Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:41, реферат
Леон Вальрас родился в г. Эвре (Франция) в семье философа и экономиста Огюста Вальраса. В юности он пытался найти себя в различных областях: учился в Горном институте, увлекался философией, литературой, историей, пока под влиянием отца не воодушевился идеей создания социальной науки и даже разработал грандиозный план осуществления этой цели. Научная карьера Вальраса началась после удачного выступления на Международном конгрессе по проблеме налогов в 1860 г. в Лозанне, после чего он получил кафедру политической экономии юридического факультета Лозаннского университета, где проработал до своей отставки в 1892 г. На посту заведующего кафедрой его сменил В. Парето. Уйдя в отставку, Вальрас продолжил активно работать.
Леон Вальрас родился в г. Эвре (Франция) в семье философа и экономиста Огюста Вальраса. В юности он пытался найти себя в различных областях: учился в Горном институте, увлекался философией, литературой, историей, пока под влиянием отца не воодушевился идеей создания социальной науки и даже разработал грандиозный план осуществления этой цели. Научная карьера Вальраса началась после удачного выступления на Международном конгрессе по проблеме налогов в 1860 г. в Лозанне, после чего он получил кафедру политической экономии юридического факультета Лозаннского университета, где проработал до своей отставки в 1892 г. На посту заведующего кафедрой его сменил В. Парето. Уйдя в отставку, Вальрас продолжил активно работать.
Основные идеи
1. Впервые ввел наиболее общие критерии рыночного равновесия: спрос равен предложению
2. Предложил концепцию общего экономического равновесия, первая математическая интерпретация
3. Ввел 4 рынка: труда, капитала, финансовый, потребительских благ и услуг
4. Ввел математические методы
как обязательный элемент
Основные произведения
Парето, Вильфредо (15 июля 1848, Париж — 20 августа 1923, Селиньи, кантон Женева, Швейцария) — итальянский инженер, экономист и социолог. Один из основоположников теории элит.
По мысли Парето, общество имеет пирамидальную структуру, на вершине которой находится элита — руководящий социальный слой, направляющий жизнь всего общества. Залог успешного развития — своевременная ротация (обновление) элиты.
Он разработал теории, названные
впоследствии его именем: статистическое
Парето-распределение и Парето-
Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза, выходца из портового города Генуя, вынужденного эмигрировать из-за своих либеральных и республиканских убеждений. Мать Парето была француженкой, и он с детства одинаково хорошо владел итальянским и французским, однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем.
В 1858 году семья Парето вернулась в Италию. Там Вильфредо начинает учиться и получает одновременно классическое гуманитарное и техническое образование. При этом большое внимание он уделяет изучению математики.
После окончания Политехнической школы в Турине Парето в 1869 г. защищает диссертацию «Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах». Тема эта воспринимается как предзнаменование, учитывая важное место понятия равновесия в его последующих экономических и социологических трудах. В течение ряда лет он занимал довольно важные должности в железнодорожном ведомстве и в металлургической компании.
В 1890-е годы он предпринимает неудачную попытку заняться политической деятельностью. В это же время он активно занимается публицистикой, чтением и переводами классических текстов. В первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в области экономической теории и математической экономики. С 1893 г. и до конца жизни он был профессором политической экономии Лозаннского университета в Швейцарии, сменив в этой должности известного экономиста Леона Вальраса.
В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего сам Муссолини, считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в 1923 г. он был удостоен звания сенатора Италии. Парето выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным и не ограничивать академических свобод.
Умер Парето 20 августа 1923 г. в Селиньи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни; там он и был похоронен.
Основателем Лозаннской школы был француз Леон Вальрас, профессор Лозаннского университета, где его сменил итальянец Вильфредо Парето.
В 1874-1877 годах Вальрас опубликовал свою основную работу "Элементы чистой политической экономии", основные положения теории Парето изложены в "Курсе политической экономии" и "Учебнике политической экономии". Вальрас и Парето показали, каким образом все экономические ценности определяют друг друга.
Лозаннской школе к понятию
взаимозависимости примыкает
Проблема равновесия - не только теоретическая,
нарушения пропорций в
Разработка замкнутой модели экономического равновесия сделала Вальраса величайшим экономистом XIX века.
Базовые положения модели Вальраса:
всякое рыночное хозяйство в тенденции
стремится к равновесию; экономическая
деятельность осуществляется на базе
принципа субъективной полезности; действует
принцип взаимозависимости
2. История развития австрийской школы
Австрийская школа получила свое название от происхождения ее основателей и ранних приверженцев. Основателями школы являются К. Менгер, У. С. Джевонс и Л. Вальрас. Основными предшественниками данного направления считаются французские ученые О. Курно и Ж. Дюпюи, а также немцы И. фон Тюнен и Г. Госсен.
Классическая экономическая теория основывалась на трудовой теории стоимости, в соответствии с которой стоимость товаров определяется количеством труда, затраченного на его производство. В конце XIX века, однако, внимание экономистов переключилось на теорию предельной полезности. Австрийская школа была одним из трех источников маржиналистской революции 1870-х, при этом ее основной вклад состоял в применении субъективистского подхода к экономике. Вышедшая в 1871 году книга Карла Менгера Принципы Экономики стала катализатором развития этого направления. Вокруг Менгера в рамках широкого направления маржинализма сформировалась более узкая школа, получившее название «Психологическая школа», «Венская школа» или «Австрийская школа». Впоследствии Торстейном Вебленом в его работе Preconceptions of Economic Science (1900) был специально введен термин «неоклассическая экономика», дабы отличить маржинализм в объективистской традиции последователей Альфреда Маршалла от маржинализма Австрийской школы,исповедовавшей субъективистский подход к стоимости.
Австрийская школа оставалась влиятельным направлением экономической мысли в первой половине XX века и какое-то время рассматривалась как неотъемлемая часть экономического мейнстрима. Ее вклад в развитие экономической мысли включает неоклассическую теорию стоимости, включая субъективную теорию стоимости, а также осмысление проблемы экономических вычислений и невозможности централизованного планирования в экономике. С середины XX века и до настоящего времени Австрийская школа стала рассматриваться как самостоятельное течение, обособленное от мейнстрима и вносящее незначительный вклад в последний.
Особенности австрийской школы:
-отказ от использования
математических методов
-крайний субъективизм
как характерная черта
-акцент на изучение
психологических особенностей
-акцент на структуру
капитала и временную
Экономисты австрийской школы жестко придерживаются методологического индивидуализма , который они описывают как анализ человеческой деятельности с точки зрения индивидуальных агентов. Экономисты Австрийской школы утверждают, что единственный путь к построению осмысленной экономической теории — логически выводить ее из базовых принципов человеческой деятельности, называя подобный метод праксеологическим. Кроме того, хотя натурные эксперименты часто используются последователями экономического мэйнстрима, «австрийцы» указывают, что экспериментальная проверка экономических моделей почти невозможна, поскольку нормальная экономическая деятельность людей — предмет экономического исследования — не может быть воспроизведена в искусственных условиях. В свою очередь, приверженцы экономического мейнстрима, как правило, критически относятся к методологии австрийской школы.
3. Основатели школы
Карл Менгер - австрийский экономист. Главным элементом в методологическом инструментарии Менгера является микроэкономический анализ. Он позволил, с одной стороны, противопоставить учению «классиков» об экономических отношениях между классами анализ экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта (по терминологии Менгера — «хозяйство Робинзона»), но с другой — увлечься положением о том, что якобы выявить и решить экономические проблемы возможно, рассматривая их только на уровне индивида, на микроуровне с учетом феномена собственности и обусловленного относительной редкостью благ человеческого эгоизма.
В работе «Основания политической экономии» Менгер переходит к теоретическим положениям политической экономии, в том числе к таким, как «ценность», «обмен», «товар», «деньги» и другие. Он разработал теорию стоимости (ценности), определяемую предельной полезностью. Ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей, т.е. тогда, когда он сознает зависимость от их наличия в своем распоряжении. Соответственно не имеют для человека никакой ценности, в том числе потребительной, только неэкономические блага.
Кроме того, он поясняет, что «ценность не есть нечто присущее благам, не свойство их, но, наоборот, лишь то значение, которое мы, прежде всего, придаем удовлетворению наших потребностей...». Чтобы подтвердить такого рода суждение, Менгер приводит пример оазиса, где вода из источника, покрывающая все потребности людей в ней, не имеет ценности и, наоборот — вода приобретает для жителей оазиса ценность, когда внезапно поступление воды из источника сократится настолько, что распоряжение определенным количеством воды станет необходимым условием для удовлетворения конкретной потребности жителей оазиса.
«Ценность — это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и поэтому вне их сознания не существует».
По мнению Менгера, «затраты труда и его количества или других благ на производство того блага, о ценности которого идет речь, не находятся в необходимой и непосредственной связи с величиной ценности». Менгер использует «доказательство», обращаясь к примеру о ценности бриллианта и давая комментарий, суть которого такова: величина ценности этого минерала не зависит от того, нашли ли его «случайно» или он «добыт из месторождений путем затраты тысячи рабочих дней», так как определяющим моментом «при обсуждении его ценности» считается то количество «услуг», которого можно лишиться, не будь его в нашем распоряжении.
Фактически по данной теории австрийской школы, получившей название «теории вменения», предполагается, что доля стоимости (ценности) блага «первого порядка» вменяется благам «последующих порядков», использованным при его изготовлении. При всех условиях ценность благ высшего порядка определяется предполагаемой ценностью благ низшего порядка, на производство которых они предназначаются или предположительно предназначаются людьми.
Блага высшего порядка рассматриваются Менгером в качестве неизбежной предпосылки производства благ. Причем к их числу он предлагает относить не только совокупность сырых материалов, труд, используемые участки земли, машины, инструменты и пр., но и «пользование капиталом и деятельность предпринимателя».
Менгер считает ошибочным ставить в вину социальному строю возникающую якобы «возможность... отнимать у рабочих часть продукта труда». Он пишет, что труд представляет собой только один элемент производственного процесса, который «является не в большей степени экономическим благом, чем элементы производства». Поэтому, по его мнению, владельцы капитала и земли живут не за счет рабочих, а «за счет пользования землей и капиталом, которое для индивида и общества имеет ценность так же точно, как и труд».