Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 07:54, реферат
Необходимым условием нормальногоразвития государства является обеспечение безопасности общества в условиях рыночныхотношений. С развитием рыночных отношений государство перестает нести ответственностьза возмещение ущерба хозяйствующих субъектов и граждан в случае неблагоприятныхсобытий, стихийных бедствий и катастроф. Инструментом, способным возмещать возникающиеубытки и потери в процессе рыночных отношений является страхование.
За относительно короткий периодвремени в Казахстане была проведена существенная работа по созданию условий дляразвития страховой индустрии:
1. Совершенствовалась
2. Национальным банком
РКбыли разработаны и внедрены
требования и нормативы к
3. Обеспечена финансовая
устойчивостьи
4. Обеспечена
Позитивными моментами последнихлет развития казахстанского страхового рынка явились:
— введение законодательногозапрета на совмещение операций по страхованию жизни со страхованием иным, чем страхованиежизни в одной страховой организации. С позиции платежеспособности страховой организацииэто существенный момент, так как первое предусматривает долгосрочные инвестициистраховых резервов, второе краткосрочные;
— установление жестких требованийк уставному капиталу страховых организаций в Республике Казахстан;
— соблюдение соответствияопределенным квалификационным требованиям руководителя исполнительного органа страховщикаи его главного бухгалтера;
— строгие требования к финансовойустойчивости и добросовестности акционеров учредителей страховых организаций.
Страховой рынок Казахстанаможно назвать одним из наиболее динамично развивающихся во всем СНГ. Этому способствовалаПрограмма развития страхового рынка республики.
Обязательным является страхование,осуществляемое в силу закона. Каждый вид обязательного страхования является отдельнымклассом страхования. Содержание каждого класса в обязательной форме страхованияи дополнительные требования по условиям его проведения устанавливаются законодательнымактом, регулирующим данный класс страхования
Виды, условия и порядок проведенияобязательного страхования определяются законами Республики Казахстан.
Инициатором обязательногострахования в Казахстане выступает государство, которое в форме закона обязываетюридических и физических лиц заключать договор страхования.
Распоряжением Премьер — МинистраРеспублики
Казахстан от 21.03. 2003 года № 38-р был утвержден
оптимальный переченьвидов обязательного
страхования: Об обязательном страховании
гражданско-
Обязательному социальномустрахованию подлежат работники, за исключением работающих пенсионеров, самостоятельнозанятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих натерритории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доходна территории РК.
Плательщик (работодатель илисамостоятельно занятое лицо, осуществляющее исчисление и уплату социальных отчислений) имеет право на возврат ошибочно уплаченных сумм социальных отчислений. Он обязансвоевременно и в полном объеме уплачивать социальные отчисления и представлять вналоговые органы расчеты по начисленным и перечисленным социальным отчислениям.
Обязательное социальное страхованиеподразделяется на следующие виды:
1) на случай утраты трудоспособности;
2) на случай потери кормильца;
3) на случай потери работы.
Государство гарантирует гражданамправо на получение социальных выплат при наступлении случаев риска по видам обязательногосоциального страхования на условиях, установленных Законом.
Постановлением ПравительстваРК от 21.06.04 №683 (с изменениями и дополнениями от 31.12.2004г. № 1149; 31.05.2005г. № 533; 30.06.2005 г. № 662) утверждены правила исчисления социальных отчислений.
Социальные отчисления, подлежащиеуплате в Государственный фонд социального страхования за участников системы обязательногострахования, установлены в размере:
с 1 января 2006 года – 2 %от объекта исчисления социальных отчислений;
с 1 января 2007 года – 3 %от объекта исчисления социальных отчислений.
Для работодателя объектомсоциальных отчислений являются его расходы, выплачиваемые работнику в виде доходовза выполненные работы, оказанные услуги.
Для самостоятельно занятыхлиц, для которых распространяется специальный налоговый режим в соответствии с налоговымзаконодательством размер социальных отчислений, уплачиваемый ими в свою пользу составляет:
с 1 января 2006 года – 2 %от минимальной заработной платы;
с 1 января 2007 года – 3%от минимальной заработной платы.
Для индивидуальных предпринимателей,не применяющих специальные налоговые режимы, частных нотариусов и адвокатов объектомисчисления социальных отчислений являются их доходы. При этом ежемесячный доходпринимается для исчисления социальных отчислений в размере, не превышающем 10-тикратного размера минимальной заработной платы.
Механизм обязательного страхования,как показывает опыт стран с рыночной экономикой, широко используется государствомв целях обеспечения социальной стабильности и ускорения развития экономики.
Данный опыт получил свое применениеи в Казахстане, где существенно расширилась сфера использования обязательного страхованиядля решения задач по защите имущественных интересов граждан, юридических лиц и государстваот природных, техногенных, финансовых и экономических и иных рисков. В целях разрешенияэтих и других проблем обязательного страхования В Казахстане имеют место идругие виды страхования.
Обязательное страхование гражданско-
Обязательное страхование гражданско-
Обязательное страхование гражданско-
Обязательное страхование гражданско-
Обязательное страхование гражданско-
Обязательное страхование гражданско-
3 Государственноерегулирование страхового рынка в зарубежных странах
Страховой рынок как частьфинансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования вовсех странах мира. Государственное регулирование имеет целью развитие страховогорынка на основе баланса экономических интересов страховщиков, их клиентов (страхователей)и государства. Государство регулирует страховой рынок в комплексе, как единую систему.
Формы и методы государственногорегулирования страхования делятся на две группы: административные (прямые) и экономические(косвенные), причем преобладающими для современной страховой системы являются административныеметоды. Система административного регулирования базируется на нормах страховогозаконодательства, ее центральное звено — орган страхового надзора. Экономическиерегуляторы — это меры косвенного воздействия государства на страховой рынок черездругие сферы и звенья финансово-кредитной системы страны (налогообложение, политикуЦентрального банка и т.п.). К сожалению, узкие рамки одной статьи не позволяют полностьюрассмотреть всю систему, поэтому остановимся подробно на административном регулировании.
Центральное место в системерегулирования страхового рынка любой страны занимают органы страхового надзора,которые имеют статус государственных органов исполнительной власти, функциональнообособлены и сочетают функции регулирования и контроля страхового рынка. В разныхстранах органы страхового надзора могут подчиняться или включаться в структуру самыхразличных ведомств, однако при этом они обладают достаточной степенью самостоятельностив принятии решений. Во многих странах Европы органы страхового надзора институциональнообособлены и полностью независимы, в том числе во Франции (комиссия страхового контроля),Германии (федеральное ведомство по надзору за страховой деятельностью) и Швеции(страховой инспекторат). В США во всех штатах действуют отделы по надзору за страховымиоперациями. В Великобритании эти функции возложены на департамент торговли и промышленности,входящий в его состав страховой отдел ведет практическую регулирующую деятельность.В Канаде регулирование страхового рынка производится структурами, подведомственнымиминистерству финансов.
Правовые основы регулированиястрахования закладываются, как правило, в федеральных законах о страховании и/илиоб организации страхового надзора. Во Франции все правовое регулирование страхованиясосредоточено в страховом кодексе 1976 г., регламентирующем все стороны организациистрахового рынка и его регулирования. США, напротив, вообще не имеют федеральныхзаконов о страховании и страховом надзоре.
Законом регламентируются правовойстатус органа надзора, его основные задачи, функции и права, структура центральныхорганов и территориальных подразделений. В пределах установленной компетенции органыстрахового надзора обязаны осуществлять регулирование единого национального страховогорынка путем установления общих требований по регистрации и лицензированию, контроляза обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, веденияметодологических разработок в области страхования и т.п. В современных условиях,особенно в странах ЕС, органы страхового надзора отдают приоритет изучению финансовойустойчивости. Раньше большее внимание уделялось допуску страховщиков на рынок, такаяпрактика сохранилась в странах с переходной экономикой и по сей день.
Органы страхового надзора— главный, но далеко не единственный субъект государственного регулирования страховогорынка. В регулировании страхования в пределах своей компетенции участвуют и другиегосударственные органы (налоговые, антимонопольные, Центральный банк).
Государственное регулированиеначинается на этапе допуска страховых компаний на рынок. Средством регулированиявыступают здесь процедуры регистрации и лицензирования страховщиков.
Регистрация страховых организацийпринципиально отличается от обычной процедуры регистрации юридических лиц. Она проходитв два этапа. Сначала страховая компания проходит регистрацию как предпринимательскаяструктура на территории данной страны (исключение составляют страны ЕС, которыесейчас допускают работу страховщиков из других стран ЕС без юридической регистрациикаких-либо форм коммерческого присутствия на территории данной страны). Затем онадолжна пройти регистрацию и быть внесена в реестр в органах страхового надзора,где параллельно с регистрацией производится лицензирование.
Лицензирование деятельностистраховых компаний — это процедура получения ими государственного разрешения напроведение страхования по определенным видам (классам).
В большинстве развитых стран(в странах ЕС, США, Японии и др., исключение составляют лишь молодые страховые рынкистран Балтии и СНГ) установлены требования к видовой специализации: «life»(страхование жизни) и «non life» (иные виды страхования). Запрещаетсясоздание композитных страховых компаний, т.е. занимающихся одновременно и страхованиемжизни, и другими видами страхования (в странах ЕС в порядке исключения иногда разрешаетсяпродолжать деятельность ранее созданным композитным компаниям). Кроме того, в некоторыхстранах есть требования по специализации компаний, занимающихся медицинским страхованием,страхованием банковских рисков и др. В развитых странах специализация страховщиковскладывалась десятилетиями и явилась результатом естественных рыночных процессови только затем была узаконена в государственных нормативных актах.