Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой политики государства для чего в результате работы решены следующие задачи:
Изучение целей и инструментов бюджетно-налоговой политики;
Изучение видов бюджетно-налоговой политики;
Изучение эффектов мультипликаторов: налогов, государственных закупок;
Исследование бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь.
В прошлом, в течение длительного времени,
экономисты понимали лишь тот факт, что
государство через бюджетно-налоговую
политику определяет, в какой пропорции
объем производства страны должен быть
распределен между коллективным и частным
потреблением, а также каким образом бремя
платежей за коллективные блага следует
разделить среди населения. Только после
разработки кейнсианской макроэкономической
теории была обнаружена неожиданная закономерность:
бюджетно-налоговая политика правительства
оказывает большое воздействие на краткосрочную
динамику выпуска, занятости и цен.
Бюджет играет важную роль в жизни каждого
государства. Он является статьей доходов
и расходов государства, в большей или
меньшей степени волнующей каждого гражданина,
оказывающей влияние на благосостояние
каждого. С давних времён бюджет волнует
и будоражит умы профессиональных политиков,
экономистов и многих других великих мира
сего. На протяжении столетий его формирование
и распределение вызывает жаркие споры
и постоянные дискуссии.
Как известно, бюджет на всех его уровнях
играет огромную роль в развитии и процветании
государства, продвижении научно-технического
прогресса (бюджетные финансирования
исследований и разработок), развитии
экономики (особенно не прибыльных, но
социально-значимых отраслей экономики)
посредством инвестирования, дотаций
и т.д.
Как правило, раз в год, во время утверждения
проекта бюджета разворачивается настоящая
война за бюджетные дотации и финансирование.
Эта война затрагивает всех: как министерства
и исследовательские институты, так и
государственные предприятия, и частный
сектор.
Функционирование государственного бюджета
происходит посредством особых экономических
форм – доходов и расходов, выражающих
последовательные этапы перераспределения
стоимости общественного продукта, концентрируемого
в руках государства. Доходы служат финансовой
базой государства, а расходы – удовлетворению
общественных потребностей. Доходы бюджета
выражают экономические отношения, возникающие
у государства с организациями, предприятиями
и гражданами в процессе формирования
бюджетного фонда страны.
Бюджетно-налоговая политика является
ключевым элементом государственного
финансового регулирования. Финансовую
политику государства иногда называют
бюджетно-налоговой. В общем можно согласиться
с таким определением, хотя и финансовая
политика не связана исключительно с бюджетом
и налогами. Если разложить финансовую
политику на составляющие, то политика
в области бюджета есть политика, связанная
с государственными расходами; налоговая
политика – государственными доходами.
Целью курсовой работы является изучение
бюджетно-налоговой политики государства
для чего в результате работы решены следующие
задачи:
Изучение целей и инструментов бюджетно-налоговой
политики;
1.БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.
1.1.Определения бюджетно-
Бюджетная политика является
ключевым звеном экономической политики.
Бюджетно-налоговая
политика - это такая политика, которая
направлена на стабилизацию экономики
с помощью государственного бюджета и
налоговой системы.
Бюджетно-налоговая политика представляет
собой совокупность мер правительства
по изменению государственных расходов,
налогообложения и состояния государственного
бюджета, направленных на обеспечение
полной занятости и инфляционного роста
ВВП.
От качества федерального бюджета, от
уровня собираемости налогов зависят
инвестиционные возможности государства,
уровень социальной защиты граждан, предпринимательская
активность, взаимоотношения России с
другими странами и в целом результативность
всей внутренней и внешней политики государства.
Бюджетно-налоговая политика нацелена
на:
а) макроэкономическую стабилизацию и
сбалансированность;
б) решение финансовых задач;
в) повышение инвестиционной и предпринимательской
активности;
г) повышение конкурентоспособности экономики;
д) обеспечение условий для экономического
роста.
2. Налоговая система.
Налоги и их виды. Налоговый мультипликатор.
Налоговая система - это совокупность налогов,
методов и механизмов их исчисления. Она
является одним из основных инструментов
бюджетной политики государства.
Основные качества
эффективной налоговой системы:
- встроенность в общее бюджетное устройство;
- стимулирование предприятий
к производству товаров и услуг;
- чёткое регулирование взаимоотношений
налогоплательщиков и налоговых органов.
Цель налоговой системы: обеспечить
поступление в бюджет финансовых ресурсов,
которые необходимы для поддержания деятельности
государства в области социальной защиты
граждан, перераспределения доходов, регулирования
экономики, обеспечения обороноспособности
и правопорядка в стране.
Налоги - это обязательные платежи физических
и юридических лиц, взимаемые государством.
Классификация налогов:
1. по региональному
признаку:
- федеральные
- региональные
- местные
2. по объекту налогообложения:
- налоги с доходов;
- налоги на имущество;
- налоги на операции с ценными бумагами.
3. по экономическому
содержанию:
- косвенные
- прямые
4. по прогрессивности:
- прогрессивные
- пропорциональные
- регрессивные
Налоговый мультипликатор - коэффициент, показывающий
изменение национального дохода в результате
изменения налогов. Простой налоговый
мультипликатор:
ms = MPC / МPS
Сложный налоговый мультипликатор:
- стимулирование предприятий к производству
товаров и услуг;
- чёткое регулирование взаимоотношений
налогоплательщиков и налоговых органов.
Цель налоговой системы: обеспечить
поступление в бюджет финансовых ресурсов,
которые необходимы для поддержания деятельности
государства в области социальной защиты
граждан, перераспределения доходов, регулирования
экономики, обеспечения обороноспособности
и правопорядка в стране.
Налоги - это обязательные платежи физических
и юридических лиц, взимаемые государством.
Классификация налогов:
1. по региональному
признаку:
- федеральные
- региональные
- местные
2. по объекту налогообложения:
- налоги с доходов;
- налоги на имущество;
- налоги на операции с ценными бумагами.
3. по экономическому
содержанию:
- косвенные
- прямые
4. по прогрессивности:
- прогрессивные
- пропорциональные
- регрессивные
Налоговый мультипликатор - коэффициент, показывающий
изменение национального дохода в результате
изменения налогов. Простой налоговый
мультипликатор:
ms = MPC / МPS
Сложный налоговый мультипликатор:
1.2.Краткосрочные и
Все цели макроэкономической,
а следовательно, бюджетно-налоговой политики
разделяются на конечные и промежуточные,
краткосрочные и долгосрочные.
Конечные цели определяются посредством
таких показателей, как реальный ВВП, безработица,
инфляция. К промежуточным принадлежат
цели, способствующие достижению конечных.
Они определяются посредством широкого
круга показателей. Применение промежуточных
целей дает возможность органам, осуществляющим
макроэкономическую политику, контролировать
свою деятельность не только через конечные,
но и через промежуточные цели. Это дает
возможность предварительно определять
соответствие применяемых мероприятий
конечным целям и при необходимости своевременно
вносить необходимые коррективы в свои
действия. При определении промежуточных
целей возникает вопрос относительно
их количества. Чем больше промежуточных
целей, тем более контролируемыми могут
быть последствия проводимой политики.
Однако существует и проблема противоречия
между ними. Это означает, что проблема
выбора между противоречивыми промежуточными
целями может решаться лишь в зависимости
от приоритетов макроэкономической политики.
Постановка краткосрочных и долгосрочных
целей зависят от типа политики, проводимой
правительством в настоящее время. Стимулирующая
бюджетно-налоговая политика (фискальная
экспансия) в краткосрочной перспективе
имеет своей целью преодоление циклического
спада экономики и предполагает увеличение
государственных расходов (G), снижение
налогов (Т) или комбинирование этих мер.
В более долгосрочной перспективе политика
снижения налогов может привести к расширению
предложения факторов производства и
росту экономического потенциала.
Осуществление этих целей связано с проведением
комплексной налоговой реформы, сопровождающейся
ограничительной кредитно-денежной политикой
Национального банка и оптимизацией структуры
государственных расходов.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика
(фискальная рестрикция) имеет своей целью
ограничение циклического подъема экономики
и предполагает снижение государственных
расходов (G), увеличение налогов (Т) или
комбинирование этих мер. В краткосрочной
перспективе эти меры позволяют снизить
инфляцию спроса ценой роста безработицы
и спада производства. В более долгом периоде
растущий налоговый клин может послужить
основой для спада совокупного предложения
и развертывания механизма стагфляции
(одновременный рост инфляции и безработицы
на фоне спада производства), особенно
в том случае, когда сокращение государственных
расходов по всем статьям бюджета осуществляется
пропорционально и не создается приоритетов
в пользу государственных инвестиций
в инфраструктуру рынка труда. Затяжная
стагфляция на фоне неэффективного управления
государственными расходами создает предпосылки
для разрушения экономического потенциала,
что нередко встречается в экономиках
переходного периода.
В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой
политики сопровождаются эффектами мультипликаторов
государственных расходов, налогов и сбалансированного
бюджета. Здесь необходимо ввести понятие
планируемых расходов (E), представляющих
собой сумму, которую домохозяйства, фирмы,
правительство и внешний мир предполагают
истратить на товары и услуги. Функция
планируемых расходов E = C + I+G + Xn изображается
графически как функция потребления С
= а + b(Y- T), которая «сдвинута» вверх на
величину I + G + Хn.
Инструментарий фискальной политики включает:
манипуляцию различными видами налогов
и налоговых ставок, кроме того, трансфертные
платежи и другие виды государственных
расходов. Важнейшим комплексным инструментом
и показателем эффективности фискальной
политики является государственный бюджет,
объединяющий налоги и расходы в единый
механизм.
Различные инструменты по-разному воздействуют
на экономику. Государственные закупки,
образуют один из компонентов совокупных
расходов, а, следовательно, и спроса. Как
и частные расходы, государственные закупки
увеличивают уровень совокупных расходов.
Помимо государственных закупок имеется
еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные
платежи. Они не включаются в ВНП, однако,
они входят и учитываются в личном доходе
и располагаемом доходе. Объем частного
потребления скорее зависит не от национального,
а от располагаемого дохода. Трансфертные
платежи косвенно влияют на потребительский
спрос, увеличивая располагаемый доход
домохозяйств. Инструментом отрицательного
воздействия на совокупные расходы являются
налоги. Любые налоги означают уменьшение
размеров располагаемого дохода. Уменьшение
располагаемого дохода в свою очередь
ведет к сокращению не только потребительских
расходов, но и сбережений.
Налоги и государственные расходы являются
основными инструментами фискальной политики,
поэтому далее мы рассмотрим подробнее.
1.2.Стимулирующая и
Фискальная политика представляет
собой меры, которые предпринимает
правительство с целью
Целями фискальной политики как любой
стабилизационной (антициклической) политики,
направленной на сглаживание циклических
колебаний экономики, являются обеспечение:
1) стабильного экономического роста; 2)
полной занятости ресурсов (прежде всего
решение проблемы циклической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение проблемы
инфляции).
Фискальная политика – это политика регулирования
правительством прежде всего совокупного
спроса. Регулирование экономики в этом
случае происходит с помощью воздействия
на величину совокупных расходов. Однако
некоторые инструменты фискальной политики
могут использоваться для воздействия
и на совокупное предложение через влияние
на уровень деловой активности. Фискальную
политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают
расходы и доходы государственного бюджета,
а именно: 1) государственные закупки; 2)
налоги; 3) трансферты.
В зависимости от фазы цикла,
в которой находится экономика,
инструменты фискальной политики используются
по-разному. Выделяют два вида фискальной
политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.
Рис1.Виды фискальной политики.
Стимулирующая фискальная политика применяется
при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью
сокращение рецессионного разрыва выпуска
и снижение уровня безработицы и направлена
на увеличение совокупного спроса (совокупных
расходов). Ее инструментами выступают:
а) увеличение государственных закупок;
б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.
Сдерживающаая фискальная политика используется
при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)),
имеет целью сокращение инфляционного
разрыва выпуска и снижение инфляции и
направлена на сокращение совокупного
спроса (совокупных расходов). Ее инструментами
являются: а) сокращение государственных
закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение
трансфертов.
Кроме того, различают фискальную политику:
1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).
Дискреционная фискальная политика представляет
собой законодательное (официальное) изменение
правительством величины государственных
закупок, налогов и трансфертов с целью
стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана
с действием встроенных (автоматических)
стабилизаторов. Встроенные (или автоматические)
стабилизаторы представляют собой инструменты,
величина которых не меняется, но само
наличие которых (встроенность их в экономическую
систему) автоматически стабилизирует
экономику, стимулируя деловую активность
при спаде и сдерживая ее при перегреве.
К автоматическим стабилизаторам относятся:
1) подоходный налог (включающий в себя
и налог на доходы домохозяйств, и налог
на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги
(в первую очередь, налог на добавленную
стоимость); 3) пособия по безработице;
4) пособия по бедности.
Рассмотрим механизм воздействия
встроенных стабилизаторов на экономику.
Подоходный налог действует следующим
образом: при спаде уровень деловой активности
(Y) сокращается, а поскольку налоговая
функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина
налоговых поступлений, t – ставка налога,
а Y – величина совокупного дохода (выпуска)),
то величина налоговых поступлений уменьшается,
а при «перегреве» экономики, когда величина
фактического выпуска максимальна, налоговые
поступления увеличиваются. Заметим, что
ставка налога остается неизменной. Очевидно,
что наиболее сильное стабилизирующее
воздействие на экономику оказывает прогрессивный
подоходный налог.
Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает
встроенную стабильность следующим образом.
При рецессии объем продаж сокращается,
а поскольку НДС является косвенным налогом,
частью цены товара, то при падении объема
продаж налоговые поступления от косвенных
налогов (изъятия из экономики) сокращаются.
При перегреве, наоборот, поскольку растут
совокупные доходы, объем продаж увеличивается,
что увеличивает поступления от косвенных
налогов. Экономика автоматически стабилизируется.
Что касается пособий по безработице и
по бедности, то общая сумма их выплат
увеличивается при спаде (по мере того,
как люди начинают терять работу и нищать)
и сокращаются при буме, когда наблюдается
«сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно,
что для того, чтобы получать пособие по
безработице, нужно быть безработным,
а чтобы получать пособие по бедности,
нужно быть очень бедным). Эти пособия
являются трансфертами, т.е. инъекциями
в экономику. Их выплата способствует
росту доходов, а, следовательно, расходов,
что стимулирует подъем экономики при
спаде. Уменьшение же общей суммы этих
выплат при буме оказывает сдерживающее
влияние на экономику.
В развитых странах экономика на 2/3 регулируется
с помощью дискреционной фискальной политики
и на 1/3 – за счет действия встроенных
стабилизаторов.
2.ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНО-
2.1Бюджетная система в Республике Беларусь
За прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества). Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета (включая экономическую), а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства.