Безработица и политика занятости в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 06:56, реферат

Краткое описание

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям
связан с большими трудностями, возникновением многих социально- экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Формы безработицы и их специфика………………………………………..4
3. Причины безработицы в переходной экономике…………………………....6
4. Проблемы занятости населения России на современном этапе……………8
5. Государственная служба занятости населения и ее функции……………..10
6. Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест…………12
7. Заключение…………………………………………………………………….15
8. Список литературы…………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица и политика занятости в современной Росси.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

  Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

 Основными задачами Программы являются:

· обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания

и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях

экономики и регионах Российской Федерации;

· регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение

конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

· формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества

создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной

мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения

· предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие

системы общественных работ.

 

Реализацию Программы предусматривается осуществлять в два этапа в течение

1996-2000 гг. В рамках первого этапа реализации Программы, рассчитанного на 1996-1997 гг., федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить следующий комплекс мер:

1. Определение потребности в  создании рабочих мест

2. Выявление отраслевых и региональных  приоритетов в развитии и сохранении

перспективных рабочих мест

3. Проведение социальной экспертизы  разрабатываемых федеральных целевых  и

инвестиционных программ

4. Разработка нормативной правовой  базы, ориентированной на формирование

общих условий для создания и сохранения рабочих мест.

5. Создание механизма, обеспечивающего  развитие профессиональной и

территориальной мобильности рабочей силы

6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных мощностей

7. Формирование системы организации  временных рабочих мест на  базе

общественных работ

8. Разработка механизма развития  социального партнерства в области  создания и

сохранения рабочих мест

9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для

неконкурентоспособных граждан

 

На втором этапе реализации Программы, охватывающем 1998-2000 гг. федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решения следующих задач:

1. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на создание

рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации

2. Создание условий для повышения  качества рабочих мест

3. Стимулирование формирования  эффективной структуры занятости  населения

 

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства

Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются  в полной

мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение

рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для

организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное  обучение,

переподготовку и профориентацию и др.

Другой источник финансирования программы занятости - средства

федерального бюджета - только называется, а конкретные статьи и размеры

расходов бюджета не указываются. Более того, в программе отмечается, что "в случае ухудшения  ситуации на рынке труда для восполнения дефицита средств

потребуется увеличить норматив страховых взносов в Государственный фонд

занятости населения". Таким образом, по-прежнему предполагается все

мероприятия осуществлять за счет работодателей и, возможно, работников.

  Гарантии государства гражданам, потерявшим работу, могут быть предоставлены в двух основных формах. Первая - гарантия стабильного источника дохода на определенное законом и социально-экономической  необходимостью время. Вторая - гарантия свободы выбора способа своего существования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной: работать или не работать, искать работу или получать пособие в течение года, заниматься поиском работы самостоятельно или через службу занятости, отказываться или соглашаться на работу с заработной платой ниже приемлемого для гражданина России уровня, менять профессию или нет и т.д. Государство не должно навязывать безработному форму не только его занятости, но и незанятости.

  Принципиально важно одно - имеет ли человек право на пособие по безработице,

то есть участвовал ли он в период своей занятости в формировании страхового

фонда. Если да, то размер его пособия, продолжительность и регулярность

выплат не должны зависеть от власти чиновников. Они могут определяться

продолжительностью и суммой выплаченного страхового налога, а не только величиной заработной платы в течение двух месяцев на последнем месте работы.

Сумма пособия для каждого безработного может быть постоянной в течение всего

законодательно установленного  периода регистрируемой безработицы. Ее выплата не должна зависеть от факта явки безработного для перерегистрации в службах  занятости, отказа от предложенных работ и т.п. Это к тому же сократит нагрузку на сотрудников служб занятости, упростив процедуру  расчета пособия, позволит им отказаться от таких "полицейских" обязанностей, как отслеживание и наказание нарушителей режима перерегистрации путем лишения их пособия.

  Критериями эффективности работы органов службы занятости следует считать

повышение их роли в организации рынков труда - общероссийского, регионального, местного и степень удовлетворения спроса со стороны как не занятых трудовой деятельностью  граждан, так и работодателей.

 Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно стать управление занятостью, которое состоит в органическом  сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования,  обеспечивающем условия для развития трудовых ресурсов и экономической активности. Формирование и эффективное функционирование системы регулирования  занятости и безработицы объективно требует наличия адекватной информационной базы. Для мониторинга движения рабочей  силы и рабочих мест необходимо проведение статистических группировок предприятий с различной формой собственности. Заказчиком таких разработок могла бы выступить Федеральная служба занятости.

 

 

 

   Заключение.

 

 Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при стабилизации

экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно  оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.

 Одним из основных элементов формирования политики эффективной  занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

· оживление экономической ситуации и инвестиционной активности  в стране,

создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по

развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и

организаций в рабочей силе;

· совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей  получения

населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по

вкладам и т.д.), развитие системы социальных  пособий, дотаций и льгот,

снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп

населения, особенно женщин, учащейся  молодежи и пенсионеров.

Государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики. Предстоит усилить роль собственных источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток децентрализованных средств.

Понимая неизбежность нарастания масштабов безработицы в России в условиях

углубления экономических реформ, в ближайшие годы, видимо,  следует

ориентироваться на социально допустимые масштабы безработицы  в размере 7-8%, определяемой как отношение числа лиц, ищущих работу, ко всей численности экономически активного населения. С учетом специфики российской экономики это ниже, чем в других странах, переходящих от плановой к рыночной экономике.   

    Предметом взаимной заботы федеральных и региональных органов исполнительной власти остаются проблемы регулирования миграционного движения населения по территории России с учетом ситуации, складывающейся  на региональных рынках труда. Особенности обеспечения возвращения русскоязычного населения из ближнего зарубежья в Россию должны учитываться при реализации мер, связанных с их расселением и обустройством.

   В настоящее время в законодательной и хозяйственной практике слабо учитываются территориальные особенности формирования и использования трудовых ресурсов. В относительно трудонедостаточных районах России (включая Нечерноземную зону, Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток) основное внимание должно быть уделено созданию необходимых экономических, организационных и правовых предпосылок для привлечения инвестиций с

 

целью реконструкции,  модернизации и технического перевооружения действующих производств, более эффективного использования основных производственных фондов и рабочих мест, постоянного снижения доли малоквалифицированного ручного труда, особенно в строительстве и сельском хозяйстве, сокращения числа малопривлекательных рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда.

  В то же время в трудоизбыточных районах страны для обеспечения занятости

населения следует открывать (в первую очередь в сельской местности, в малых и

средних городах) небольшие предприятия и производства по переработке и

хранению сельскохозяйственной продукции,  изготовлению строительных

материалов и товаров народного потребления  из местного сырья и отходов

производства, а также предприятия и организации сферы обслуживания.

  Касаясь вопросов взаимодействия федеральных и региональных органов

исполнительной власти при формировании методов регулирования  занятости

населения, следует подчеркнуть актуальность разработки сбалансированной

системы механизмов регулирования рынков труда, элементы которой были бы

достаточно эффективны как на федеральном, так и на отраслевом и региональном

уровнях, обеспечивая решение не только краткосрочных (оперативных), но и

среднесрочных (на 1-2 года) и долгосрочных (на 5-10 лет) задач. Указанные

меры должны предусматривать  не только административное, но и косвенное

экономическое влияние на процессы занятости населения и ситуацию на рынке

труда. Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия.

 Одновременно с учетом близости объекта управления при одинаковом  характере

решаемых задач в области занятости населения доля прямого административного

регулирования на региональном и отраслевом уровнях будет существенно выше,

чем на федеральном. Этому, в частности, способствуют и принимаемые

директивные решения, связанные,  например, с предоставлением права

региональным органам исполнительной  власти устанавливать предельно

допустимый уровень безработицы,  сдерживать высвобождено работников с

предприятий и организаций и т.д.

 Своеобразие ситуации, сложившейся перед этапом стабилизации, состоит в том,

что старые производственные структуры, не способные адаптироваться к

изменившимся условиям, испытывают на себе наиболее сильное влияние кризиса и

в первую очередь обусловливают глубину спада производства. Рассчитывать на

то, что поддержка этих структур поможет его замедлить и вывести страну из

спада, не приходится. В то же время сокращение производства в них пока не

компенсируется его ростом на новых или реорганизованных, более эффективных и

конкурентоспособных  предприятиях. Частный капитал продолжает

концентрироваться  в торговле и финансовом секторе, считая инвестирование

промышленности  пока еще слишком рискованным и недостаточно выгодным.

  Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения, формирования и регулирования рынка труда.

  Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной

занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения

является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда,

механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться

применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. А.Ананьев «Новые процессы  в занятости населения в условиях  перехода к

рыночной экономике», «Вопросы экономики», № 5 - 1995

 

2. А.Кашепов «Проблемы предотвращения массовой безработицы в России», «Вопросы экономики», № 5 - 1995

 

3. Бреев Б.Д. Безработица в современной России:- М.:Наука, 2007

 

4. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008

 

Информация о работе Безработица и политика занятости в современной России