Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:04, курсовая работа
Бюджетная политика государства является центром экономической и финансовой политики любого государства. В ней отражаются основные направления деятельности органов управления государством по отношению как к субъектам экономики, так и к населению в целом.
Введение 3
Глава 1. бюджетная политика государства 5
Социально-экономическое значение бюджета 5
Содержание и направления бюджетной политики 7
Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов 10
Глава 2. Анализ расходов бюджета за 2002год 23
2.1 Состав и структура доходов и расходов бюджета 23
2.2 Анализ расходов федерального бюджета 27
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 32
Далее следует рассмотрение бюджета предоставленным органами власти соответствующего бюджетного права. Рассматривается законопроект в Гос. Думе в четырёх чтениях. Для этого в Гос. Думе создаются комитеты по бюджету, каждый из которых рассматривает определённые вопросы.
Утверждение
бюджета, принятие закона о бюджете,
Бюджетное законодательство предусматривает
возможность утверждения
Принятый Гос. Думой федеральный закон подлежит рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ. Президент РФ в течение 5 дней рассматривает и подписывает закон. После обнародования в печати, законопроект принимает силу закона.
Исполнение
бюджета совпадает с бюджетным
годом и длится с 1января по 31декабря.
Исполнение бюджета возложено на
соответствующие органы исполнительной
власти. Исполнение бюджета заключается
в обеспечении полного и
Исполнение бюджета осуществляется по доходной и расходной части бюджета. На стадии исполнения бюджета важное значение имеет контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств.
Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. В соответствии с законом, отчётный доклад об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год предоставляется Правительством РФ ежегодно, в мае следующего за отчетным годом. На основании анализа отчёта планируются показатели на очередной финансовый год.
На всех этапах бюджетного процесса проводится экономический анализ результатов исполнения соответствующего бюджета, динамики его показателей, изменение структуры доходов и расходов, возможность укрепления бюджетной базы и более эффективное использование бюджетных ассигнований.
Глава 2. Анализ расходов бюджета за 2002год
2.1 Состав
и структура доходов и
Состав доходов и расходов бюджета каждого уровня позволяет судить об устойчивости бюджета, отражает степень реализации бюджетной политики, характеризует уровень отношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и другие важные моменты. Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходами, а также в их влиянии друг на друга.
С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется тесными рамками поступающих бюджетных доходов, которые в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. Поэтому очень важно установить такой объем бюджетных расходов и такие сроки использования бюджетных средств, которые обеспечивали бы решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимализации затрат с максимальным народнохозяйственным эффектом.
С другой стороны,
расходы при надлежащем использовании
бюджетных средтв могут оказать
обратное влияние на доходы, содействуя
росту производства. Развитию науки,
совершенствованию кадрового
Государственные доходы – это различные денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода в распоряжение государства и использующиеся для финансирования потребностей и решению своих задач.
Государственные доходы – это доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства внебюджетных фондов.
Доходы бюджета – это экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Доходы и расходы бюджета – это объективно-обусловленные категории, каждая из которых имеет специфическое общественное значение. Доходы служат финансовой базой деятельности государства, а расходы удовлетворяют потребности общества.
Доходы формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений. В составе доходов бюджетов обусловлено учитываются доходы целевых фондов.
К налоговым доходам относят, предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.
Неналоговые доходы включают в себя безвозмездные невозвратные поступления, а также все поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов и все добровольные безвозвратные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников. Неналоговые платежи характеризуются большим разнообразием, отличаясь друг от друга по субъектам платежей, методам их взимания, источникам поступлениям.
К неналоговым доходам относят:
1.платежи за оказание различных услуг (государственная пошлина, таможенная пошлина);
2.доходы от
использования объектов
3.платежи, носящие штрафной характер, суммы, полученные от продажи конфискованного имущества, штрафы, взимаемые за нарушение финансового законодательства;
4.поступления
от продажи государственных
Таким образом, доходная часть федерального бюджета слагается в основном из налогов предприятий и организаций различных форм собственности. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины, платежи за оказанные улучи.
Налоги – главный источник формирования доходов бюджета.
Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Расходы федерального бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением денежных накоплений и использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика отражает экономическую природу явления и позволяет установить назначение бюджетных расходов, а количественная – их величину.
Расходы федерального бюджета классифицируют:
1.по экономической роли в процессе производства на затраты, связанные с финансирование материального производства и содержанием непроизводственной сферы.
2.по функциональному назначению – на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, фундаментальных исследований.
Капитальные
расходы – это часть расходов
бюджета, предназначенная для
Текущие расходы – это часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме субсидий, дотаций и субвенций на текущее финансирование.
2.2 Анализ расходов федерального бюджета
Для того чтобы увидеть, на что была направлена бюджетная политика государства в 2002 году, необходимо провести анализ расходной части бюджета и рассчитать удельный вес каждого раздела расходов бюджета к общей сумме расходов бюджета.
Таблица 1. Анализ расходов федерального бюджета за 2002 год
Код расходов |
Наименование расходов |
Сумма, млн. руб. |
Удельный вес,% |
0100 |
Государственное управление и местное самоуправление |
56745 |
3 |
0200 |
Судебная власть |
19112 |
1 |
0300 |
Международная деятельность |
42859 |
2,1 |
0400 |
Национальная оборона |
284157 |
14,5 |
0500 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства |
173864 |
8,9 |
0600 |
Фундаментальные исследования и содействие НТП |
30318 |
1,6 |
0700 |
Промышленность, энергетика и строительство |
57707 |
3 |
0800 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
26121 |
1,4 |
0900 |
Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологии, картографии и геодезии |
9759 |
0,5 |
Транспорт, связь и информатика |
7034 |
0,4 | |
1100 |
Развитие рыночной инфраструктуры (малый бизнес и предпринимательство) |
20 |
0,001 |
1300 |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
8693 |
0,4 |
1400 |
Образование, в т.ч.: |
80088 |
4,1 |
1401 |
Дошкольное образование |
0,5 |
0,0001 |
1402 |
Общее образование |
1,3 |
0,0006 |
1404 |
Среднее профессиональное образование |
10228 |
0,5 |
1406 |
Высшее профессиональное образование |
43477 |
2,2 |
1500 |
Культура, искусство и кинематограф |
10293 |
0,5 |
1600 |
Средства массовой информации |
10265 |
0,5 |
1700 |
Здравоохранение и физическая культура |
31908 |
1,6 |
1800 |
Социальная политика |
430350 |
22 |
1900 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
285009 |
14,6 |
2000 |
Пополнение
государственных запасов и |
527 |
0,3 |
2100 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
265406 |
13,6 |
2200 |
Утилизация и ликвидация вооружений |
10315 |
0,5 |
2300 |
Мобилизационная подготовка экономики |
500 |
0,03 |
2400 |
Использование и исследование космического пространства |
9742 |
0,8 |
2500 |
Военная реформа |
16544 |
0,9 |
2600 |
Дорожное хозяйство |
6819 |
3,5 |
3000 |
Прочие расходы |
3067 |
0,2 |
3100 |
Целевые бюджетные фонды |
13894 |
0,7 |
Итого расходов |
1953516 |
100 |
Общая сумма
расходов в 2002г. составила 1953516 млн. руб. Наибольший удельный
вес приходится на социальную политику-22%,
национальную оборону-14,5%, обслуживание
государственного долга-14,6%, финансовую
помощь бюджетам других уровней-13,5%,
Заключение
Бюджет становится не просто бухгалтерским планом, но превращается в программу социального развития страны. Выбранная бюджетная политика направлена, прежде всего, на решение первоочередных социальных проблем, таких как выплата пенсий, военнослужащим, развитие жилищно-коммунального хозяйства, что обеспечит доступное жилье, увеличить уставный капитал Федерального агентства по ипотечному и жилищному кредитованию, газификация всей страны.
Бюджет на
2006 год отличается от предыдущих не
столько количественным, сколько
качественными
Впервые проект федерального бюджета планируется рассматривать в рамках трехлетнего бюджетного планирования на 2006-2008 годы. Бюджетная политика направлена решать социальные проблемы посредством экономического роста, а не только за счет торговли энергоресурсами.
Приоритетными
направлениями бюджетной полити
- образование;
- здравоохранение;
- строительство жилья;
- реформа сельского хозяйства.
Принцип развития через рост уровня жизни большинства, повышение качества жизни масс был хорошо освоен ныне процветающими западными государствами и превратился в основополагающий принцип их государственной политики. И сделан решительный шаг в сторону повышения качества жизни. В этот инициированный Президентом Владимиром Путиным национальный проект, затрагивающий жизненно важные основы человеческого бытия.
Помимо этого происходит финансирование двух основных федеральных жилищных программ – поддержка молодых семей и обеспечение жильем сельской интеллигенции.
Семь дополнительных миллионов рублей направлено на реализацию президентских проектов по обеспечению служебным жильем военнослужащих.
В сферах образования и здравоохранения планируется повышение заработной платы учителям и бригадам скорой помощи.