Безработица как социально-экономическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы будет анализ рынка труда и проблем безработицы в России.
Задачами в работе являются: раскрыть теоретические основы безработицы; провести анализ структуры безработицы в России; показать безработица как социально-экономическое явление; отметить причины безработицы в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Безработица: теоретические основы и проявления………..4
1.1. Понятие безработицы и причины ее образования………………...4
1.2. Типы безработицы……………………………………………………8
ГЛАВА 2. Безработица как социально-экономическое явление……...12
2.1. Динамика и структура безработицы в России…………………….12
2.2. Пути снижения безработицы в России……………………………..16
Заключение…………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………………..

Вложенные файлы: 6 файлов

безработица .doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Многообразие типов  безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку  единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для  решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной  безработицы может быть снижен за счет:

  • улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
  • устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого  рынка жилья;

б) увеличение масштабов  жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного  пункта в другой.

Сокращению структурной  безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы  должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для  решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для  роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

- стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, – занятости на них;

- поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции. Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может  принести, например, предоставление возможности  досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного  возрасти. В России, например, при  упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат [6, с.53].

Создание условий для  роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее  всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут  использоваться различные методы:

  1. экономическое стимулирование молодежной занятости;
  2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи
  3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

  • Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
  • Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.
  • Снижение фактического предложения рабочей силы, за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
  • Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  • Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели – профсоюзы – государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
  • Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
  • сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности.
  • В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным  с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных  и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.

Политика в сфере  занятости направлена на создание новых  рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с  помощью которых государство  воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные политика занятости: создание дополнительных рабочих мест; стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Организационные законодательные и финансовые меры государства включают: организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости: создание системы социального страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума [14, с.369].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наличие как макроэкономических, так и иных ограничений и препятствий  оказывает сдерживающее влияние  на сокращение безработицы и рост занятости даже в период экономического оживления. Надежды на автоматическое улучшение функционирования рынка труда при благоприятной макроэкономической динамике выглядит излишне оптимистично. На сегодняшний день нет оснований полагать, что проблема открытой безработицы будет снята в ближайшие годы. Она будет либо достаточно интенсивно расширяться, либо сохранит “ползучий” характер. Не исключено, что увеличение безработицы будет происходить параллельно с позитивными переменами в ВВП и производительности на стадии подъема. Весьма вероятно, что российская экономика столкнется с достаточно уникальной ситуацией – “оживлением без рабочих мест”.

Проблема “недозанятости”  также останется актуальной. Ее “накопленные”  объемы, а также скорость, с которой  произойдет рационализация фонда рабочего времени (рассасывание “недозанятости”), будут оказывать влияние как на темпы экономического оживления, так и на масштабы открытой безработицы. В том случае, если произойдет изменение в распределении избыточной рабочей силы между безработными и “недозанятыми”, изменятся и акценты трудовой политики в сторону мер, направленных на возвращение потерявших работу к труду.

В целом же, как представляется, вопрос состоит не в том, каких  позитивных перемен нужно ожидать  на рынке труда, а в том, каким образом, использовать весьма ограниченные возможности для нейтрализации потенциальных факторов риска ухудшения занятости. Решающую роль здесь играет макроэкономическая политика. Учитывая, что состояние рынка труда, динамика безработицы будут оказывать все возрастающее влияние на экономическое оздоровление и его скорость, эта политика должна быть модифицирована.

С точки зрения влияния  на занятость эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным влиянием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, а также тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способности экономики к “генерации занятости” в целом составляет задачу экономической политики. Наличие многочисленных факторов, не связанных с макроэкономическими возможностями для занятости, может сделать бессмысленными попытки стабилизации положения на рынке труда за счет “чистых” экономических мер. По мере завершения перевода экономики из режима переходного периода к ее функционированию на собственной рыночной основе значение собственно политики на рынке труда будет возрастать. Результаты макроэкономических усилий будут находиться в ощутимой зависимости от эффективности трудовой политики. Повышение и поддержание “высокой способности к занятости” рабочей силы, а также поддержка благоприятной “рабочей среды”, позволяющей реализовать эту способность и сохранить уже имеющуюся занятость, в целом должно составлять ключевую задачу политики на рынке труда.

По мере расширения открытой безработицы, в том числе в  связи с оптимизацией фонда рабочего времени, приведения численности работающих к величине “экономически заданного  спроса”, будет усиливаться значение политики преодоления открытой безработицы. Ее базовая задача – повышение “способности к занятости” безработных граждан. Под повышением “способности к занятости” понимается снятие объективных препятствий (информационных, квалификационных, социальных, психологических и т.д.), мешающих безработным занять имеющиеся вакансии или генерируемые экономикой новые рабочие места. Основная цель – скорейшее возвращение искателей работы к активному труду, предотвращение их дрейфа в длительную безработицу.

 

 

 

         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации) от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)/ Справочно-правовая система «Консультант плюс».
  2. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 23.02.2013 N 11-ФЗ)/ Справочно-правовая система «Консультант плюс».
  3. Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (вместе с "Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы", "Правилами регистрации безработных граждан")/ Справочно-правовая система «Консультант плюс».
  4. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: учебник для вузов/ В.В. Адамчук, О. В. Ромашов, М. Е. Сорокина. – Москва: ЮНИТИ, 2007.
  5. Булатов А.С. Экономическая теория: учебник/А. С.  Булатов. – Москва: Экономист, 2003.
  6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т.: учебник — Т.1./пер. с англ. 13-го изд. — М.: ИНФРА-М, 2003. — [974] c.: ил.,табл., граф.
  7. Завельский М.Г. Экономика и социология труда: курс лекций. – Москва: ЛОГОС, 2001.
  8. Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице // Человек и труд. -2000. -№9.
  9. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник/В. Я. Иохин. – М.: Юристъ, 2000.
  10. Малева Т.М. Государственная и корпоративная политика занятости/Т. М. Малеева. – М.: Инфра-М, 2010.
  11. Носова С.С. Экономическая теория/С. С. Носова. – М.: «Владос», 2000.
  12. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учебное пособие / А. И. Рофе, Б. Г. Збышко, В. В. Ишин; Под ред. А.И. Рофе. – М.: «МИК», 2009.
  13. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: учебное пособие. – Москва: ИНФРА, 2000 г.
  14. Современная экономика: теоретические и практические подходы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Часть II). – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. – 382 с.
  15. Экономическая теория: учебник для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. – Москва: Финстатинформ, 2012.
  16. gks.ru

Размещено

 

 


приложение 1.doc

— 30.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

приложение 2.doc

— 32.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

приложение 3.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

приложение 4.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

содержание.doc

— 44.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление