Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 20:03, реферат
Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.
Введение……………………………………………………………………………3
Основная часть
1. Сущность бюджетного дефицита…………………………………………….4
2. Виды бюджетного дефицита………………………………………………….6
3. Основные способы покрытия бюджетного дефицита………………………9
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Бюджетный дефицит
Реферат
Выполнила:
студентка 2курса, 12 группы
Сорокина Лилия Валериевна
Воронеж 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основная часть
1. Сущность бюджетного дефицита…………………………………………….4
2. Виды бюджетного дефицита………………………………………………….6
3. Основные способы покрытия
бюджетного дефицита………………………9
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Бюджетный дефицит - превышение
расходов бюджета над его доходами – это
финансовое явление, с которым в те или
иные периоды своей истории неизбежно
сталкивались все государства мира. Полностью
сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо,
Практически невозможно
Нормальным считается дефицит
бюджета, приблизительно соответствующий
уровню инфляции в стране.
Международные стандарты предполагают
возможный дефицит бюджета на уровне 2
- 3 % ВНП. Такой дефицит государственного
бюджета финансируется за счет эмиссии
государственных ценных бумаг. С позиций
же интересов государства наиболее эффективным
источником финансирования внутреннего
долга являются внешние займы и кредиты,
так как они не отвлекают
финансовые ресурсы из внутреннего
денежно-кредитного оборота.
Обслуживание государственного
долга (имеется в виду оплата процентов
заимодателям) является
Все это делает проблему бюджетного дефицита одной из самых актуальных проблем экономики.
1. Сущность бюджетного дефицита
Центральное место в финансовой
системе любого государства занимает
государственный бюджет - имеющий силу
закона финансовый план государства (роспись
доходов и расходов) на текущий (финансовый)
год. В современных условиях типичным
явлением для государственного бюджета
большинства стран стал бюджетный дефицит.
Бюджетный дефицит – превышение
расходов бюджета над его доходами; как
правило, дефицит государственного бюджета
отражает неустойчивое положение в хозяйственной,
финансовой деятельности, покрывается
за счет изыскания внутренних источников
финансирования, государственных займов,
иногда – за счет эмиссии бумажных денег,
не подкрепленных товарной массой.
Следует отметить, что государственные
бюджеты западных стран с развитой рыночной
экономикой так же хронически дефицитны
и имеют бюджетный дефицит от 10 до 30%.
Интересно, что в начале 90-х
годов положительное сальдо государственного
бюджета составляло 9,3 % ВВП. Рекордного
уровня дефицит государственного бюджета
достигал в Кувейте в начале 80-х годов
и составлял более 60 % ВВП.
Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами. Особое значение имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени».
Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств: войны, крупных стихийных бедствий и т.п., когда обычно резервов становится недостаточно и приходиться прибегать к источникам особого рода.
Дефицит может отражать кризисные
явления в экономике, ее развал, неэффективность
финансово–кредитных связей, неспособность
правительства держать под контролем
финансовую ситуацию в стране. В этом случае
он – явление чрезвычайно тревожное, требующее
принятие не только срочных и действенных
экономических мер (по стабилизации экономики,
финансовому оздоровлению хозяйства и
т.п.), но и соответствующих политических
решений. Отсюда ясно, что в условиях динамично
развивающейся экономики с устойчивыми,
а главное эффективными международными
связями, бюджетный дефицит (конечно, в
количественно допустимых границах) не
страшен. Его не следует излишне драматизировать,
ибо в долг жили и продолжают жить многие
экономически развитые страны. Положение
считается контролируемым при государственном
долге, не превышающем половины выпуска
валового национального продукта, и бюджетном
дефиците не свыше 2 – 3 %.
Таким образом, сам по себе дефицит
бюджета не может быть чем-то чрезвычайно
негативным для развития экономики и динамики
жизненного уровня населения. Все зависит
от причин его возникновения и направлений
расходов государственных денежных средств.
2. Виды бюджетного дефицита
Существуют следующие виды бюджетного
дефицита:
1. Циклический дефицит госбюджета.
2. Структурный дефицит госбюджета.
3. Операционный дефицит госбюджета.
4. Первичный дефицит госбюджета.
5. Квазифискальный дефицит госбюджета.
Циклический дефицит (излишек)
государственного бюджета является результатом
действия встроенных стабилизаторов экономики.
«Встроенный» (автоматический) стабилизатор
- экономический механизм, позволяющий
снизить амплитуду циклических колебаний
уровней занятости и выпуска, не прибегая
к частым изменениям экономической политики.
В качестве таких стабилизаторов в индустриальных
странах обычно выступают прогрессивная
система налогообложения, система государственных
трансфертов (в том числе страхование
по безработице) и система участия в прибылях.
Структурный дефицит (излишек)
государственного бюджета - разность между
расходами и доходами бюджета в условиях
полной занятости.
Оценки структурного дефицита
используются, в основном, в индустриальных
странах, где размеры бюджетных дефицитов
определяются в большей степени циклическими
колебаниями, а не дискреционными мерами
правительства. Сложности определения
уровня полной занятости ресурсов, естественного
уровня безработицы и потенциального
объема выпуска затрудняют расчеты структурных
излишков и дефицитов государственного
бюджета.
Операционный дефицит государственного
бюджета - общий дефицит государственного
бюджета за вычетом инфляционной части
процентных платежей по обслуживанию
государственного долга.
Обслуживание задолженности
(т.е. выплата процентов по ней и постепенное
погашение основной суммы долга - его амортизация)
является важной статьей государственных
расходов.
Первичный дефицит (излишек)
государственного бюджета - разность между
величиной общего дефицита и всей суммой
выплат по долгу. Наличие первичного дефицита
является фактором увеличения долгового
бремени.
Действительное бремя государственного
долга для той или иной страны предопределяется,
прежде всего, способностью (или неспособностью)
государства его обслуживать. А эта способность
правительства мобилизовать наличные
денежные ресурсы в большой степени зависит
от величины денежной массы, чем от размеров
ВВП.
Квазифискальный (квазибюджетный)
дефицит государственного бюджета - существующий
наряду с измеряемым (официальным) скрытый
дефицит государственного бюджета, обусловленный
квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью
государства.
Квазифискальные операции включают,
например, следующие:
1. финансирование государственными
предприятиями избыточной занятости в
государственном секторе и выплата ими
заработной платы по ставкам выше рыночных
за счет банковских ссуд или путем накопления
взаимной задолженности;
2. накопление в коммерческих
банках, отделившихся на начальных стадиях
экономических реформ от Центрального
Банка, большого портфеля недействующих
ссуд - т.н. «плохих долгов». Эти кредиты,
в конце концов, выплачиваются в основном
за счет льготных кредитов Центрального
Банка;
Государственный бюджет,
являясь основным финансовым планом государства,
главным средством аккумулирования финансовых
средств, дает политической власти реальную
возможность осуществления властных полномочий,
дает государству реальную экономическую
и политическую власть. С одной стороны,
бюджет, являясь всего лишь комплектом
документов, разрабатываемых одной ветвью
власти и утверждаемых другой, выполняет
довольно утилитарную функцию - фиксирует
избранный государством стиль осуществления
управления страной. Бюджет по отношению
к осуществляемой властью экономической
политике является производным продуктом,
он полностью зависит от избранного варианта
развития общества и самостоятельной
роли не играет.
Однако, именно бюджет,
показывает размеры необходимых государству
финансовых ресурсов и реально имеющихся
резервов, определяет налоговый климат
страны, именно бюджет, фиксируя конкретные
направления расходования средств, процентное
соотношение расходов по отраслям и территориям,
является конкретным выражением экономической
политики государства. Бюджет выступает
инструментом регулирования и стимулирования
экономики, инвестиционной активности,
повышения эффективности производства,
именно через бюджет осуществляется социальная
политика.
Список литературы
1. Грязнова А.Г. Финансово
– кредитный энциклопедический словарь//под
ред. Грязновой А.Г. – М.: Финансы и статистика,
2002
2. Казмина Т.Г. Экономика.
– М., 2003
4. Маркова О.М., Сахарова
Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и
их операции: Учебное пособие. — М.: Банки
и биржи, ЮНИТИ, 2005.
5. Мусикевич
О. В. , Клименко Л. В. Понятие и виды бюджетного
дефицита// Финансы, 2012, №5
6. Яблонских
В. А. , Черных Ю. Н. Бюджетный дефицит и
методы его покрытия// Финансы и статистика,
2012, №4