Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: на основании изученных нормативных и литературных источников изучить бюджетное устройство Российской Федерации и выявить его особенности по сравнению с другими странами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие бюджетного устройства.
2. Представить общую характеристику бюджетного устройства РФ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 60.31 Кб (Скачать файл)

В целом, особенность  бюджетных систем федеративных государств состоит, прежде всего, в гораздо  большей самостоятельности органов  власти субъектов федерации, то есть второго после центрального правительства  уровня власти в стране, в области  установления налоговых ставок и  введения новых налогов, распределения  расходных полномочий и распоряжения средствами собственных бюджетов.  
В странах с федеративным устройством расходные обязательства бюджетов субъектов федерации гораздо шире, чем у бюджетов аналогичного уровня в унитарных государствах, для унитарных государств характерно единообразие налогов, платежей и бюджетного процесса на всей территории страны, а в федеративных государствах указанные параметры могут отличаться друг от друга в разных субъектах федерации в зависимости от регионального законодательства. 
Теоретически бюджеты нижних уровней в унитарных государствах являются промежуточными фондами по распределению ресурсов центрального правительства и аккумуляции тех ресурсов, осуществлять администрирование которых на данном уровне представляется наиболее эффективным. В странах с федеративным государственным устройством бюджет каждого уровня является самостоятельным фондом финансовых ресурсов, мобилизующим и распределяющим свои собственные финансовые ресурсы. При этом бюджеты различного уровня связаны между собой системой межбюджетных отношений, построенной согласно федеральному законодательству.  
Роль и сфера ответственности муниципальных органов власти и их бюджетов примерно одинаковы в государствах с различным устройством. Практически во всех случаях органы власти муниципалитетов несут обязательства по финансированию расходных статей исключительно местного значения, в доходы этих бюджетов зачисляются налоги на имущество и местные лицензионные и регистрационные сборы, а доходная база бюджетов нижнего уровня, как правило, сильно зависит от средств вышестоящих бюджетов.

 
2.3.Сравнительная характеристика бюджетного устройства РФ с бюджетным устройством Германии

Федеративное  устройство Германии очень своеобразно  –     отношения между  различными уровнями государственной  власти ФРГ обладают многими признаками, характерными в основном для унитарных  государств: широкие полномочия федерального правительства, единообразие законодательства по всем важнейшим вопросам, а также  единство налоговой системы для  всей федерации. Тем не менее, ФРГ остается федерацией, состоящей из 16 субъектов -- земель, а также муниципальных образований.

Бюджетная система  ФРГ включает:

- бюджет  федерации;

- специальные  правительственные фонды;

- бюджеты  земель;

- более 10000 общин.

Для германской бюджетной системы характерна трехступенчатая  система межбюджетного выравнивания. Во-первых, осуществляется доходное выравнивание через поступления НДС в бюджеты  субъектов федерации: 25% от доли бюджетов земель в общих поступлениях НДС  распределяется между всеми землями. Второй вид межбюджетного выравнивания заключается в перераспределении  бюджетных ресурсов между бюджетами  земель без вмешательства со стороны  федерального правительства. Третьим  видом финансовой поддержки регионов в ФРГ являются прямые федеральные  гранты некоторым территориям.

Сложившаяся в ФРГ бюджетная система предполагает, что внутри каждого субъекта федерации  существует собственная методика перераспределения  ресурсов между бюджетами муниципальных  образований. Обычно при составлении  таких методик органы власти земель исходят в первую очередь из расходных  потребностей муниципалитетов, принимая во внимание структуру региональной экономики.

 Бюджетная система России, как федеративного государства, состоит из бюджетов трех уровней:

- Федеральный  (республиканский) бюджет РФ и  бюджеты государственных внебюджетных  фондов.

- Бюджеты  субъектов РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

- Местные  бюджеты (около 29 645 городских,  районных, поселковых и сельских бюджетов) .

С помощью  Федерального бюджета перераспределяется до 40% национального дохода страны, и финансируются основные экономические  и социальные программы. Годовой  бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий  соответствующего уровня. Вместе с  тем вышестоящий бюджет выступает  своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих  территорий. И если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Другими словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Каждый субъект  Российской Федерации и соответствующие  местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают  свою бюджетную систему.

Согласно  БК РФ Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую  помощь.

Из вышесказанного можно сделать вывод о схожести бюджетного устройства ФРГ и РФ. И РФ и ФРГ свойственна кооперативная  модель бюджетного устройства. Особенностью Германии является то, что специальные  правительственные фонды выделены в отдельное звено бюджетной  системы.

 

 

2.4. Особенности бюджетной системы  федеративных государств

В целом, особенность бюджетных  систем федеративных государств состоит, прежде всего, в гораздо большей  самостоятельности органов власти субъектов федерации, то есть второго  после центрального правительства  уровня власти в стране, в области  установления налоговых ставок и  введения новых налогов, распределения  расходных полномочий и распоряжения средствами собственных бюджетов.  
В странах с федеративным устройством расходные обязательства бюджетов субъектов федерации гораздо шире, чем у бюджетов аналогичного уровня в унитарных государствах, для унитарных государств характерно единообразие налогов, платежей и бюджетного процесса на всей территории страны, а в федеративных государствах указанные параметры могут отличаться друг от друга в разных субъектах федерации в зависимости от регионального законодательства. 
Теоретически бюджеты нижних уровней в унитарных государствах являются промежуточными фондами по распределению ресурсов центрального правительства и аккумуляции тех ресурсов, осуществлять администрирование которых на данном уровне представляется наиболее эффективным. В странах с федеративным государственным устройством бюджет каждого уровня является самостоятельным фондом финансовых ресурсов, мобилизующим и распределяющим свои собственные финансовые ресурсы. При этом бюджеты различного уровня связаны между собой системой межбюджетных отношений, построенной согласно федеральному законодательству.  
Роль и сфера ответственности муниципальных органов власти и их бюджетов примерно одинаковы в государствах с различным устройством. Практически во всех случаях органы власти муниципалитетов несут обязательства по финансированию расходных статей исключительно местного значения, в доходы этих бюджетов зачисляются налоги на имущество и местные лицензионные и регистрационные сборы, а доходная база бюджетов нижнего уровня, как правило, сильно зависит от средств вышестоящих бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подведем  итог изучения бюджетного устройства РФ.

Бюджетное устройство государства определяется его государственным  устройством, закрепленным в Конституции  РФ.

Одной из важнейших  характеристик бюджетного устройства государства является структура  его бюджетной системы.

экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Такое определение бюджетной системы Российской Федерации в целом соответствует сложившемуся в отечественной Под бюджетной системой Российской Федерации понимается основанная на экономической и юридической науке понятию бюджетной системы как совокупности всех видов бюджетов страны.

Организация и принципы построения бюджетной  системы, ее структура, взаимосвязь  между отдельными звеньями составляют понятие "бюджетное устройство".

В соответствии со статьями 1, 5, 71, 73 и 132 Конституции  РФ, а также комментируемой статьей 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней.

Первый уровень - это федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов.

Второй уровень  бюджетной системы составляют бюджеты  субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов, которые представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ (статья 15 БК РФ).

Наконец, в  основании бюджетной системы  находятся многочисленные местные  бюджеты (третий уровень), в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты  внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. По аналогии с региональными бюджетами  бюджеты местные определяются как  форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления (статья 14 БК РФ).

Согласно  ст. 28 БК РФ бюджетная система основана на принципах, перечень которых следующий: единство бюджетной системы РФ; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджета; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1)Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учебное пособие.

2)Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 2007.

3)Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий Экономист, 2008

4)http://studentbank.ru

5)Горбунова О.Н.  Финансы. – М., 2006. – С. 76.

6)Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. на 01.01. 2008 г.) // СЗ РФ. – 1998. - № 31. - Ст. 3823.

7)Закон от 10.10.1991 г. N 1734-1  РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" // Ведомости РСФСР. - 1991. - N 46. - Ст. 1543.Не действует (утратил силу)

8)«Налоговый Кодекс РФ»(НК РФ) Часть 2. (принят ГД ФС РФ 19.07.2000). Раздел VIII. Федеральные налоги.

9)Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России. – М., 2007.

10)Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М.: «Дашков и Ко», 2007.

11)Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий // Экономист, 2007, № 4.

12)Налоговые системы зарубежных стран. С. 41.

13)Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление.

14)И.Н. Жук, Е.Ф. Киреева.  Бюджетное устройство унитарных государств. – М.: Высшая школа, 2005.

15)Гутник В., Оттнад А. Межбюджетные отношения в системе федерализма: германский вариант//Бюджет., 2007, № 7., с.16.

 

1  Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 2005

2 Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учебное пособие

3 Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 2007.

4 http://sbiblio.com/biblio/archive/mejdunarodnie_finansi/02.aspx

5 Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий Экономист, 2008

6 Горбунова О.Н.  Финансы. – М., 2006. – С. 76.

7 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. на 01.01. 2008 г.) // СЗ РФ. – 1998. - № 31. - Ст. 3823.

8 Закон от 10.10.1991 г. N 1734-1  РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" // Ведомости РСФСР. - 1991. - N 46. - Ст. 1543.Не действует (утратил силу)

9 Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России. – М., 2007.

10 «Налоговый Кодекс РФ»(НК РФ) Часть 2. (принят ГД ФС РФ 19.07.2000). Раздел VIII. Федеральные налоги.

11 Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий // Экономист, 2004, № 4.

12 Налоговые системы зарубежных стран. С. 41.

13 Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление.

14 И.Н. Жук, Е.Ф. Киреева.  Бюджетное устройство унитарных государств. – М.: Высшая школа, 2005.

 


Информация о работе Бюджетная система РФ