Безработица ее масштабы, особенности в Удмуртии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ масштаба безработицы и причины её возникновения , выявление последствий и определение путей преодоления.
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические аспекты, определяющие сущность безработицы в России.
Дать оценку современного состояния безработицы.
Изучить проблемы занятости населения и её место на рынке труда.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Понятие и причины возникновения безработицы…………………. 5
Сущность, понятие безработицы, подходы к определению………5
Виды безработицы и их специфика……………….…………………8
Причины возникновения безработицы……………………………..13
Особенности безработицы в России и ее последствия……………..18
Экономические реформы и рынок труда……………………………18
Причины безработицы и её структура в России……………………20
Уровень безработицы в Удмуртии…………………………………..25
Экономические и социальные последствия безработицы…………31
Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы………………………………………………….35
Заключение …………………………………………………………………..39

Список использованной литературы ………………………………………41


Приложение………………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

курсова макроэкономика - копия.docx

— 75.72 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

2.3 Уровень безработицы в Удмуртии

 

        Занятость и Безработица в Удмуртской Республике относительно других регионов:

         По данным за 2012 год, Удмуртская Республика находится на 42 месте по уровню безработицы, который составил 6.00%, тогда как средний уровень по стране составил 5.46%. Минимальный уровень безработицы 0.81% зафиксирован в Городе Москва, а максимальный в 47.70% - в Республике Ингушетия. (см. Приложение 2)

Обращения граждан в службу занятости населения

 

 

В январе-августе 2013 года в центрах занятости населения городов и районов Удмуртской Республики было зарегистрировано 250,3 тыс. обращений,  что на 34,1% больше обращений за этот же период 2012 года.

На учет в качестве ищущих работу поставлено 46,2 тыс. человек, что на 3,0% меньше уровня соответствующего периода прошлого года.

В составе поставленных на учет граждан наибольший удельный вес – 71,4% занимают незанятые граждане, занятые граждане, желающие сменить место работы, составили 4,7%, а учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время – 23,9%.

Незанятых граждан в текущем году поставлено на учет 33,0 тыс. человек, это на 5,5% меньше, чем за январь-август 2012 года, граждан из категории «учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время» - 11027 человек, что меньше на 2,2%, чем за аналогичный период прошлого года.

Снижение отмечено среди следующих основных причин обращений незанятых граждан:

-   уволенным по истечении срока договора (на 9,9% или на 379 чел.);

-  выпускникам (на 26,5% или на 223 чел.), особенно по выпускникам СПО (на 27,4% или на 98 чел.);

-  впервые ищущим работу (ранее не работавшим), кроме выпускников учебных заведений (на 37% или на 1195 чел.);

-   уволенным из вооруженных сил (на 19,7% или на 77 чел.);

-  уволенным за нарушение трудовой дисциплины (на 15,2% или на 58 чел.);

-   высвобожденным работникам (на 13,8% или на 318 чел.).

Рост обращений произошел по следующей категории:

                  -  имеющим до обращения в службу занятости длительный (более года) перерыв в работе (на 18,7% или на 1124 чел.).

Численность граждан, уволившихся по собственному желанию, также уменьшилась по отношению к  прошлому году на 2,8%  или на 509 чел.

За январь-август 2013 года снизилось число  обращений инвалидов на 6,0% (или на 79 человек) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

В территориальном разрезе обращения незанятых граждан за содействием в поиске подходящей работы уменьшились в 23 районах республики, наиболее значительно в Киясовском (на 32%), Якшур-Бодьинском (на 29,7%),  и Увинском (на 27%) районах.

 

 

Спрос на рабочую силу

 

 

По данным Удмуртстата, численность занятых в экономике республики в мае-июле 2013 года составляет 786,2 тыс. человек, что меньше, чем за аналогичный период 2012 года (813,3 тыс. человек). Уровень общей безработицы по сравнению с прошлым годом уменьшился и составил 5,49% (в прошлом году данный показатель был 6,51%).

 

 

В январе-июне 2013 г. во всех организациях республики работало 522,4 тыс. штатных работников, что составляет 99,3% к уровню января-июня 2012г. 

Преобладающая часть из них сосредоточена в крупных и средних организациях (418,4 тыс. человек или 80,1%).

Спрос на рабочую силу на регистрируемом рынке труда уменьшился. За январь-август 2013 года в службу занятости от работодателей поступили сведения о 53,8 тыс. имеющихся у них вакансий, что на 9,5% меньше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Кроме того, 18,3 тыс. вакансий получены путем заключения договоров с организациями, осуществляющими совместно со службой занятости реализацию специальных программ по проведению активной политики на рынке труда.

Увеличение спроса на рабочую силу (вакансий работодателей)  произошло в 9 территориях Удмуртской Республики.

Напряженность на рынке труда Удмуртской Республики составила 0,4 единицы на вакансию, что ниже, чем в соответствующем периоде прошлого года (0,5 единиц на вакансию), при этом в городах она ощущается менее значительно (0,5 единиц на вакансию, в г. Ижевске  – 0,2), а в сельских районах остается высокой (2,1 единицы на вакантное место).

 

  

Трудоустройство

 

 

При содействии службы занятости нашли работу или доходное занятие (с учетом граждан, трудоустроенных после завершения профобучения по направлению службы занятости и без учащихся, желающих работать в свободное от учебы время) 28,1 тыс. человек (в т.ч. после профобучения трудоустроено 2393 гражданина). Уровень трудоустройства граждан (с учетом трудоустроенных после профобучения без школьников) к базе граждан, зарегистрированных в целях поиска работы, за январь-август 2013 года составил 67,3%, что выше, чем в прошлом году (64,4%).

Увеличилось трудоустройство по отношению к прошлому году:

- занятых граждан, желающих  сменить место работы на 35,6%;

- на предпринимательскую  деятельность на 22,0%;

- инвалидов на 7,7%.

Временное трудоустройство испытывающих трудности в поиске работы также увеличилось на 23,1%.

Нашли работу в 10-дневный срок после постановки на учет 15128 человек, что составляет 114,0% к уровню прошлого года.

Число трудоустроенных безработных граждан за январь-август 2013 года составило 9106 человек, что на 3702 человека меньше, чем в прошлом году.

В общественных работах в текущем году приняли участие 6610 человек. Процент участвовавших в общественных работах к числу незанятых, поставленных на учет, с учетом базы составил 15,0%, что выше уровня  января-августа прошлого года (13,1%).   

 

 

 

 

 

Профессиональное обучение

 

 

На профессиональное обучение в течение января-августа 2013 года службой занятости направлено 3612 безработных граждан.

Увеличился процент направленных на профобучение от числа безработных граждан (с учетом базы), так на 01.09.2013 г. он составил 13,6%, на аналогичную дату прошлого года - 12,2%.

В программах социальной адаптации приняли участие 9298 человек, что составляет 101,4% к уровню прошлого года.

Услуги по профессиональной ориентации получили 46,8 тыс. граждан. Из общего количества граждан, получивших профориентационные услуги, 19,5 тыс. или 41,7 % составили безработные граждане.

 

 

Безработные

 

 

На начало 2013 года на учете в службе занятости состояло 10387 безработных граждан. В течение января-августа были признаны безработными 16266  человек из 32993 поставленных на учет незанятых граждан.

Количество  граждан, признанных безработными за прошедший период 2013 года, снизилось по сравнению с прошлым годом на 16,3 %.

За отчетный период снято с учета 18537 безработных граждан. В числе снятых с учета безработных граждан доля трудоустроенных  составила 49,1%, направленных на профобучение – 19,5 %, оформленных на досрочную пенсию - 1,4%. 

Численность официально зарегистрированных безработных на 1 сентября 2013 года составила 8155 человек. Это на 2232 человека меньше, чем на начало текущего года и на 18,2%  меньше, чем на аналогичную дату прошлого года (9974 чел.).

Снижение численности безработных по сравнению с соответствующим периодом прошлого года произошло по всем территориям республики, за исключением Шарканского (увеличение составило 23,1%),  Камбарского (22,9%), Кизнерского (20,6%) и Балезинского (0,9%) районов. Значительное уменьшение произошло в Граховском (на 45,9%), Якшур-Бодьинском (на 36,5%) и Красногорском (на 34,7%) районах.

Уровень регистрируемой безработицы в Удмуртской Республике на 1 сентября 2013 года составил 0,9% от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и 1,0% от экономически активного населения (в прошлом году этот показатель соответствовал 1,08 % и 1,2 %).

Наиболее высокий  уровень безработицы (4,9%) отмечен в Камбарском районе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Экономические и социальные последствия безработицы

 
         Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. 
          Первое, к чему приводит безработица, - это недостижение потенциального уровня ВВП, т.е. недосоздание продукции (ситуация когда фактическая безработица больше естественной, возникает избыточная безработица). В 1960-е годы американский экономист А. Оукен провел исследование этого феномена. Проанализировав большой статистический материал, он пришел к выводу, что существует устойчивая взаимозависимость между величиной циклической безработицы и отставанием фактического ВВП от потенциального ВВП. На основе своих вычислений он сформулировал правило, получившее название закона Оукена.  
         Закон Оукена гласит: если фактический уровень безработицы выше естественного уровня безработицы на 1%, то отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2,5%. 
          Число 2,5 называется числом Оукена, параметром Оукена, или коэффициентом Оукена. Статистика показывает, что этот коэффициент в разных странах и в различные периоды времени может колебаться в пределах от 2 до 3. Его величина зависит от значимости фактора труда в создании продукта. 
        Несмотря, что в России в последнее время наблюдается стабильный экономический рост, этого не достаточно, чтобы достичь уровня развитых государств Запада. 
         По признанию западных экономистов, безработица сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. 
         По величине создаваемого ВВП Россия входит в десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения мы опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как Мексика и Бразилия; по объему промышленного производства Россия находится на 5 месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку. 
          Циклическая безработица порождает помимо не достижений потенциального уровня ВВП и ряд других негативных последствий. В результате высокой безработицы падают доходы населения, то есть падает платежеспособный спрос. Падение платежеспособного спроса - это дальнейшее углубление спада, если государство не предпримет необходимые меры. А также снижается жизненный уровень населения. 
           Падение доходов населения вследствие безработицы вызывает сокращение реальных сбережений. Поскольку сбережения - это источник инвестиций, такой процесс вызывает и сокращение инвестиционных возможностей. 
          Государство же по причине сокращения инвестиций, а, следовательно, снижения объемов производства, получает меньше налоговых поступлений в бюджет. И как следствие недопроизводство национального дохода. 
          Помимо чисто экономических последствий нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потери квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои, растет преступность, теряется самоуважение, распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге подрывается и физическое здоровье общества. 
        В связи с потерей работы многие семьи оказались за чертой бедности.  
Бедность – это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств к существованию. Количество бедного населения в нашей стране резко увеличилось после 1991 года и в течение 15 лет неумолимо продолжает расти. 
       Число бедных изменяется с изменением экономической фактуры в стране. В России, по некоторым данным, число бедных семей превышает 25% их общей численности, и в это число не входят семьи алкоголиков и наркоманов, дети которых практически живут на улицах городов. 
         В связи с низким уровнем доходов в России прослеживается отрицательная ситуация - смертность превышает над рождаемостью. Естественная убыль населения сопровождается падением производства.  
         Неустойчивая ситуация на рынке труда, экономические реформы, безработица, социальная незащищенность особенно молодежи влечет рост преступлений, наркомании и алкоголизма относительно молодого населения нашей страны, в связи с этим увеличивается число самоубийств среди молодежи. 
         Многие семьи, оказавшиеся на грани бедности, в связи с потерей работы, а, следовательно, единственного источника дохода, искали средства к существованию в теневом бизнесе. Одним из таких является распространение наркотических средств, а также их распространение, среди молодежи, что негативно складывается на умственном и физическом развитии детей. 
          Таким образом, социальные последствия безработицы поражают как своими масштабами, так и своей жестокостью, как на молодежь, так и на людей предпенсионного возраста. Борьба с наркоманией, беспризорностью, алкоголизмом должна быть выдвинута на первый план, если мы хотим вырастить здоровую нацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы

 
 
            Политика занятости - органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это: 
 
-содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления; 
 
-разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов в условиях привязки их к одному – двум предприятиям; 
 
-стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку; 
 
-ориентация на сокращение безработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности; 
 
-становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики; 
 
-целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест, в частности увеличение практики общественных работ.  
        Есть два пути решения проблем безработицы: прямой и косвенный.  
     

        Прямой путь – это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности. 

       Косвенный – это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает: 

  1. Обеспечение правовой защищенности наемных работников.

  1. Использование альтернативных форм занятости.

 
           Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра - я; ты - там, а я - здесь. 
 
       3.Развитие системы страхования от безработицы: 

  • повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит стимулировать структурную перестройку предприятий;

  • использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;

  • финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда – попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;

  • адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка через систему профессиональной подготовки при максимальном учете имеющейся базовой квалификации;

  • упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.

 
        4. Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы. 
 
         5. Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев - выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости. 
 
          Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников - государство и предприниматели - нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах. 
          В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное - равноправие сторон. Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы. 
          Социальное партнерство реализуется через систему переговоров и заключаемых соглашений и договоров. Особое значение приобретает заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях там, где непосредственно происходит соединение владельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов. 
           Учитывая особенности российского рынка труда в переходный период, можно сделать вывод, что официально провозглашенный курс более полного и эффективного использования ресурсов (включая трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождает разрушением трудового потенциала.

Информация о работе Безработица ее масштабы, особенности в Удмуртии