Валютно-кредитные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Международные валютные отношения – одна из самых сложных сфер экономики. В закономерностях ее развития и функционирования подчас нелегко разработаться даже специалисту. Однако в условиях перехода российской экономики к рынку каждый человек должен иметь представление о том, как устроена мировая валютная система, почему колеблются курсы обмена одних валют на другие валюты, как правило, строить свое поведение в области сбережений и покупок. Еще важнее эти знания для предприятий, чья деятельность связана с экспортом – импортными операциями, а следователь, с переводом денежных средств из валюты в другую, и обратно: такие знания помогут избежать ненужного риска, максимизировать прибыль, выработать стратегию поведения на внутреннем и международном рынках.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и особенности международных валютно-кредитных отношений
1.1 Международные валютно-кредитные организации…………….4
1.2 Международный валютный фонд………………………………...4
1.3 Банк международных расчетов…………………………………..7
1.4 Международный банк реконструкции и развития……………...11
Глава 2. Основные валютные системы
2.1 Системы золотого стандарта…………………………………….14
2.2 Бреттон-Вудская валютная система……………………………..17
2.3 Ямайская валютная система……………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованной литературы…………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 109.30 Кб (Скачать файл)

Устойчивость американского доллара обеспечивалась тогда бесспорным экономическим лидерством США и их монопольным владением золотым запасом. Рыночные курсы валют могли отклоняться от паритетов в пределах 1 %: межгосударственное валютное регулирование должно было осуществляться через Международный валютный фонд. Суть Бреттон-Вудской валютной системы заключалась в установлении стабильных, подвергающихся незначительным колебаниям валютных курсов.

В случае «фундаментального нарушения равновесия» платежного баланса какой-либо страны валютный паритет мог быть изменен лишь после консультаций с другими членами организации (статья IV, раздел 5). Понятие «фундаментального нарушения равновесия» никогда не было четко определено и позднее неоднократно становилось предметом споров между государствами-членами МВФ. Оговорка об обстоятельствах, дающих право на освобождение от договорной обязанности, отличалась от той, что существовала в эпоху золотого стандарта, так как в новых условиях государства уже не могли рассчитывать со временем вернуться к первоначальному валютному паритету.

В соответствии со статьей VIII предполагалось, что государства-члены МВФ введут свободную конвертируемость национальных валют по текущим операциям, и для решения этой задачи статьей XIV предусматривался трехлетний переходный период. Установление национального контроля за движением капитала не запрещалось (статья VI, раздел 3), однако государствам-членам предписывалось воздерживаться от дискриминационных валютных мер и множественных валютных курсов.

Страны - члены Международного валютного фонда зафиксировали курсы своих валют в долларах или золоте а доллар со своей стороны был увязан с золотом (35 дол. за 1 унцию золота). Поэтому национальная цена золота в долларах стала основой всех ценовых расчетов. Все мировые цены стали устанавливаться в долларах. Международные платежные средства должны были состоять из золота и доллара США (наряду с фунтом стерлингов) в качестве основной резервной валюты. Центральные банки могли обменивать имеющиеся у них доллары в казначействе США на золото по твердо фиксированному курсу.

Хотя традиционно считается, что Бреттон-Вудская система существовала в период с 1944 по 1971, в действительности она успешно функционировала лишь между 1959 и 1968. С 1946 до января 1959 валютные курсы поддерживались за счет стабилизационных кредитов, Программы восстановления Европы и региональных платежных и иных соглашений типа Европейского платежного союза. Лишь в 1959, когда валюты стран Западной Европы стали свободно конвертируемыми, Бреттон-Вудская система начала функционировать в полном объеме.

В первые годы после окончания войны широкое распространение в мире получили двусторонние торговые и платежные соглашения, чтобы торговать в условиях, когда практически все страны за пределами долларовой зоны прибегли к мерам контроля за торговлей и платежами. США принимали платежи исключительно в долларах или золоте, а другие страны долларовой зоны – прежде всего Канада и страны северной части Латинской Америки – также практически во всех международных операциях пользовались американским долларом. В результате все остальные страны, испытывавшие острую нужду в долларах, несмотря на значительную американскую помощь, имели весьма ограниченные возможности в торговле со странами долларовой зоны.

Великобритания оказалась в состоянии сохранить высокую степень свободы в торговле и движении капитала в пределах стерлинговой зоны, однако была вынуждена ввести строгие ограничения на торговлю со странами, которые отказывались принимать платежи в неконвертируемых фунтах стерлингов.

В результате США получили валютную гегемонию, оттеснив своего давнего конкурента — Великобританию. В рамках Бреттон-Вудской системы утвердился Долларовый стандарт международной валютной системы, основанной на господстве доллара. Иногда говорили о "Золотодолларовом стандарте". На тот момент США обладали 70-ю процентами всего мирового запаса золота. Доллар — валюта, конвертируемая в золото, — стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютных интервенций и резервных активов. Национальная валюта США стала одновременно мировыми деньгами.

Валютные интервенции рассматривались как механизм адаптации валютной системы к изменяющимся внешним условиям, аналогично передаче золотых запасов для регулирования сальдо платежного баланса при золотом стандарте. Курсы валют можно было изменять лишь при возникновении существенных перекосов платёжного баланса. Эти изменения валютных курсов в рамках твердых паритетов назывались ревальвацией и девальвацией валют.

МВФ получал право оказывать финансовую поддержку странам, испытывающим кратковременные или среднесрочные проблемы с платежным балансом и вводить санкции против стран с большим положительным сальдо платежного баланса. Права членов МВФ на заимствования из Фонда, а также размеры их взносов и количество голосов при голосовании устанавливались на основе закрепленных за ними квот. Квота каждой страны определялась, исходя из ее доли в совокупном мировом доходе, объеме мировой торговли и международных резервах. Квота должна была вноситься золотом или долларами США (25%) и национальной валютой данной страны (75%). Странам разрешалось свободно производить заимствования в пределах их квот, однако любые дополнительные заимствования были сопряжены с соблюдением ряда строгих условий. Первоначальный фонд средств МВФ был установлен в размере 8,8 млрд. долл. и по решению, принятому большинством голосов, мог увеличиваться каждые пять лет. В отношении стран, имевших большое положительное сальдо платежного баланса, МВФ имел право прибегнуть к оговорке о дефицитной валюте (статья VII). При вступлении в силу данной оговорки страны-члены МВФ должны были ввести валютный контроль, ограничивающий импорт и другие текущие операции в отношении страны с большим активом платежного баланса.

Учрежденный в 1944 в соответствии с Бреттон-Вудским соглашением Международный валютный фонд в первые десять лет (1946–1956) своего существования мало что сделал для восстановления свободы торговли и свободной конвертируемости валют. Он всего лишь регистрировал как «паритеты» валютные курсы, сообщаемые ему странами-членами. Основной вклад в восстановление конвертируемости валют внес Европейский платежный союз (ЕПС). В период с 1950 по 1958 в ЕПС действовала система многостороннего клиринга, заменившая систему двусторонних расчетов. ЕПС позволил входившим в него государствам производить комбинированные расчеты друг с другом конвертируемыми долларами в сочетании с требованиями к ЕПС, которые можно было использовать на всей территории ЕПС (т.е. в стерлинговой зоне и во всех странах Западной Европы, за исключением Испании).

Успех ЕПС в конечном счете привел к его упразднению. Страны ЕПС, ранее страдавшие от огромных дефицитов платежных балансов, теперь имели растущее положительные сальдо международных платежей. В декабре 1958 они формально восстановили конвертируемость своих национальных валют. Однако это означало возврат к тому же самому золотовалютному стандарту, недостатки которого стали причиной краха международной валютной системы в 1931.

Прирост мировых резервов вновь начал зависеть:

  1. От величины и устойчивости дефицита платежных балансов Великобритании и особенно США
  2. Желания зарубежных центральных банков аккумулировать конвертируемые в золото стерлинговые и долларовые требования, воздерживаясь при этом от конвертации этих требований на чрезмерно большие суммы в дефицитное золото.

2.3 Ямайская валютная  система

Устройство современной мировой валютной системы было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г. Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт.

Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:

1) выравнивание  темпов инфляции в различных  странах;

2) уравновешивание  платежных балансов;

3) расширение  возможностей для проведения  независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.

Основные характеристики Ямайской валютной системы следующие:

1) система полицентрична, т.е. основана не на одной, а на нескольких ключевых валютах;

2) отменен монетный  паритет золота;

3) основным  средством международных расчетов  стала свободно конвертируемая  валюта, а также СДР и резервные  позиции в МВФ;

4) не существует  пределов колебаний валютных  курсов. Курс валют формируется  под воздействием спроса и  предложения;

5) центральные  банки стран не обязаны вмешиваться  в работу валютных рынков для  поддержания фиксированного паритета  своей валюты. Однако они осуществляют  валютные интервенции для стабилизации  курсов валют;

6) страна сама  выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать его через золото.

7) МВФ наблюдает  за политикой стран в области  валютных курсов; страны-члены МВФ  должны избегать манипулирования  валютными курсами, позволяющего  воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.

По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.

Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей:

1) курс национальной  валюты фиксирован по отношению  к одной добровольно выбранной  валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США, английскому фунту стерлингов, французскому франку развивающиеся страны;

2) курс национальной  валюты фиксируется к СДР;

3) "корзинный" валютный курс. Курс национальной  валюты привязывается к искусственно  сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран – торговых партнеров данной страны;

4) курс, рассчитанный  на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен). 

В "свободном плавании" находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях. Именно поэтому говорят об "управляемом", или "грязном", плавании валютных курсов. Так, центральные банки США, Канады и Германии интервенируют для выравнивания краткосрочных колебаний курсов своих национальных валют, а другие изменяют структуру своих валютных резервов.

Смешанное плавание также имеет ряд разновидностей. Во-первых, это групповое плавание. Оно характерно для стран, входящих в ЕВС. Для них установлены два режима валютных курсов: внутренний – для операций внутри Сообщества, внешний – для операций с другими странами. Между валютами стран ЕВС действует твердый паритет, рассчитанный на основе отношения центральных курсов к ЭКЮ с пределом колебаний в +/- 15%, установленным с 1993 г. (до этого предел колебаний курсов находился в диапазоне +/- 2,25%). Курсы валют совместно "плавают" по отношению к любой другой валюте, не входящей в систему ЕВС. Кроме того, к этой категории валютных режимов принадлежит режим специального курса в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и другие страны ОПЕК "привязали" курсы своих валют к цене на нефть.

Важную роль играют специальные права заимствования – СДР. В рамках Ямайской валютной системы они являются одним из официальных резервных активов. Вторая поправка к Уставу МВФ, вступившая в силу с 1978 г., закрепила замену золота СДР в качестве масштаба стоимости. СДР стали мерой международной стоимости, важным резервным авуаром, одним из средств международных официальных расчетов.

Участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР. В настоящее время все страны-члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями.

МВФ наделен полномочиями создавать "безусловную ликвидность" путем выпуска в обращение средств, выраженных в СДР, для стран-участников Департамента СДР. Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный совет МВФ при ходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска. Сумма квоты для каждого государства-участника МВФ устанавливается в соответствии с объемом его национального дохода и размером внешнеторгового оборота, т.е. чем богаче страна, тем выше ее квота в Фонде.

Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других "уполномоченных держателей". Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета управляющих МВФ, принимаемому большинством, которое должно составлять не менее 85% голосов, страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.

Информация о работе Валютно-кредитные отношения