирует понятия транспортной доступности рабочего места и условия последнего места работы, так как они могут трактоваться произвольно. 
      Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного должна определяться органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. 
      Условия труда должны соответствовать правилам и нормам по охране труда. 
      Предлагаемый заработок должен быть не ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Но если средний заработок зарегистрированного в органах службы занятости гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, то к понятию «подходящая работа» относится заработок, который будет не ниже величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, в котором он зарегистрирован (в республике, крае, области, автономной области, автономном округе, Москве и Санкт- Петербурге). 
      Оплачиваемая работа, включая работу временного характера, считается подходящей для граждан: 
    • впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;  
    •  отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после первого периода выплаты пособия по безработице;
    •  состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
    •  обратившихся в органы службы занятости после окончания</s

Информация о работе Безработица: причины, формы и последствия