Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование вопроса бюджетной политики Российской Федерации, изучение ее изменения в процессе эволюции и реформировании бюджетной системы страны.
Реализация указанной цели потребовала постановки и решения целого ряда взаимосвязанных задач;
Дать определение бюджетной системе;
изучить советский опыт становления бюджетной системы и бюджетную политику в условиях административно-командной экономики СССР;
определить особенности бюджетной политики 1991-2000 годов;
пронаблюдать бюджетную политику в 2010-2011 годах;
выявить основные направления политики на плановы й период 2012-2014 годов;
Введение 3
Бюджетная система. Теоретические основы ее изучения 4
Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы. 4
Развитие взглядов экономистов-теоретиков на роль государства в экономике. 5
Бюджетный процесс в РФ 11
Бюджетная система и политика в советской и постсоветской России 13
Советский опыт становления системы, бюджетная политика в условиях административно-командной экономике СССР 13
Особенности бюджетной политики 1991-2000 гг. 19
Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 22
Плановый период 2012-2014гг. 23
Заключение 25
Список литературы
Таблица
1. Доходы федерального бюджета (в среднем
за период, в % к ВВП)
Основными
статьями расходов бюджета были расходы
на народное хозяйство и социально-
Периоды | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вице-премьеры, курировавшие финансовую политику | А. Шохин | А. Чубайс | В. Каданников | В. Потанин,
А. Лившиц |
А. Чубайс |
Министры финансов | С. Дубинин | В. Пансков | В. Пансков | А. Лившиц | А. Чубайс |
Месяцы, годы Показатели |
февраль-декабрь
1994 г. |
январь-декабрь 1995 г. | январь-август 1996 г. | сентябрь 1996-март 1997 гг. | Апрель-ноябрь 1997 г. |
Расходы федерального бюджета в % к ВВП | 23,2 | 17,4 | 18,0 | 21,1 | 16,0 |
Просроченная задолженность по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования на конец периода: | |||||
млрд. руб. | 915 | 2736 | 6107 | 11305 | 4940 |
во всей задолженности по оплате труда: | 17,3 |
17,3 |
17,0 |
21,5 |
10,1 |
в фонде оплаты труда, % | 4,4 | 6,6 | 14,9 | 27,7 | 9,1 |
Прирост просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования: | |||||
за
период,
млрд. руб. |
548 | 1822 | 3371 | 5198 | -6365 |
в среднем за месяц, млрд. руб. в ценах сентября 1994 г. | -18 |
69 |
419 |
675 |
-762 |
Индекс просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования: | |||||
в текущих ценах | 249,8 | 747,5 | 1668,6 | 8088,8 | 1349,0 |
в постоянных ценах | 93,6 | 121,0 | 232,4 | 389,5 | 161,5 |
Среднемесячные темпы прироста просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования за период, %: | |||||
в текущих ценах | 8,7 | 9,6 | 10,6 | 9,2 | -8,8 |
в постоянных ценах | -0,6 | 2,2 | 8,5 | 7,7 | -9,3 |
Просроченная задолженность покупателей по государственным заказам на конец периода, млрд. руб. | |
7483 |
9868 |
12779 |
10456 |
Темпы прироста просроченной задолженности покупателей по государственным заказам в постоянных ценах в среднем за месяц, % | |
1,6 |
2,3 |
-3,3 |
Таблица
2. Выполнение бюджетных обязательств
В рамках системы централизованного планирования в бывшем Советском Союзе государственный бюджет и централизованные фонды отраслевых министерств осуществляли массированное перераспределение ресурсов между государственными предприятиями согласно предписаниям народнохозяйственного плана страны. Формирование и осуществление бюджетной политики в СССР характеризовалось централизацией средств в союзном бюджете, что должно было обеспечить соответствие этой политики целям выполнения плановых заданий.
Структура доходов бюджета в течение всего послевоенного периода менялась весьма незначительно. Доходная база государственного бюджета СССР формировалась за счет следующих источников:
Принятый в октябре 1991г. Закон "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" провозгласил независимость бюджетов всех уровней власти. Формально был положен конец автоматическому покрытию дефицита бюджетов нижестоящего уровня из вышестоящего. Все территориальные органы власти получили право сохранять за собой неизрасходованные к концу года остатки бюджетных средств.14
2.2.
Особенности бюджетной
политики 1991-2000 годов.
Отказ
во второй половине 80-х годов от монополии
государственной собственности
на средства производства стал причиной
кризиса планово-директивной
Основа
новой бюджетной политики - это
признание свободы
Проблема изменения расходов бюджета имела два главных аспекта:
В этот период получила новое направление система государственного кредита. Государство стало использовать его рыночные формы - различные формы краткосрочных и среднесрочных государственных займов при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального Банка.
Изменилась
и организация бюджетной
Большое
значение в плане активизации
финансовой политики приобрело изменение
практики перераспределения финансовых
ресурсов. Кроме вертикального метода,
осуществляемого посредством
Широкое
распространение получила система
внебюджетных фондов государства. Она
позволила сконцентрировать необходимые
средства для целевого финансирования
социальных расходов (Негосударственные
пенсионные фонды). Кардинально изменилась
система управления финансами. На смену
единому органу управления - Министерству
финансов пришла целая система
Процесс совершенствования финансовой политики на данном этапе носит постоянный характер.15 В 1995 - 1998 гг. намечен ряд мероприятий по совершенствованию финансовой политики. Основная задача на этом этапе - снижение дефицита федерального бюджета до уровня 3% ВВП, снижение темпов инфляции. Основная задача следующего этапа (с 1998 г.) по мере накопления финансовых ресурсов - полная сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета.
В
этот же период проведена налоговая
реформа, направленная на укрепление налоговой
системы и улучшение реального
формирования доходов бюджета. Продолжалась
государственная поддержка
Большое
внимание было уделено развитию и
регулированию рынка ценных бумаг.
Предстояло найти оптимальное сочетание
обращения на этом рынке государственных
и корпоративных ценных бумаг, что
позволило бы, с одной стороны,
обеспечить потребности государства
в средствах покрытия бюджетного
дефицита, а с другой стороны, создало
бы условия для нормального
Постоянные
изменения в долевом
2.3. Основные результаты бюджетной политики в 2010 году и в начале 2011 года
Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства. В 2010-2011 годах экономический рост стабилизировался на уровне около 4 процентов. Удалось существенно сократить дефицит федерального бюджета.
Внесены изменения в налоговое законодательство Российской Федерации, направленные на осуществление инноваций, расширена поддержка исследований и разработок, ведется плановая работа по созданию инновационного центра «Сколково», а также по реализации других проектов, одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.
Средний размер пенсий за 2010 год (то есть в декабре 2010 г. по сравнению с декабрем 2009 г.) вырос почти на 23 процента, а за 2011 год он увеличится более чем на 9 процентов. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации были проиндексированы социальные пособия.
В период с 2009 по 2010 год были обеспечены жильем более 120 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны. В 2011 году получат новое жилье еще около 40 тысяч ветеранов, которые встали на учет до 1 января 2011 г.
В 2010 году была принята и начала реализовываться Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Федеральными органами исполнительной власти разработаны отраслевые (ведомственные) планы повышения эффективности бюджетных расходов.
Началась работа по комплексному реформированию системы государственных и муниципальных закупок, которая должна исправить недостатки существующей системы, создав реальные препятствия для необоснованного завышения цен и коррупции. Принят ряд первоочередных поправок в законодательство Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных нужд, начал функционировать общероссийский официальный сайт, существенно повысивший доступность и прозрачность информации о закупках. Готовятся изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на формирование федеральной контрактной системы.
Начался переход на программный принцип формирования федерального бюджета. Правительством Российской Федерации утверждены перечень государственных программ, порядок их разработки, реализации и оценки эффективности, организована работа по подготовке этих программ.