Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 06:56, реферат
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям
связан с большими трудностями, возникновением многих социально- экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Формы безработицы и их специфика………………………………………..4
3. Причины безработицы в переходной экономике…………………………....6
4. Проблемы занятости населения России на современном этапе……………8
5. Государственная служба занятости населения и ее функции……………..10
6. Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест…………12
7. Заключение…………………………………………………………………….15
8. Список литературы…………………………………………………………….17
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.
Основными задачами Программы являются:
· обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания
и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях
экономики и регионах Российской Федерации;
· регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение
конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
· формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества
создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной
мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения
· предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие
системы общественных работ.
Реализацию Программы предусматривается осуществлять в два этапа в течение
1996-2000 гг. В рамках первого этапа реализации Программы, рассчитанного на 1996-1997 гг., федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить следующий комплекс мер:
1. Определение потребности в создании рабочих мест
2. Выявление отраслевых и
перспективных рабочих мест
3. Проведение социальной
инвестиционных программ
4. Разработка нормативной
общих условий для создания и сохранения рабочих мест.
5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и
территориальной мобильности рабочей силы
6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных мощностей
7. Формирование системы
общественных работ
8. Разработка механизма развития
социального партнерства в
сохранения рабочих мест
9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для
неконкурентоспособных граждан
На втором этапе реализации Программы, охватывающем 1998-2000 гг. федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решения следующих задач:
1. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на создание
рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации
2. Создание условий для
3. Стимулирование формирования
эффективной структуры
Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства
Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной
мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение
рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для
организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение,
переподготовку и профориентацию и др.
Другой источник финансирования программы занятости - средства
федерального бюджета - только называется, а конкретные статьи и размеры
расходов бюджета не указываются. Более того, в программе отмечается, что "в случае ухудшения ситуации на рынке труда для восполнения дефицита средств
потребуется увеличить норматив страховых взносов в Государственный фонд
занятости населения". Таким образом, по-прежнему предполагается все
мероприятия осуществлять за счет работодателей и, возможно, работников.
Гарантии государства гражданам, потерявшим работу, могут быть предоставлены в двух основных формах. Первая - гарантия стабильного источника дохода на определенное законом и социально-экономической необходимостью время. Вторая - гарантия свободы выбора способа своего существования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной: работать или не работать, искать работу или получать пособие в течение года, заниматься поиском работы самостоятельно или через службу занятости, отказываться или соглашаться на работу с заработной платой ниже приемлемого для гражданина России уровня, менять профессию или нет и т.д. Государство не должно навязывать безработному форму не только его занятости, но и незанятости.
Принципиально важно одно - имеет ли человек право на пособие по безработице,
то есть участвовал ли он в период своей занятости в формировании страхового
фонда. Если да, то размер его пособия, продолжительность и регулярность
выплат не должны зависеть от власти чиновников. Они могут определяться
продолжительностью и суммой выплаченного страхового налога, а не только величиной заработной платы в течение двух месяцев на последнем месте работы.
Сумма пособия для каждого безработного может быть постоянной в течение всего
законодательно установленного периода регистрируемой безработицы. Ее выплата не должна зависеть от факта явки безработного для перерегистрации в службах занятости, отказа от предложенных работ и т.п. Это к тому же сократит нагрузку на сотрудников служб занятости, упростив процедуру расчета пособия, позволит им отказаться от таких "полицейских" обязанностей, как отслеживание и наказание нарушителей режима перерегистрации путем лишения их пособия.
Критериями эффективности работы органов службы занятости следует считать
повышение их роли в организации рынков труда - общероссийского, регионального, местного и степень удовлетворения спроса со стороны как не занятых трудовой деятельностью граждан, так и работодателей.
Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно стать управление занятостью, которое состоит в органическом сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования, обеспечивающем условия для развития трудовых ресурсов и экономической активности. Формирование и эффективное функционирование системы регулирования занятости и безработицы объективно требует наличия адекватной информационной базы. Для мониторинга движения рабочей силы и рабочих мест необходимо проведение статистических группировок предприятий с различной формой собственности. Заказчиком таких разработок могла бы выступить Федеральная служба занятости.
Заключение.
Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при стабилизации
экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:
· оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране,
создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по
развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и
организаций в рабочей силе;
· совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения
населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по
вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот,
снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп
населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.
Государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики. Предстоит усилить роль собственных источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток децентрализованных средств.
Понимая неизбежность нарастания масштабов безработицы в России в условиях
углубления экономических реформ, в ближайшие годы, видимо, следует
ориентироваться на социально допустимые масштабы безработицы в размере 7-8%, определяемой как отношение числа лиц, ищущих работу, ко всей численности экономически активного населения. С учетом специфики российской экономики это ниже, чем в других странах, переходящих от плановой к рыночной экономике.
Предметом взаимной заботы федеральных и региональных органов исполнительной власти остаются проблемы регулирования миграционного движения населения по территории России с учетом ситуации, складывающейся на региональных рынках труда. Особенности обеспечения возвращения русскоязычного населения из ближнего зарубежья в Россию должны учитываться при реализации мер, связанных с их расселением и обустройством.
В настоящее время в законодательной и хозяйственной практике слабо учитываются территориальные особенности формирования и использования трудовых ресурсов. В относительно трудонедостаточных районах России (включая Нечерноземную зону, Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток) основное внимание должно быть уделено созданию необходимых экономических, организационных и правовых предпосылок для привлечения инвестиций с
целью реконструкции, модернизации и технического перевооружения действующих производств, более эффективного использования основных производственных фондов и рабочих мест, постоянного снижения доли малоквалифицированного ручного труда, особенно в строительстве и сельском хозяйстве, сокращения числа малопривлекательных рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда.
В то же время в трудоизбыточных районах страны для обеспечения занятости
населения следует открывать (в первую очередь в сельской местности, в малых и
средних городах) небольшие предприятия и производства по переработке и
хранению сельскохозяйственной продукции, изготовлению строительных
материалов и товаров народного потребления из местного сырья и отходов
производства, а также предприятия и организации сферы обслуживания.
Касаясь вопросов взаимодействия федеральных и региональных органов
исполнительной власти при формировании методов регулирования занятости
населения, следует подчеркнуть актуальность разработки сбалансированной
системы механизмов регулирования рынков труда, элементы которой были бы
достаточно эффективны как на федеральном, так и на отраслевом и региональном
уровнях, обеспечивая решение не только краткосрочных (оперативных), но и
среднесрочных (на 1-2 года) и долгосрочных (на 5-10 лет) задач. Указанные
меры должны предусматривать не только административное, но и косвенное
экономическое влияние на процессы занятости населения и ситуацию на рынке
труда. Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия.
Одновременно с учетом близости объекта управления при одинаковом характере
решаемых задач в области занятости населения доля прямого административного
регулирования на региональном и отраслевом уровнях будет существенно выше,
чем на федеральном. Этому, в частности, способствуют и принимаемые
директивные решения, связанные, например, с предоставлением права
региональным органам исполнительной власти устанавливать предельно
допустимый уровень безработицы, сдерживать высвобождено работников с
предприятий и организаций и т.д.
Своеобразие ситуации, сложившейся перед этапом стабилизации, состоит в том,
что старые производственные структуры, не способные адаптироваться к
изменившимся условиям, испытывают на себе наиболее сильное влияние кризиса и
в первую очередь обусловливают глубину спада производства. Рассчитывать на
то, что поддержка этих структур поможет его замедлить и вывести страну из
спада, не приходится. В то же время сокращение производства в них пока не
компенсируется его ростом на новых или реорганизованных, более эффективных и
конкурентоспособных предприятиях. Частный капитал продолжает
концентрироваться в торговле и финансовом секторе, считая инвестирование
промышленности пока еще слишком рискованным и недостаточно выгодным.
Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения, формирования и регулирования рынка труда.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной
занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения
является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда,
механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться
применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
Список литературы:
1. А.Ананьев «Новые процессы
в занятости населения в
рыночной экономике», «Вопросы экономики», № 5 - 1995
2. А.Кашепов «Проблемы предотвращения массовой безработицы в России», «Вопросы экономики», № 5 - 1995
3. Бреев Б.Д. Безработица в современной России:- М.:Наука, 2007
4. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008
Информация о работе Безработица и политика занятости в современной России