Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 13:28, курсовая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.
Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
БЕЗРАБОТИЦЫ………………………………………………………………….….6
1.1.Сущность безработицы. Формы безработицы и ее естественный
уровень ........................................................................................................................ 6
1.2. Теоретические концепции безработицы ………..………….……………..... 12
1.3. Издержки безработицы и направления……………………………………... 17
2.БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ………………………………………………………………………….20
2.1.Особенности российского рынка труда………………………………………20
2.2.Современное состояние безработицы в России и факторы ее
определяющие………………………………………………………………………24
2.3 Основные направления регулирования безработицы в России……..………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………… 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. …….36
- наличие наряду с официально регистрируемой безработицей незарегистрированной, но реальной безработицы, размеры которой в несколько раз превышают масштабы официальной безработицы;
- наличие значительной
- неразвитость инфраструктуры рынка труда, затрудняющая трудоустройство безработица, вследствие чего усиливаются тенденции к образованию достойных форм безработицы.
1.3 Издержки безработицы и направления
Экономические издержки безработицы состоят в недоиспользовании трудовых ресурсов общества, в недополучении значительной части товаров и услуг, уменьшении объема валового национального продукта. Согласно закону Оукена, 1% прироста безработицы сверхестественного уровня приводит к 2,5%-му увеличению отставания ВНП, Не менее значимы социальные, издержки, хотя они не всегда поддаются учету. По свидетельству американских специалистов, потеря работы связана с психической травмой, уступающей по
уровню стресса только смерти ближайшего родственника или заключению в тюрьму. Для человека, потерявшего работу, - это всегда личная драма: резко падает материальное благосостояние семьи, меняется социальный статус (быть безработным - непрестижно), начинаются нелады в семье, растет количество разводов, психических заболеваний, самоубийств, ухудшается криминогенная ситуация.
Итак, социальные и экономические издержки безработицы исключительно велики. Однако можно ли вообще ликвидировать безработицу, то есть добиться 100%-й занятости? В свое время эта задача была одним из главных лозунгов социалистических партий и профсоюзов. Экономика, в
которой одновременно занято все трудоспособное население, больше проигрывает, чем выигрывает.
Во-первых, добиться такого положения можно только с помощью внеэкономического принуждения по отношению к гражданам, в том числе работодателям. Ограничение же экономической свободы ведет к худшему использованию ресурсов страны, замедлению роста благосостояния граждан, подрывает саму основу нормального функционирования рыночного механизма.
Во-вторых, в такой экономике резко замедлится перестройка структуры производства, обусловленной изменениями спроса и внедрением достижений НТР.
Для блага страны полезно наличие в ней небольшой безработицы, масштабы которой называются естественным уровнем безработицы. Естественный уровень безработицы - сложившийся в данной стране как средний за многие годы суммарный уровень фрикционной и структурной безработицы. Положение дел на рынке труда не должно вызывать беспокойство, если некоторая часть трудоспособных людей временно не работает потому, что переходит с одного места работы на другое без изменения профессии и отрасли. Это нормально, если часть людей не работает, потому что вынуждены поменять профессию или место работы. Итак, если безработица неизбежна, то задачей государства является минимизация ее отрицательных последствий, ограничение ее масштабов и продолжительности.
Меры государственной поддержки безработных сводятся к двум основным направлениям: социальной защите людей, оставшихся без работы, и содействие трудоустройству. Социальная защита безработных осуществляется в основном в форме выплаты пособия по безработице. Как правило, его получают лица, зарегистрированные на бирже труда, имеющие стаж работы и вносившие определенное время взносы в фонд занятости. И, наконец, еще одной формой социальной защиты является поддержание минимального прожиточного уровня; она применяется в тех случаях, когда человек не работает и не может по какой-то причине получать пособие или помощь по безработице или уже заканчивается срок их получения. Другое направление - содействие трудоустройству лиц, потерявших работу или еще не приступавших к ней, - выступает в форме организации и постоянного совершенствования системы информации, создания новых рабочих мест в госсекторе и организации общественных работ, льготного поощрения работодателей, создающих новые рабочие места, особенно для граждан, остро нуждающихся в социальной защите, обеспечения деятельности бирж труда. Биржи труда (службы, центры занятости) создаются для реализации государственной политики занятости населения. Биржи ведут учет свободных рабочих мест
и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, информируют граждан и работодателей соответственно о возможности получения работы и об обеспеченности рабочей силой, оказывают людям помощь в выборе подходящей работы, в профессиональной ориентации, организуют профессиональную подготовку и переподготовку населения в специальных учебных центрах. Именно биржа занимается регистрацией безработных и выдает им пособия по безработице. Признавая значительные возможности государства в регулировании занятости, надо все же заметить здесь наличие мощною лимитирующего фактора: увеличивая занятость до определенного уровня, государство может этим спровоцировать усиление инфляции.
2.БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
2.1 Особенности российского рынка труда
Российский рынок труда имеет ряд особенностей. Он формируется на базе фрагментарного рынка труда, действовавшего в советское время, и несет на себе отпечаток прошлых подходов к профессиональной подготовке, распределению и перераспределению рабочей силы и ее цены. Развитие российского рынка труда происходит ”условиях общего кризиса и большего удельного веса теневой экономики с ее теневым рынком труда. По оценкам МВД, в 1999 численность профессиональной теневой активности составляла примерно 9 млн человек, или около 14% всех занятых в экономике России. Следует отмстить, что статистика не способна объективно уценить масштабы теневой занятости в стране. На современном этапе, по разным оценкам, в России производится от 35 до 50% ВВП в теневом секторе экономики. Российский рынок труда характеризуется низким уровнем цены рабочей силы и ее большим отрывом от стоимости. Наиболее явно это отражается в динамике доли фонда оплаты труда в общем объеме ВВП.
Рынки труда в России весьма существенно различаются в разных регионах. Эти различия обусловлены как общеэкономическим состоянием регионов, спецификой производственных предприятий, преобладающих в регионах (убыточные, стратегически важные объекты, новые перспективные организации и т.п.), так и природно-климатическими условиями, наличием полезных ископаемых и другими факторами.
Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре, т.е. происходит перенакопление рабочей силы на предприятиях, аккумуляция избыточной численности работников, при этом повышение спроса на рабочую силу приводит к трудодефициту.
Рынок труда в России слабо связан с рынком капитала. Все это вызывает
необходимость вырабатывать соответствующую российскую политику занятости, а также стратегии и тактики механизма регулирования российского рынка труда.
В реальной экономической жизни на формирование и динамику рынка труда воздействует целый комплекс факторов.
Рис. 1.2 Классификация факторов, воздействующих на рынок труда
Методы (способы) и меры государственного регулирования рынка труда можно дифференцировать по различным признакам: по объектам воздействия; по направленности воздействия; по форме воздействия; по характеру воздействия на рынок труда; по содержанию регулирующих мер; по уровню управленческого воздействия; по источникам финансирования; по продолжительности воздействия.
Объектами воздействия являются население, его отдельные группы работников, предприниматели и их группы, определенные элементы организации труда и т.д. В зависимости от особенностей Объекта можно выделить меры общего воздействия и специальные Меры. По направленности воздействия выделяют следующие меры: увеличивающие (уменьшающие) спрос нерабочую силу, увеличивающие (уменьшающие) предложение на рабочую силу, влияющие на структуру спроса и структуру предложения, нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения. По форме воздействия на рынок труда можно выделить прямые методы регулирования — государственное субсидирование занятости на предприятиях различных форм собственности, стимулирование гибких форм занятости, изменение годового ФРВ и т.п. — и косвенные методы регулирования: регулирование демографической ситуации, увеличение государственных заказов, закупок, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы и т.д. По характеру воздействия на рынок труда регулирующие меры можно дифференцировать на поощрительные, ограничительные, запретительные и защитные. По содержанию регулирующих мер выделяют меры экономического характера (поддержка экономически целесообразных рабочих мест, организация общественных работ, специализированное инвестирование в поддержку малого бизнеса и т.д.); меры административного характера (снижение пенсионного возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение числа мест работы для одного человека, возможностей совместительства, изменение состава экономически активного населения и т.п.); смешанные, сочетающие экономическое и административное регулирование (финансовую, налоговую, таможенную, внешнеторговую, инновационно-инвестиционную, протекционистскую политики). По уровню управленческого воздействия методы распределятся на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные. По источникам финансирования выделяют Федеральный бюджет, бюджеты регионов России, местные бюджеты, внебюджетные средства (как дополнительные). По продолжительности воздействия методы бывают краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 лет и более).
В литературе встречаются и другие
классификации методов регулирования
рынка труда, например: классификация,
основанная на использовании мотивационного
механизма, с помощью которого намечено
достижение главной цели, включает организационные
(административно-
Рынок труда является саморегулирующимся, вместе с тем он поддается регуляции механизмом управления занятостью населения при определенном уровне развития производительной силы общества. Регуляторами здесь являются не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические факторы, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы — заработной плате. Поэтому развитие рыночных реформ должно быть органически увязано с политикой правительства на рынке труда.
2. 2. Современное состояние безработицы в России и факторы ее определяющие
Современная ситуация в России характеризуется существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности.
На рынок труда повлияет не только замедление экономического роста, отмеченное во втором квартале 2012 года, но и произошедшее в августе вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также реформы в бюджетной сфере, намеченные на 2013 год.
Высказывавшиеся в 2011 году опасения о том, что кризисные явления в Европе больно ударят по России уже в 2012 году, пока не оправдались, цены на нефть держатся на довольно высоком уровне. В этих условиях рынок труда РФ демонстрирует неплохую форму. По данным Росстата, общая безработица в России в июле 2012 года по сравнению с июнем, по предварительным данным, сократилась на 20 тысяч человек и составила 4,124 миллиона человек или 5,4% экономически активного населения. На начало 2010 года данный показатель превышал 9%.
Аналитики Всероссийского центра изучения общественного мнения также констатируют, что число россиян, чьи знакомые и близкие потеряли работу в течение последних месяцев, достигло рекордно низкой отметки за все время наблюдений.
Эксперты также уверяют - пока рынок труда стабилен. По словам директора по стратегическому развитию кадрового холдинга АНКОР Алексея Миронова в настоящий момент резких колебаний не наблюдается.
К концу 2012 года соискателям следует быть готовым к уменьшению количества вакансий в связи с сезонным спадом на рынке труда. Отдельные компании могут пойти на массовые сокращения персонала, но это будет вызвано не экономическими причинами, а стремлением повысить эффективность труда.
По мнению гендиректора Всероссийского Центра уровня жизни Вячеслава Бобкова, замедление экономического роста во втором квартале 2012 года, отразится на рынке труда лишь в начале 2013 года. Насколько значимыми будут эти последствия, он предположить затруднился.
В 2013 году ожидается рост ВВП РФ лишь на 3,7% вместо 3,8%, в 2014 году - на 4,3% вместо 4,4%, в 2015 году - на 4,5% вместо 4,7%. По словам замглавы МЭРа Андрея Клепача, министерство ожидало некоторого перелома тенденций с июля 2012 года и констатирует торможение темпов роста, в частности по потреблению.
На рынке пока недостаточно работников, обладающих необходимыми навыками, поэтому все технические специальности - от рабочего персонала до высококвалифицированных сотрудников - будут востребованы в ближайшем будущем.
По прогнозам не останутся без работы и специалисты в области высоких технологий, прежде всего, разработчики программного обеспечения и руководители проектов по внедрению IT-решений. Говоря о них, эксперт отметил, что "сегодня можно говорить о том, что рынок на стороне кандидата, и высококвалифицированные работники по-прежнему могут выбирать из нескольких предложений".
Свои реформы намечаются и в сфере образования - неэффективно работающие государственные вузы будут реорганизованы. По оценкам Министерства образования и науки, количество высших учебных заведений сократится в ближайшие три года на 20%, а занятость в отрасли снизится, указал Бобков. "Запланированное повышение зарплат в образовательной сфере на одну треть произойдет на счет реорганизации учебных кадров", - отметил он.
Вступление в силу закона "Об автономных учреждениях" привело к тому, что государство освободило себя от части обязательств по финансированию этих организаций. По мнению Бобкова, необходимость самостоятельно зарабатывать деньги может вынудить эти учреждения сократить неэффективных сотрудников, однако не все из них способны быстро переквалифицироваться. Неизвестно, насколько синхронно пойдет процесс создания новых рабочих мест.
Эти факторы дадут о себе знать уже в 2013 году, поскольку изменения в законодательной сфере произойдут в декабре 2012 года.
Вступление России в ВТО приведет к росту конкуренции на многих рынках, предостерегают эксперты. Предприятия ряда отраслей могут не выдержать конкуренции с подешевевшим импортом и рискуют обанкротиться, что чревато всплеском безработицы.