Безработица: причины, формы
и последствия
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине
«Экономическая теория»
Челябинск 2011
АННОТАЦИЯ
Заикина Г.А. Безработица:
причины, формы и последствия.
– Челябинск: ЮУрГУ, ЭиУ-224, 2011. -50с.,15ил.,2табл.,библиографический
список – 30 наим., 1 прил.
В курсовой работе раскрыто
понятие безработицы, ее сущность, виды
и последствия.
Также проанализирована
ситуация на рынке труда в России,
и государственная политика регулирования
уровня безработицы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
1 БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНО
– ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ…6
- Понятие и сущность безработицы………………………………………...6
- Виды безработицы………………………………………………………….11
- ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ……...16
- Последствия безработицы………………………………………………….16
- Государственное регулирование занятости……………………………….18
- Неоклассическая концепция занятости……………………………………21
- Кейнсианская концепция занятости………………………………………25
- БЕЗРАБОТИЦА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ……………………………29
- Анализ безработицы в Российской Федерации…………………………29
- Основные направления снижения безработицы в РФ…………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКЙ СПИСОК…………………………………………42
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….44
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Отношения в сфере занятости
населения являются основополагающими
в экономике любой страны и во многом определяют
ее развитие. В условиях финансового кризиса
ситуация на рынке труда обострилась во
всем мире. Общемировой уровень безработицы
в 2008 году составил 6%. В Европейских странах
он колебался от 0,8% в Белоруссии до 33,8%
в Македонии. В ноябре 2009 года уровень
безработицы в Евросоюзе был равен 10%.
Проблема занятости остается острой для
большинства стран мира. Безработица стала,
по выражению П.Самуэльсона, «самой
зловещей чертой нашего времени».
В современной России, одной
из важнейших отличительных черт
происходящих перемен, являются качественные
изменения в сфере труда и
занятости, вызывающие многообразные
экономические и социальные последствия,
такие как безработица, необходимость
социальной защиты занятости населения,
обеспечения права граждан на
труд и требующие регулирования
указанных процессов. Внимательное
отношение к проблемам трудоустройства
продиктовано следующими причинами:
- благосостояние любого государства зависит от количества работающих граждан (т.е. тех кто платит налоги и кормит тех кто не в состоянии заработать себе на жизнь);
- безработные являются нестабильной, потенциально криминогенной группой в обществе (у безработных более высок риск асоциального поведения);
- безработные - это социально незащищенные слои населения, требующие материальной помощи в виде доплат, компенсаций, и пр. (т.е. дешевле обходится борьба с безработицей, чем ее содержание).
Цель – раскрыть понятие безработицы
и выявить пути решения этой проблемы.
Задачи:
- раскрыть сущность безработицы;
- проанализировать последствия данного социально- экономического явления;
- проанализировать ситуацию на рынке труда в РФ;
- рассмотреть основные меры снижения безработицы в России.
Анализ используемой
литературы.
Теоретическую основу данного
исследования составляют труды ученых,
исследующих как широкий комплекс
проблем занятости населения
в условиях рыночного хозяйства,
так и вопросы ее государственного
регулирования. Среди работ в
области исследования занятости
и безработицы следует выделить
труды, В.И.Плакся, Ю.П.Кокина, А.И. Рофе,
Вечканова, С.Н Ивашковского и других.
1 БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНО
– ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
- Понятие и сущность безработицы
Безработица — общественно-экономическое
явление, появившееся вместе с появлением
наемного труда. Она характеризуется,
с одной стороны, желанием людей
работать по найму с целью получения
дохода — заработка, а с другой
стороны, отсутствием такой работы.
Безработицу можно определить
как состояние экономически активной
части населения, которое характеризуется
отсутствием у людей наемной
работы или легитимного, т.е. не противоречащего
действующему законодательству, доходного
занятия при наличии желания
иметь такую работу (занятие) и
ее активного поиска.
В определениях понятия «безработный»,
так же как и понятия «занятый», имеются
различия между их трактовкой Международной
организацией труда (которой придерживается
и Росстат) и российским законодательством.
По методологии Международной организации
труда, безработные — это лица 16 лет и
старше, которые в рассматриваемый период:
- не имели работу (доходного занятия);
- занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела;
- были готовы приступить к работе;
- обучались по направлению службы занятости;
- являлись учащимися, студентами, пенсионерами и инвалидами, занимающимися поиском работы и готовыми приступить к ней.
В составе безработных выделяют лиц, не занятых трудовой деятельностью, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанных безработными.
Согласно Закону о занятости населения в Российской Федерации, безработные — это трудоспособные граждане, которые:
- не имеют работы и заработка;
- ищут работу;
- готовы приступить к работе;
- зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.
Помимо этого в Законе о занятости населения в Российской Федерации сказано, что безработными не могут быть признаны граждане:
а) не достигшие 16-летнего возраста;
б) которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена одна из перечисленных пенсий: трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно; пенсия (для тех, кто уволен в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата организации при отсутствии возможности их трудоустройства) на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста; пенсия по старости и за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации) по одной и той же профессии (специальности) дважды;
г) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
е) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
ж) которые считаются по Закону о занятости населения в Российской Федерации занятыми [31] .
Таким образом, основные отличия в трактовке понятия «безработный», во-первых, состоят в том, что Закон относит к безработным только тех трудоспособных граждан, не имеющих работу и заработка, ищущих работу и готовых приступить к ней, которые зарегистрированы в органах службы занятости; во-вторых, закон не признает безработными граждан, которым назначена пенсия по старости, в том числе досрочно, а также некоторым другим категориям граждан.
Росстат в соответствии с методологией Международной организации труда безработными, во-первых, считает всех людей от 16 лет и старше, которые не имеют работы, ищут ее и готовы приступить к ней, независимо от того, зарегистрирован человек в органах службы занятости или нет, но в числе безработных выделяет тех, кто зарегистрирован в органах службы занятости; во-вторых, лиц, обучающихся по направлению органов службы занятости, а также учащихся, студентов, пенсионеров и инвалидов, которые ищут работу и готовы приступить к ней.
Признание человека безработным происходит не сразу после его обращения в органы службы занятости, предоставления необходимых для этого документов и регистрации в качестве ищущего подходящую работу, а лишь при невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации. В этом случае человека признают безработным со дня предъявления необходимых для этого документов. Первые 10 дней гражданин будет числиться как зарегистрированный в органах службы занятости, но не как безработный. Поэтому в статистических сведениях об уровне безработицы можно встретить несколько показателей: число безработных, в том числе зарегистрированных в органах службы занятости, из них — признанных безработными. Помимо этого ведется учет тех безработных, которым выплачивается пособие по безработице, так как есть категории безработных, которым пособие по безработице временно не выплачивается.
Требуют пояснения понятия «подходящая работа» и «неподходящая работа». В соответствии с Законом о занятости населения в Российской Федерации подходящей считается такая работа, в том числе и временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Закон детализирует понятия транспортной доступности рабочего места и условия последнего места работы, так как они могут трактоваться произвольно.
Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного должна определяться органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
Условия труда должны соответствовать правилам и нормам по охране труда.
Предлагаемый заработок должен быть не ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Но если средний заработок зарегистрированного в органах службы занятости гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, то к понятию «подходящая работа» относится заработок, который будет не ниже величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, в котором он зарегистрирован (в республике, крае, области, автономной области, автономном округе, Москве и Санкт- Петербурге).
Оплачиваемая работа, включая работу временного характера, считается подходящей для граждан:
- впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после первого периода выплаты пособия по безработице;
- состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
- обратившихся в органы службы занятости после окончания</s