Безработица в молодежной среде (причины)
Неотъемлемой частью жизни каждого
трудоспособного человека является работа.
Независимо от ее содержания, уровня требований,
предъявляемых к работающему, степени
сложности и ответственности, квалифицированности,
она определяет весь жизненный уклад,
систему субъективных ценностей, ближайшие
и более отдаленные перспективы индивида.
Работа также задает некоторый «социальный
фон» жизни людей. Разнообразные виды
профессиональной деятельности отражают
уровень развития общества, характер стоящих
перед ним задач, а оценка профессий в
общественном сознании позволяет судить
о степени их «престижности». Она является
существенным фактором в выборе профессии,
учебного заведения, места предполагаемой
работы, формировании чувства удовлетворенности
трудом.
Нарастающий распад экономических связей
между предприятиями, рост безработицы
среди дипломированных специалистов и
рабочих, снижение уровня жизни ставят
перед большинством трудоспособного населения
проблему поиска работы, позволяющей сохранить
прежнее материальное положение, профессиональный
и социальный статус. Увеличивается число
людей, желающих иметь дополнительную
работу.
Молодые люди, еще не имеющие профессии,
также должны решать вопрос о выборе жизненного
пути, приобретении специальности, поиске
средств к существованию. Специфика их
жизни (учеба, быт, потребление, общение)
дает им сведения не столько о содержательном
и производительном труде, сколько о его
-следствиях, обеспечивающих социальное
положение индивида в обществе (материальная
обеспеченность, уровень образования,
престижность).
Задача выбора профессии и поиска места
работы осложняется тем, что качественные
характеристики образования современной
российской молодежи часто не соответствуют
характеру и содержанию труда.
Современная ситуация в сфере труда и
занятости ставит молодежь в очень сложные
условия. Например отмена распределения
выпускников учебных заведений, как гарантия
занятости по специальности, что ставит
молодых специалистов в систему жесткой
конкуренции с людьми, имеющим опыт работы,
где выпускник должен быть уметь доказать
наличие у себя соответствующих знаний,
умений и способностей, сою компетентность.
Меняется престижность профессий у молодежи.
Раньше на первых местах были космонавты,
врачи, ученые. Сейчас популярными стали
профессии предпринимателя, коммерсанта,
экономиста, менеджера, юриста.
В настоящее время степень участия молодежи
на рынке труда зависит от политики, проводимой
в сфере образования, от политики кадров
на предприятиях, от степени развитости
систем социального обеспечения, экономической
конъюктуры. А что же лежит в основе молодежной
безработицы?
Работа – та основа, на которой строится
у подавляющего большинства молодежи
ее сегодняшнее материальное благосостояние.
Увеличение численности безработных среди
молодых людей, невостребованность их
на рынке труда обуславливается рядом
объективных причин:
• ростом общей численности безработных;
• в связи с уже состоявшимся и предстоящим
банкротством значительной части предприятий;
• в связи с тем, что деятельность промышленных
предприятий в основном направлена на
самосохранение и выживание, а не развитие
и расширение производства .
• отсутствием у молодых людей достаточного
опыта, в связи с чем их в последнюю очередь
принимают на работу при наличии вакантных
должностей, и первыми сокращают при снижении
объемов производства;
• рост числа безработных среди молодежи
связан с несоответствием их профессиональной
подготовки требованиям рынка труда и
недостаточно развитой профориентационной
работы с молодежью;
• при обследовании некоторых районов,
было обнаружено, что подготовка кадров
далеко не всегда соответствует объективно
существующей потребности в кадрах и наличию
рабочих мест ;
• невостребованность молодых людей на
рынке труда связана с тем, что значительная
часть безработной молодежи стремится
получить работу, соответствующую своей
подготовке и высоко оплачиваемую, но
не получает таковой, то есть по причине
несоответствия спроса и предложения
рабочей силы.
Безработным молодым людям, имеющим рабочие
специальности, может быть предложена
работа в первый же день обращения, тогда
как трудоустройство молодежи, имеющей
высшее и средне специальное образование,
представляет большую сложность. На процесс
трудоустройства молодых людей отрицательно
сказывается низкая стоимость рабочей
силы по многим профессиям, требующимся
на рынке труда, например, плотник, газосварщик,
водитель, продавец, сторож. В связи с ростом
цен на товары и услуги молодые люди отказываются
идти на низкооплачиваемую работу.
Рассмотрим другие причины молодежной
безработицы, где роль безработного является
«социально-институализированным ролевым
типом»:
1) безработный, однако, не освобожден от
социальных обязанностей и должен выполнять
их независимо от финансовых и эмоциональных
соображений;
2) считается, что безработный сам ответственен
за сою ситуацию и обязан найти из нее
выход;
3) безработный должен рассматривать свою
ситуацию как нежелательную и временную
и обязан найти работу любого типа и за
любую плату;
4) безработный, который не нашел работу
считается ленивым, некомпетентным и «несколько
не в себе»;
5) статус постоянного безработного может
быть получен только в случае очевидной
нетрудоспособности, связанной с хроническим
заболеванием, заброшенностью, деморализованностью.
Таким образом, данные отношения и установки
безработного также являются причиной
его безработности.
Так у безработных – лиц, изменивших свой
социальный статут в связи с потерей работы,
а значит, и сменивших прежний образ жизни,
низка мотивация к профессиональному
совершенствованию и переподготовке.
И проблема заключается в том, что данная
мотивация отсутствует как внутренняя
потребность личности, она не должна быть
навязанной сверху директивой Службы
занятости. Также молодые люди, потерявшие
работу, дальше опасаются неудач при выборе
новой профессии, падения уровни жизни
своего и членов семьи. И такая неуверенность
зачастую провоцирует отказ от предлагаемой
нижеоплачиваемой работы.
Сегодня большая часть подростков и молодежи
– будущих соискателей на рынке труда
– психологически не готова к складывающейся
в экономике ситуации. Так как в поисках
работы юноши и девушки хотят получить
сразу все или ничего. Отсюда однобокий
взгляд молодежи на новые экономические
условия. Реклама «Вот бы выиграть миллион!»
встречается постоянно. Реклама типа «Вот
бы так научится хорошо работать!» отсутствует.
В конечном счете, у молодежи создается
иллюзия легкого получения благ – миную
общественно-значимую деятельность.
Особое беспокойство вызывает уровень
здоровья молодежи – как фактор, влияющий
на безработицу.
Все менее привлекательной становиться
для выпускников школ работа в промышленности,
строительстве, на транспорте. «Его Величество
Рабочий класс» не престижен для современных
юношей и девушек.
Таким образом, причины молодежной безработицы
состоят не только в социально-экономическом
положении страны, но и в деформации в
ценностных ориентациях молодежи, к ее
психологической неготовности, неправильной
мотивации (не стимулирующие молодежь
к творческой активности и инициативности
к новым формам самоутверждения в труде).
Особый интерес представляет
анализ положения молодежи на российском
рынке труда. Его необходимость обуславливается
двумя важнейшими обстоятельствами:
·
во-первых, молодые люди составляют около
35% трудоспособного населения России,
·
во-вторых, они - будущее страны.
Молодежь уже сегодня во многом
определяет политические, экономические
и социальные процессы в обществе. Вместе
с тем она во всем мире является одной
из наиболее уязвимых групп на рынке труда.
Молодежная безработица остается
одной из острейших проблем в сфере труда.
Сегодня, как никогда, актуально оценить
ее масштабы и спрогнозировать ее динамику,
найти пути оказания эффективной помощи
молодым людям, испытывающим затруднения
с трудоустройством.
Цель данной работы: состоит
в теоретическом изучении проблемы и анализе
ситуации молодежного рынка труда в России.
1. Безработица среди молодежи
как проблема молодежи
Массовая безработица среди
молодежи, в силу специфики, не устоявшейся
еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных
специалистов, юношеского максимализма
и реактивности, является еще более глубокой
проблемой. Молодые специалисты - это гордость
и надежда любого развитого государства,
а если эта "надежда" не имеет соответствующей
социальной защищенности, "непристроенность"
молодежи превращается в одну из наиболее
значимых угроз экономической безопасности
и социальной стабильности страны. Безработица
среди молодого населения ведет:
·
к углублению бедности и обнищанию бюджетов
молодых семей (как следствие - увеличение
разводов, абортов, снижение рождаемости,
увеличение числа беспризорных и брошенных
детей, детей-сирот, детей-инвалидов);
·
снижение социальной защищенности и неадекватная
оценка молодежного труда способствует
падению национального патриотизма, приводит
к оттоку молодых специалистов в развитые
капиталистические страны, прививает
интерес к поиску альтернативных форм
заработка в сфере неформальной экономики
и теневого бизнеса, подрывает интерес
к образованию;
·
усугубляется криминогенная обстановка
в стране: увеличивается количество экономических
и уголовных преступлений, расцветает
алкоголизм и наркомания, увеличивается
количество венерических и прочих заболеваний,
сокращается уровень продолжительности
жизни, увеличивается смертность - все
это способствует естественному вырождению
нации.
Решить проблему увеличения
занятости можно, но подходить к этому
решению следует комплексно:
1. Во-первых, государство
должно позаботиться о создании
атмосферы социальной стабильности
и защищенности для рассматриваемого
слоя населения (ведь молодежь - это
будущее нации):
·
пересмотреть и доработать законодательную
базу;
·
откорректировать политику в области
трудоустройства;
·
найти возможности дополнительного финансирования
государственных программ и мероприятий
в направлении занятости;
·
разработать систему поощрений, льготного
инвестирования и налогообложения регионов
с низким уровнем безработицы (тем самым
стимулировать местную администрацию
в приоритетности решения проблемы занятости)
и др.
2. Во-вторых, органы местной
администрации должны активно
следить за положением на рынке
труда своего региона:
·
способствовать созданию необходимого
количества государственных и коммерческих
специализированных институтов, занимающихся
трудоустройством, профессиональным консультированием,
психологической поддержкой (в частности,
специализированных агентств для молодежи,
кадровых агентств, центров социально-психологической
помощи молодежи, бирж труда и т.п.);
·
следить за деятельностью государственных
служб занятости и городской биржи труда,
оказывая необходимую финансовую помощь
и организационно-правовую поддержку
(при выплате пособий, оплате стажировок,
финансировании и организации профессионально-консультационных
массовых мероприятий и т.п.);
·
формировать государственный заказ для
вузов на такие специальности, которые
соответствуют требованиям времени и
условиям сложившегося рынка труда;
·
обеспечить тесную взаимосвязь в системе:
местные органы самоуправления - вузы
- рынок труда;
·
стимулировать предприятия и частных
предпринимателей в увеличении количества
молодых специалистов при формировании
кадрового потенциала фирм (проводить
на базе бирж труда и кадровых агентств
консультационно-разъяснительные семинары
с работодателями; выделять необходимые
финансовые средства на начальном этапе
апробации молодого специалиста, ввести
квотирование численности молодых специалистов
на предприятиях, организовывать курсы
по планированию кадровой политики для
частных предпринимателей).
3. В-третьих, необходима перестройка
в образовательной деятельности
современных учебных заведений,
сегодняшний вуз должен выпускать
качественно иного специалиста:
·
выпускник должен иметь четкую профессиональную
направленность (для этого необходимо
ввести в любое высшее учебное заведение
специальную дисциплину/курс - "Планирование
профессиональной карьеры");
·
выпускник должен быть уверен в востребованности
своих знаний (специальности должны подбираться
не только с целью коммерческой выгоды
на сегодняшний день, но и с учетом перспективных
тенденций на рынке труда; ввести в практику
последипломную стажировку на предприятиях
в течение, приблизительно, шести месяцев);
·
вуз должен быть нацелен не на набор, а
на выпуск, т.е. на базе любого современного
вуза должна работать своя кадровая служба
по работе с выпускниками (либо заключен
договор со специализированными агентствами),
обеспечиваться устойчивые взаимосвязи
с действующими предприятиями-работодателями,
организовываться курсы дополнительной
специализации и повышения квалификации,
практиковаться распределение на предприятия
хотя бы наиболее перспективных выпускников.
Естественно, система мер по
снижению безработицы среди молодых специалистов
не исчерпывается приведенным перечнем,
существует огромное поле для творческого
поиска путей выхода из сложившейся на
рынке труда ситуации. Еще раз подчеркнем,
что лишь подойдя к решению проблемы занятости
комплексно, можно будет заметить определенные
"просветы" в "темных туннелях
рядов безработных". Как говориться
- в единстве наша сила.
2. Безработица: причины возникновения,
сущность и виды
Безработица является типичным
социально-экономическим явлением для
рыночной формы производственной деятельности,
которая выражается в том, что часть экономически
активного населения по независящим от
нее причинам не имеет работы и заработка.
Причины безработицы, которая
является постоянной угрозой всем занятым
в производстве и только вступающим в
рабочую жизнь, разнообразны, как и отдельные
слои армии безработных. Основная же причина
многих видов безработицы связана с изменением
спроса предпринимателей на рабочую силу,
которая в свою очередь постоянно меняется
под воздействием накопления капитала.
Он при расширении производства, изменении
его структуры, отталкивает рабочие силы,
делая их то недостаточными, то относительно
избыточными.
Динамика, уровень и структура
безработицы в разных странах в различные
периоды очень разнообразны. Для анализа
безработицы важно использовать следующие
показатели:
·
уровень безработицы, который исчисляется,
как доля официально зарегистрированных
полностью безработных к численности
населения, живущего на доходы своего
труда;
·
продолжительность безработицы, показывающая,
сколько времени безработные пребывают
в таком состоянии;
Но вернемся к причинам этого
сложного явления, которыми экономисты
различных направлений считают различные
факторы: мальтузианцы видят причины безработицы
в избытке народонаселения, т. е. рабочие
слишком быстро и легкомысленно размножаются;
широко распространенная сегодня технологическая
теория перекладывает вину на технический
прогресс, т.к. каждое техническое нововведение
выталкивает рабочих с производства; у
кейнсианцев безработица обусловлена
недостатком эффективного (совокупного)
спроса на товары и факторы производства;
монетарист Ф.Хайек полагает, что это явление
порождается "отклонением равновесных
цен и заработков от стабильного рынка
и стабильных цен", от этого отклонения
возникает экономически не обоснованное
размещение трудовых ресурсов, что ведет
к дисбалансу спроса и предложения труда;
марксистская теория исходит из того,
что причиной "относительного перенаселения"
является рост органического строения
капитала в процессе его накопления, в
следствие чего относительно сокращается
спрос капитала на рабочую силу, причем
это свойственно только капиталистическому
способу производства.
Нет сомнения, что все эти теории
правильно отмечают с различных позиций
причинную обусловленность безработицы.
Обобщив их, мы сможем получить объективное
единое определение: образование безработицы
обусловлено недостатком совокупного
рыночного спроса на товары и факторы
производства, с учетом роста органического
строения капитала. Роль технического
прогресса учитывается здесь в повышении
органического строения капитала, а теории
Ф.Хайека и Т.Мальтус вошли в это определение
через изменение совокупного спроса.
Виды безработицы представлены
2 группами, которые в свою очередь охватывают
многочисленные ее разновидности:
1.
Естественная безработица характеризует
наилучший для экономики резерв
рабочей силы, способной достаточно
быстро совершать межотраслевые
и межрегиональные перемещения
в зависимости от колебания
спроса и обусловленных ими
потребностей производства. К ней
относятся:
·
институциональная безработица, которая
порождается механизмами, институтами
рыночной системы и факторами, влияющими
на спрос и предложение рабочей силы (чрезмерные
выплаты по линии социального бюджета,
ведущие к смещению предпочтений трудоспособного
населения в сторону праздности; введение
гарантируемого минимума зарплаты, повышение
налогов, ведущее к сокращению объемов
доходов работников, порождают инертность
рабочей силы; отсутствие информации о
свободных рабочих местах; отставание
рынка труда от потребностей производства
в изменении структуры профессии, в уровне
квалификации и т.д.)
·
фрикционная (текучая) безработица, которая
связана с поисками или ожиданием работы.
·
добровольная безработица включает часть
трудоспособного населения, которое по
тем или иным причинам не хочет работать.
2.
Вынужденная безработица возникает
тогда, когда текучая безработица
превышает естественную норму. Существует
немало ее разновидностей:
·
технологическая безработица возникает
в связи с внедрением малолюдной и безлюдной
технологий, основанных на электронной
техники. Сочетается с высоким уровнем
доходов занятых. В современных условиях
ведет к безработице среди специалистов,
работающих на компьютерах первых поколений,
а также быстрому росту надомной занятости,
так как персональные компьютеры легко
включаются в коммуникационные системы.
·
структурная безработица идет рука об
руку с технологической. Часть активной
рабочей силы высвобождается в результате
масштабных структурных преобразований
экономики, "умирание" одних отраслей,
закрытие предприятий, сокращение объема
производства старой продукции и развитие
новых отраслей. Эта безработица протекает
особенно болезненно, так как означает
не просто потерю мест, а необходимость
изменения образа жизни и своей профессии.