Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, анализ ее типов, особенностей ее развития и методов ее минимизации в России – то есть теоретических и практических аспектов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
Рассмотреть понятие и сущность безработицы;
Изучить причины возникновения безработицы;
Рассмотреть типы безработицы;
Изучить социально-экономические последствия безработицы;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические аспекты безработицы…………………………………..……...4
1.1 Понятие и сущность безработицы…………………………………………...4
1.2 Типы безработицы…………………………………………………………...10
1.3 Социально-экономические последствия безработицы……………………14
2. Безработица в России………………………………...……………………….18
2.1 Анализ уровня и структуры безработицы в России на современном этапе…………………………..…………………………………………………..22
2.2 Пути решения проблем безработицы в России……………………………30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников………….…..

Вложенные файлы: 1 файл

Моя.docx

— 124.25 Кб (Скачать файл)

 

Возрастной состав безработных.

Средний возраст безработных в феврале 2010г. составил 35,4 года. Молодежь до 25 лет  составляет среди безработных 25,7%, в  том числе в возрасте 15-19 лет  – 5,1%, 20-24 года – 20,6%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (27,6%) и 20-24 года (14,8%).

Средний возраст безработных в феврале 2011г. составил 35,6 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 25,9%, в том числе в возрасте 15-19 лет – 4,4%, 20-24 лет – 21,6%. По сравнению с январем 2011г. численность безработных в возрасте 15-24 лет выросла на 49 тыс.человек (или на 3,5%).

Высокий уровень безработицы отмечался  в возрастной группе 15-19 лет (30,3%) и 20-24 лет (16,3%).

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в  феврале 2011г. составил 17,7%, в том числе  среди городского населения - 16,2%, среди  сельского населения – 21,1%. Коэффициент  превышения уровня безработицы среди  молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с  уровнем безработицы взрослого  населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения – 3,4 раза, сельского населения  – 2,3 раза (рисунок 7).

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 27,4% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы                                                   (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу

33,7% безработных  (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной  безработицы значительно выше, чем  среди городских, и в феврале 2011г. составила, соответственно, 35,6% и 32,7%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 26,5% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2011г. их численность составила 1,5 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (12,8% - за счет молодежи до 20 лет, 47,9% - от 20 до 24 лет, 20,6% - 25-29 лет).

В феврале 2011г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или  сокращением численности работников, ликвидацией организации или  собственного дела, составила 21,0%, а  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с увольнением  по собственному желанию – 23,4%.

Рис. 8. Уровень безработицы, по методологии , по федеральным округам в феврале 2011 г. ( в % от численности экономически активного населения).

 

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий – в Северо-Кавказском федеральном округе (рисунок 8).

  Данные по субъектам Российской Федерации приведены в Приложении А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Пути решения проблем безработицы в России

 

Правительственная программа содействия занятости  населения должна опираться на государственную  политику занятости. Согласно российскому  закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путем обеспечения  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности  государственной службы занятости  и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан  на рынке труда.

Формой  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные  и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально  приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах. Стабилизация и рост производства должны стать отправным пунктом для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

    • финансовому, в соответствии, с которым средства

внебюджетного государственного фонда  занятости обеспечивают

финансирование программ занятости;

    • социальному, в соответствии, с которым общество устанавливает

порог естественного уровня безработицы (за счет ее структурной и фрикционной  форм), не превышение которого должно стать  целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

На  современном этапе необходимое  равновесие на рынке труда как  элемент эффективной занятости  должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо  для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора, формирование рынка рабочей  силы может протекать по-разному.

Особенности занятости и функционирования рынка  труда в промышленном регионе  обусловлены спецификой формирования экономики активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью  и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определятся  приоритетами структурной перестройки  экономики на федеральном и региональном уровнях, из обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств  фонда занятости населения с  целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии.

Анализ  ситуации в сфере занятости в  Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность  складывающегося рынка труда  к саморегулированию все еще  незначительна, поэтому остается необходимость  в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.

Главным направлением государственной  политики в социально-трудовой сфере  является формирование эффективной  системы создания и сохранения рабочих  мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Целями Программы являются повышение  уровня и изменение структуры  занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных  отраслях экономики.

Основными задачами Программы являются:

    • обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
    • регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
    • формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест;
    • развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
    • создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
    • предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре  расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Темой этой работы было рассмотрение теоретических и практических аспектов безработицы.

Проведение  данного исследования по вопросу  безработицы позволило прийти к  следующим выводам:

Безработица представляет собой сложное социально-экономическое  явление, при котором часть экономически активного населения не занята в  общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда.

Выделяют фрикционную; структурную; циклическую; застойную; добровольную; сезонную и скрытую безработицу.

Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных  типов безработицы требует минимизации  в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для  поддержания полной занятости населения  и достижения высокого уровня экономического развития.

Безработица является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально  приемлемых пределах. Реализации этого  принципа может способствовать оптимальное  сочетание экономической эффективности  и социальных результатов, которое  будет различным в российских регионах. Стабилизация и рост производства должны стать отправным пунктом  для достижения и поддержания  эффективной занятости при социально  допустимом уровне безработицы.

Безработица в России носит ярко выраженный региональный характер.

В настоящее время в Российской Федерации особенную тревогу  вызывают следующие проблемы: во-первых, увеличение скрытой безработицы; во-вторых, рост обращающихся в службу занятости; в-третьих, быстрое развитие занятости  в теневой экономике. А также  население плохо информировано  о территориальном расположении центров занятости. Возможности  центров занятости по трудоустройству  ограничены, так как подавляющее  большинство работодателей не прибегают  к услугам центров занятости  при поиске рабочей силы. Размеры  пособия по безработице минимальны. Однако в регионах с высоким уровнем  безработицы доля получавших пособие  по безработице оказалась существенно  выше. Таким образом, уровень безработицы  определяет и размер выплачиваемых  пособий.

Для уменьшения безработицы могут быть использованы методы - поощрения индивидуального  предпринимательства, организация  переобучения безработных многое другое.

Одним из способов снижения уровня безработицы  является взаимодействие безработного населения с Государственной  службой занятости, которая представляет структуру специальных государственных  органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение  на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

Применение  части приведенных способов минимизации  безработицы и рост доверия безработных  к государственным службам занятости  позволят снизить уровень безработицы.

Проведённое исследование позволило сделать вывод о том, что для решения проблем связанных с безработицей необходимо углубленное рассмотрение следующих проблем:

  • работа над сбалансированностью рынка труда;
  • рассмотрение безработицы в странах СНГ;
  • способы создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в регионах Российской Федерации;

Список использованных источников

 

  1. Либанова Е.М., Палий О. Рынок труда. / 2-е изд. – К: Основы, 2009
  2. Махсма М.Б. Экономика труда и социально-трудовые отношения.- К: Аттика, 2010
  3. Экономическая теория. / Учебник для ВУЗов. / Под ред. И.П. Николаевой – М., 2008
  4. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. / Учебник. / 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ЮРИСТЬ, 2007
  1. Занятость и безработица в Российской Федерации. // ГосМенеджмент №2, 2011

  1. Структура российской рабочей силы. // РБК daily от 1 февраля 2011
  2. Бушмарин И. Трудовые ресурсы России: концепция развития и использования. // Мировая экономика и международные отношения, №9, 2010
  3. Трудовое право России. / Учебник для ВУЗов. / Под ред. Е.А.Ершовой. / 3-е изд. доп. и испр. – М.: Статут, 2010
  4. Доклад об экономике России. – М., ноябрь 2010
  5. Госкомстат России: Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации. – M., 2010
  6. www.kommersant.ru., «Экономике может не хватать рабочих рук», Алексей Шаповалов.
  7. www.gks.ru / wps / portal. «Россия в цифрах».
  8. Рощин С.Ю., Разумова Т.О., Экономика труда: Учебное пособие.-М.,2001.-с.329.
  9. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» N 1032-1

Информация о работе Безработица в России