Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:31, курсовая работа
Цель курсовой работы: на основании изученных нормативных и литературных источников изучить бюджетное устройство Российской Федерации и выявить его особенности по сравнению с другими странами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие бюджетного устройства.
2. Представить общую характеристику бюджетного устройства РФ
В целом, особенность
бюджетных систем федеративных государств
состоит, прежде всего, в гораздо
большей самостоятельности
В странах с федеративным устройством
расходные обязательства бюджетов субъектов
федерации гораздо шире, чем у бюджетов
аналогичного уровня в унитарных государствах,
для унитарных государств характерно
единообразие налогов, платежей и бюджетного
процесса на всей территории страны, а
в федеративных государствах указанные
параметры могут отличаться друг от друга
в разных субъектах федерации в зависимости
от регионального законодательства.
Теоретически бюджеты нижних уровней
в унитарных государствах являются промежуточными
фондами по распределению ресурсов центрального
правительства и аккумуляции тех ресурсов,
осуществлять администрирование которых
на данном уровне представляется наиболее
эффективным. В странах с федеративным
государственным устройством бюджет каждого
уровня является самостоятельным фондом
финансовых ресурсов, мобилизующим и распределяющим
свои собственные финансовые ресурсы.
При этом бюджеты различного уровня связаны
между собой системой межбюджетных отношений,
построенной согласно федеральному законодательству.
Роль и сфера ответственности муниципальных
органов власти и их бюджетов примерно
одинаковы в государствах с различным
устройством. Практически во всех случаях
органы власти муниципалитетов несут
обязательства по финансированию расходных
статей исключительно местного значения,
в доходы этих бюджетов зачисляются налоги
на имущество и местные лицензионные и
регистрационные сборы, а доходная база
бюджетов нижнего уровня, как правило,
сильно зависит от средств вышестоящих
бюджетов.
2.3.Сравнительная характеристика бюджетного
устройства РФ с бюджетным устройством
Германии
Федеративное устройство Германии очень своеобразно – отношения между различными уровнями государственной власти ФРГ обладают многими признаками, характерными в основном для унитарных государств: широкие полномочия федерального правительства, единообразие законодательства по всем важнейшим вопросам, а также единство налоговой системы для всей федерации. Тем не менее, ФРГ остается федерацией, состоящей из 16 субъектов -- земель, а также муниципальных образований.
Бюджетная система ФРГ включает:
- бюджет федерации;
- специальные правительственные фонды;
- бюджеты земель;
- более 10000 общин.
Для германской
бюджетной системы характерна трехступенчатая
система межбюджетного
Сложившаяся
в ФРГ бюджетная система
Бюджетная система России, как федеративного государства, состоит из бюджетов трех уровней:
- Федеральный
(республиканский) бюджет РФ и
бюджеты государственных
- Бюджеты
субъектов РФ и бюджеты
- Местные бюджеты (около 29 645 городских, районных, поселковых и сельских бюджетов) .
С помощью Федерального бюджета перераспределяется до 40% национального дохода страны, и финансируются основные экономические и социальные программы. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня. Вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Другими словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Каждый субъект Российской Федерации и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему.
Согласно
БК РФ Государственный внебюджетный
фонд - это фонд денежных средств, образуемый
вне федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации
и предназначенный для
Из вышесказанного
можно сделать вывод о схожести
бюджетного устройства ФРГ и РФ.
И РФ и ФРГ свойственна
2.4. Особенности бюджетной системы федеративных государств
В целом, особенность бюджетных
систем федеративных государств состоит,
прежде всего, в гораздо большей
самостоятельности органов
В странах с федеративным устройством
расходные обязательства бюджетов субъектов
федерации гораздо шире, чем у бюджетов
аналогичного уровня в унитарных государствах,
для унитарных государств характерно
единообразие налогов, платежей и бюджетного
процесса на всей территории страны, а
в федеративных государствах указанные
параметры могут отличаться друг от друга
в разных субъектах федерации в зависимости
от регионального законодательства.
Теоретически бюджеты нижних уровней
в унитарных государствах являются промежуточными
фондами по распределению ресурсов центрального
правительства и аккумуляции тех ресурсов,
осуществлять администрирование которых
на данном уровне представляется наиболее
эффективным. В странах с федеративным
государственным устройством бюджет каждого
уровня является самостоятельным фондом
финансовых ресурсов, мобилизующим и распределяющим
свои собственные финансовые ресурсы.
При этом бюджеты различного уровня связаны
между собой системой межбюджетных отношений,
построенной согласно федеральному законодательству.
Роль и сфера ответственности муниципальных
органов власти и их бюджетов примерно
одинаковы в государствах с различным
устройством. Практически во всех случаях
органы власти муниципалитетов несут
обязательства по финансированию расходных
статей исключительно местного значения,
в доходы этих бюджетов зачисляются налоги
на имущество и местные лицензионные и
регистрационные сборы, а доходная база
бюджетов нижнего уровня, как правило,
сильно зависит от средств вышестоящих
бюджетов.
Заключение
Подведем итог изучения бюджетного устройства РФ.
Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ.
Одной из важнейших характеристик бюджетного устройства государства является структура его бюджетной системы.
экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Такое определение бюджетной системы Российской Федерации в целом соответствует сложившемуся в отечественной Под бюджетной системой Российской Федерации понимается основанная на экономической и юридической науке понятию бюджетной системы как совокупности всех видов бюджетов страны.
Организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями составляют понятие "бюджетное устройство".
В соответствии со статьями 1, 5, 71, 73 и 132 Конституции РФ, а также комментируемой статьей 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней.
Первый уровень - это федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Второй уровень
бюджетной системы составляют бюджеты
субъектов Российской Федерации
и бюджеты территориальных
Наконец, в
основании бюджетной системы
находятся многочисленные местные
бюджеты (третий уровень), в том числе:
бюджеты муниципальных районов,
бюджеты городских округов, бюджеты
внутригородских муниципальных
образований городов
Согласно ст. 28 БК РФ бюджетная система основана на принципах, перечень которых следующий: единство бюджетной системы РФ; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджета; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств.
Список литературы
1)Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учебное пособие.
2)Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 2007.
3)Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий Экономист, 2008
4)http://studentbank.ru
5)Горбунова О.Н. Финансы. – М., 2006. – С. 76.
6)Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. на 01.01. 2008 г.) // СЗ РФ. – 1998. - № 31. - Ст. 3823.
7)Закон от 10.10.1991 г. N 1734-1 РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" // Ведомости РСФСР. - 1991. - N 46. - Ст. 1543.Не действует (утратил силу)
8)«Налоговый Кодекс РФ»(НК РФ) Часть 2. (принят ГД ФС РФ 19.07.2000). Раздел VIII. Федеральные налоги.
9)Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России. – М., 2007.
10)Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М.: «Дашков и Ко», 2007.
11)Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий // Экономист, 2007, № 4.
12)Налоговые системы зарубежных стран. С. 41.
13)Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление.
14)И.Н. Жук, Е.Ф. Киреева. Бюджетное устройство унитарных государств. – М.: Высшая школа, 2005.
15)Гутник В., Оттнад А. Межбюджетные отношения в системе федерализма: германский вариант//Бюджет., 2007, № 7., с.16.
1 Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 2005
2 Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учебное пособие
3 Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 2007.
4
http://sbiblio.com/biblio/
5 Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий Экономист, 2008
6 Горбунова О.Н. Финансы. – М., 2006. – С. 76.
7 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. на 01.01. 2008 г.) // СЗ РФ. – 1998. - № 31. - Ст. 3823.
8 Закон от 10.10.1991 г. N 1734-1 РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" // Ведомости РСФСР. - 1991. - N 46. - Ст. 1543.Не действует (утратил силу)
9 Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России. – М., 2007.
10 «Налоговый Кодекс РФ»(НК РФ) Часть 2. (принят ГД ФС РФ 19.07.2000). Раздел VIII. Федеральные налоги.
11 Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий // Экономист, 2004, № 4.
12 Налоговые системы зарубежных стран. С. 41.
13 Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление.
14 И.Н. Жук, Е.Ф. Киреева. Бюджетное устройство унитарных государств. – М.: Высшая школа, 2005.