Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение бюджета, бюджетной политики РФ. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие бюджета;
рассмотреть бюджетную политику ;
Сделать анализ расходов и доходов бюджета РФ на 2008-2010г.
Введение………………………………………………………………….. 3
I. Теоретические основы бюджета и бюджетной политики……………5
1.1 Понятие и роль государственного бюджета…………………………5
1.2 Бюджетная политика…………………………………………………..9
1.3 Доходы бюджета………………………………………………………10
1.4 Расходы бюджета………………………………………………………11
1.5 Виды бюджета………………………………………………………….13
II. Анализ бюджета РФ на 2008-2010г…………………………………..18
2.1 Анализ доходов………………………………………………………...18
2.2 Анализ расходов………………………………………………………..22
III. Рекомендации и предложения по
анализу расходов и доходов бюджета РФ на 2008-2010г……………….31
Заключение………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………………………………34
Приложения………………………………………………………………….35
В зависимости от источников поступления бюджетные доходы можно подразделить на собственные и регулирующие.
Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К ним относятся: налоги и другие обязательные платежи.
Регулирующие доходы
бюджета – федеральные и
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетное взаимоотношение центра и регионов. Доходная часть территориального бюджета состоит из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций, субсидий и кредитных ресурсов.
Механизм трансфертов – ещё одно понятие бюджетных отношений. В 1994г. был введён новый механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором их, стал выступать Целевой Фонд финансовой поддержки регионов. Он и стал источником выделения трансфертов.
Трансферт – это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящие из Фонда финансовой поддержки; перечисляются ежемесячно.
Трансферты выделяются только тем регионам, которые действительно « нуждаются в поддержке».
Для выравнивания доходов важно создать взаимоотношения между ресурсами и местными бюджетами.
1.4. Расходы бюджета
Расходы бюджета выполняют своё функциональное назначение, вытекающее из основных функций государства (государственное управление, международная деятельность, национальная оборона): ведомственное - обеспечение адресного выделения бюджетных ассигнований, экономические – те виды финансовых операций, с команды которых государство выполняет расходы внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами (выделение средств на заработную плату, субсидии, дотации, покупка товаров и услуг, выплата процентов по долгам, предоставление кредитов другим экономическим агентам и др.)
Расходы бюджета делятся, на текущие и капитальные.
Капитальные расходы бюджетов представляют только часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность.
В составе капитальных расходов сформулирован бюджет развития, средства которого используются для кредитования, инвестирования проектов.
Объём денежных средств,
направленных в бюджетное развитие,
устанавливается федеральным
Текущие расходы бюджета – это часть расходов бюджета, обеспечивающая: текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным отраслям экономике.
В бюджете текущих расходов предусмотрено выделение защищенных статей бюджета, расходы по которым осуществляются независимо от снижения объёма поступлений доходов в бюджет. Например, в соответствии с Законом г. Москвы «О бюджете города Москвы на 2000г.» - приоритетному финансированию подлежат (оплата труда работникам бюджетной сферы, бесплатны отпуск молочных продуктов детям, субсидии малоимущим на строительство и приобретения жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, расходы по обслуживанию и погашению государственного долга.
Именно такие статьи расходов, как социальные пособия, образование, здравоохранение играют самую важную роль; поэтому им отводится первое место в бюджетной политике.
Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.
Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулирующие экспорт и в долгосрочном плане улучшают платёжный баланс, открывают для экономики страны, новее зарубежные страны, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.
Поскольку уровни развития
государственного регулирования экономики,
его конкретные цели, национальный
опыт программирования, доли государственной
собственности в экономике
В целом, расходы бюджета играют в государственном регулировании экономики несравненно меньшую роль, чем бюджетные доходы, и в первую очередь такие инструменты, как налоги и ускоренное амортизационное списание основного капитала.
1.5. Виды бюджета
При формировании бюджета, важное значение имеет достижение его сбалансированности, т.е. равенство доходной и расходной частей. Превышение дохода над расходами называется профицитом, расхода над доходами дефицитом. Они являются регулирующем и контролирующем инструментом бюджетной политики.
Хотя бюджетный дефицит
– является нежелательным, оно не
обязательно относится к
связанным с необходимостью вложения крупных средств в развитие экономики;
обусловленным чрезвычайным обстоятельством (стихийным бедствием), когда не хватает предусмотренных резервов.
вызванным процессами в экономике.
Дефицит бюджета покрывается государственными займами (внутренними и внешними). Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и получения кредитов у банков.
Государственные займы не единственный путь покрытия дефицита. У большинства различных стран накоплен значительный опыт его покрытия, путём дополнительной эмиссии денег. Правительство особенно часто прибегает к этому методу во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии известны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены – заработные платы, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.
Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они негативно воздействуют на экономику страны.
Из текущих бюджетных доходов не удаётся погасить займы.
Бюджетный дефицит имеет распределительную (перераспределительную), фондообразующую, стимулирующую и контрольную функции. В функции распределения его роль состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжение государства сверх устоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций. Фондообразующая функция проявляется в формировании определённого добавочного фонда централизованного бюджета ресурсов за счёт перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы.
Стимулирующая реализуется
в заинтересованности государства,
общественных и частных субъектов
экономических отношений и
На федеральном уровне
бюджетный дефицит может
Дефицит не является однозначно негативным явлением. Его характер и роль должны оцениваться с учётом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных ресурсов, источников и методов финансирования.
Финансирование дефицита бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов имеет ряд особенностей:
Ограничение (запрещение) их доступа к внешним источникам.
Отсутствие у них ресурсов от реализации запасов валютных ценностей (драгоценных металлов и камней), т.к. не было возможности реализовать соответственные фонды.
Источники финансирования дефицита бюджетов.
Утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлечённых средств. Бюджетный кодекс РФ содержит статью, необоснованно ограничивающую суверенитет России в использовании её золотовалютных ресурсов в финансировании дефицита бюджета. Кредиты Банка России – не могут быть источником финансирования.
Источниками финансирования
являются – ресурсы, которые попадают
в бюджетную систему
Способы финансирования дефицита: дополнительные налоговые поступления от принятия новых законодательных решений и улучшения налогового администратирования; займы на внутренних и внешних рынках; долговые обязательства (кредиты); кредитно-денежная эмиссия; привлечение средств их стабилизационных фондов.
Всё более активно осваивается резервирование бюджетных доходов, хотя это и не предусмотрено Бюджетным кодексом. Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2002 год» создан финансовый резерв за счёт профицита бюджета в сумме 109,8 млрд. рублей.
Профицит бюджета также нарушает нормальные финансовые процессы – денежные средства должны работать, а не лежать мёртвым грузом на бюджетных счетах.
При профицитном бюджете необходимо его сокращение в следующей последовательности:
уменьшить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности.
предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств.
увеличить расходы бюджета за счёт передачи части бюджетам других уровней.
Принятие данных мер по недопущению первичного профицитного бюджета не исключает возможности превышения доходов над расходами в результате исполнения бюджета.
II. Анализ бюджета РФ на 2008-2010 г.
Федеральный бюджет на 2008-2010 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в размере 6 570,30 млрд. руб., на 2009 год 7 451,15 млрд. руб., а в 2010 году 8 089,97 млрд. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 74, 15 млрд. рублей (2008 году) и 14,29 млрд. рублей в 2009 году. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд. руб. Профицит вообще не планируется.
1.1. Анализ доходов
Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Рассмотрим таблицу №1.
В связи с произошедшими
Нефтегазовые доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 35,87% , на первый плановый год 31,5%, на второй плановый год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составит на 2008 год 2 383,11 млрд. руб., к 2010 году прогнозируется уменьшение на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Необходимость регулирования этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности.
В диаграмме 1.1 наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.
Не нефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2010 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.
Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли .