Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 19:31, курсовая работа
Впервые термин «валютная биржа» я услышал 11 октября 1994 года из уст своего отца. «Чёрный вторник» стал роковым днём для большей части населения России. Люди теряли свои деньги, за считанные часы исчезали средства, накопленные за годы работы, службы, труда… Паническая скупка долларов привела к ещё большему обесценению национальной валюты. И что самое интересное, никто из ведущих экономистов страны не смог предсказать того, что произошло! А ведь это было вовсе не случайностью. «Чёрный вторник» имел свои причины, на которые мы должны были обратить внимание.
Введение…………………………………………………………………………………4
1 Валютный курс и операции с иностранной валютой
1.1 Валютный курс и факторы, на него влияющие………………………………….5
1.2 Валютные операции……………………………………………………………...13
1.2.1Срочные (форвардные) сделки с иностранной валютой……………..14
1.2.2. Валютные операции «СПОТ»………………………………………….15
1.2.3. Валютные операции «СВОП»…………………………………………15
1.3 Валютный курс в России……………………………………….………………...16
2 Государственное регулирование валютно-кредитных отношений
2.1 Формы и методы валютной политики…………………………………………..17
2.2 Валютное регулирование и валютный контроль в РФ…………………………20
3 “Чёрный вторник”…………………………………………………………………….26
4 17 августа 1998 г………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………
Здесь действует правило: при падении курса нац. валюты по отношению к валютам других стран в выигрыше оказываются экспортеры , а при повышении курса выигрывают импортеры. Например , товар экспортируется в Россию по цене 10 долларов при валютном курсе в 6 рублей за доллар. Однако если курс упадет до 12 рублей за доллар то цена товара вырастет в два раза ( с 60 до 120 рублей ). Это значит , что количество потребителей в зависимости с законом спроса уменьшится. Доходы импортеров уменьшатся . оборот их средств замедлится. Таким образом падение курса отрицательно скажется на объеме и структуре импорта, от чего пострадают и потребители и предприниматели.
Однако при повышении курса валюты отрасли , работающие на импортном сырье . могут сократить свои производственные издержки на сырье т.к. за то же количество сырья нужно платить меньшее количество нац. валюты. Кроме того значительно выиграют потребители, т.к. выбор импортных товаров станет больше а цены ниже.
Таким образом , при любых колебаниях валютного курса одни всегда будут в выигрыше , а другие в проигрыше. Отсюда следует . что производители крайне заинтересованы в стабильности и предсказуемости курса валют. Поэтому контроль за изменением курса и его регулирование - одна из важнейших экономических задач
2 Государственное
регулирование валютно-
2.1 Формы и методы валютной политики.
Валютную стратегию
В течение 1995 г. российская экономика должна перешла к Депрессивной фазе развития, при которой общественное производство в течение некоторого времени стабилизируется; на низком кризисном уровне. Следует отметить, что переход к депрессивной фазе предполагал достижение баланса между разрушительными и созидательными тенденциями в экономике. Свертывание неэффективных, устаревших производств должно компенсироваться расширением выпуска продукции, отвечающей потребностям рынка и обеспечивающей рост производственных накоплений в стране. В этой ситуации особенно важно, чтобы валютный курс отличался предсказуемостью и стабильностью, чего можно достигнуть в депрессивный период только при постоянном контроле за ситуацией со стороны Банка России, так как нестабильность валютного курса отрицательно влияет на экономику в целом. В свою очередь, восстановление нормального инвестиционного процесса позволит укрепить положение национальной валюты.
. Какой вариант валютной стратегии с учетом сложившейся ситуации на российском валютном рынке наиболее приемлем в настоящее время для России? Проведем небольшой ситуационный анализ.
а) "Свободно плавающие" валютные курсы
Такая политика наиболее распространена в странах развитой рыночной экономикой и высоким уровнем доллара. Успешное применение "плавающего" курса возможно условиях экономической и политической стабильности государства, отсутствия либо незначительности инфляции устойчивой макроэкономической политики.
Использование политики подобного рода сейчас в России нежелательно, поскольку она приведет к усилению инфляции.
б) Регулируемое "плавание" валют
Для осуществления этой политики, при которой вмешательство государства незначительно и предназначено для сглаживания резких краткосрочных, а иногда среднесрочных колебаний, необходимо наличие значительного резерва валюты у государства (причем, чем менее стабильна экономика, тем выше должен быть резерв), а также солидной материальной и методической базы для прогнозирования курса. Опыт других государств показывает, что применение регулируемого "плавания" приводит к колоссальным потерям для государства, его использующего, требует высочайшей степени профессионализма и соответствующей подготовки.
В настоящее время использование в России регулируемого "плавания" валют может привести к возникновению малопредсказуемых кризисных ситуаций на финансовом рынке.
в) Постоянно фиксированные курсы
Этот вариант валютной
стратегии предпочтителен при внутренних
кризисных ситуациях
г) Смешанный вариант
Можно проводить политику регулируемого "плавания", непрерывно незначительно изменяя валютные курсы и применяя наряду с этим корректирующие внутриэкономические меры по стабилизации экономики страны.
В настоящее время проведение подобной политики в России явилось бы наиболее перспективным, способным привести к наиболее положительным сдвигам и на валютном рынке, и в экономике страны в целом.
Как во всех сферах внешнеэкономической деятельности . так и в валютных отношениях государство вынужденно маневрировать между либерализмом и разного рода ограничениями. Полной свободы в сфере валютных отношений нет нигде! Государство может запретить нац. экспортерам продавать вырученную валюту на рынке и обязать сдавать ее в обмен на нац. валюту по официальному курсу. Таким образом государство формирует свои валютные резервы, которые затем используются для оплаты международных обязательств , для валютных интервенций , для пополнения валютных резервов и т.д.
Валютные ограничения определяют степень обратимости (конвертируемости ) валюты. Режим или порядок обратимости нац. валюты определяет условия включения нац. экономики в мировую, возможности использования преимуществ международного разделения труда, перемещения капитала в страну из стран. Режим обратимости определяет 3 разновидности валют
Конвертируемость валют предполагает наличие резервных валют.
Резервная валюта - это национальные кредитно-денежные средства ведущих стран участниц мировой торговли. Они используются для международных расчетов по внешнеторговым операциям , иностранным инвестициям . при определении цены. Резервной она называется потому , что в этой нац. валюте центральные банки других стран накапливают и хранят резервы для международных расчетов. Для того чтобы та или иная нац. валюта могла выступать в качестве резервной валюты , нужно чтобы данная страна занимала значительные позиции в мировой экономике, экспорте товаров и капиталов, в золотовалютных резервах , что бы эта страна имела развитую сеть кредитно-банковских учреждений , в т.к. и за рубежом , емкий рынок ссудных капиталов. Осуществляя валютную политику , государство проводит меры косвенного и прямого регулирования валютного курса. Косвенное воздействие на валютный курс связано с осуществлением мер направленных на стабилизацию денежно-кредитной и финансовой системы страны. Если центральный банк осуществляет мероприятие , направленное на снижение инфляции . то это непременно скажется на обменном курсе нац. валюты - обменный курс будет стабилизироваться.
Меры прямого регулирования валютного курса:
2.2 Валютное
регулирование и валютный контр
В соответствии с законодательством Российской Федерации валютный контроль осуществляется органами валютного контроля.
К органам валютного контроля относятся Правительство Российской Федерации, Центральный банк России, ГТК России и Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Правительство России руководит подотчетными ему органами валютного контроля: ГТК России, Федеральной службой по валютному и экспортному контролю.
Агентами валютного контроля в России являются подотчетные соответствующим органам валютного контроля организации осуществляющие свои функции в соответствии с законодательством.
Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному Банку России.
Исключительно важное место среди субъектов валютного контроля занимают таможенные органы.
Функции и полномочия таможенных органов в области валютного контроля определены Таможенным Кодексом РФ (ст.199).
В компетенцию таможенных органов входит:
Началом современного этапа развития валютного законодательства в РФ стало вступление в силу Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» в ноябре 1992 года. Названный закон (от 09.10.1992 г. № 3615-1) в редакции Федеральных законов от 29.12.1998 г. № 192-ФЗ и от 05.07.1999 г. № 128-ФЗ действует на территории РФ и в настоящее время. В этом законодательном акте, по сравнению с законом СССР, были уточнены и развиты основные понятия валютного законодательства, а также, с учетом накопленного опыта регулирования валютных отношений, существенно изменена его структура и содержание.
В Раздел 2 «Валютное регулирование» была введена новая статья «Защита валюты РФ» (ст.2) с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте РФ осуществляются без ограничений, а расчеты с нерезидентами – в порядке устанавливаемом Банком России. В статье 3 подтверждено право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в РФ, которое защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности. Там же установлено, что виды обязательных платежей государству в иностранной валюте определяются законами РФ. В статье 4 подробно регламентированы вопросы деятельности внутреннего валютного рынка РФ: право покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ и правило осуществления таких операций только через уполномоченные банки.
Кардинально был изменен Раздел 3 «Валютный контроль», в котором было установлено, что органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк РФ и Правительство РФ. Впервые в юридический оборот был введен институт «агентов валютного контроля», то есть организаций, которые на основе законодательных актов могут осуществлять функции валютного контроля. В этом разделе закона определены функции органов и агентов валютного контроля; права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в РФ валютные операции; ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства; зафиксированы права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля.
В феврале 2003 года был принят новый закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Ниже будет представлено экспертное заключение, подготовленное Фондом развития парламентаризма в России в марте 2003г. В этом документе, на мой взгляд, достаточно хорошо проиллюстрированы все плюсы и минусы законопроекта:
«Представленный проект федерального закона внесен в Государственную Думу Правительством РФ и представляет собой новую редакцию действующего Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" 1992 года (с последующими изменениями и дополнениями). Законодательные предложения разработчиков документа обосновываются необходимостью последовательной либерализации валютного законодательства и устранения имеющихся пробелов и противоречий. Основными недостатками действующего закона являются: – избыток разрешительных процедур, тормозящих развитие внешнеэкономической деятельности и порождающих ситуации, опасные в смысле коррупции; – несостоятельность действующей системы административного контроля за валютными операциями не только для противодействия "бегству" капиталов, но и даже для учёта его движения; – отсутствие механизмов реального противодействия притворным сделкам, позволяющим уводить за рубеж "грязные деньги" с помощью подставных фирм; – отсутствие четкого регулирования осуществления полномочий органов и агентов валютного контроля; – наличие большого количества отсылочных норм, следствием чего оказываются запутанность действующего законодательства и его неудобство для субъектов регулирования. Таким образом, важнейшими задачами реформы валютного законодательства являются уточнение законодательных определений и основных требований к осуществлению валютных операций, а также чёткое разграничение полномочий органов и агентов валютного контроля. Кроме того, речь идет о необходимости дополнить законодательство нормами прямого действия по вопросам, урегулированным в настоящее время подзаконными актами, не перегружая при этом закон излишними подробностями, затрудняющими его применение. Новый федеральный закон о валютном регулировании и контроле должен отвечать требованиям либерализации валютного контроля в сочетании с разумной достаточностью ограничений и механизмов государственного регулирования. Очевидно также, что законодательные предложения должны рассматриваться с точки зрения их практической применимости и эффективности в рамках поддержания стабильности и прогнозируемости национальной валюты и противодействия вывозу капитала недобросовестными участниками валютных отношений. Преамбула законопроекта предусматривает, что важнейшими целями законодательства о валютном регулировании и валютном контроле являются обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Несмотря на то что основным фактором предотвращения вывоза капитала за рубеж является, в целом, создание оптимальных социально-экономических и политических условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, законодательство о валютном регулировании и валютном контроле выполняет роль важнейшего регулирующего инструмента государственной экономической политики. Концептуальной новеллой законопроекта является положенный в основу его норм диспозитивный принцип "разрешено всё, что не запрещено". Так, в законопроекте предусмотрено, что если порядок проведения валютных операций, порядок открытия и режимы счетов не установлены органами валютного регулирования в соответствии с законопроектом, то валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. Кроме того, ст. 3 проекта содержит принципы валютного законодательства, которые, с одной стороны, указывают на основные направления правового регулирования в этой сфере и конкретизируются нормами закона, а с другой стороны, могут быть применены как нормы прямо действия в случае наличия пробелов и неточностей. Кроме того, основными чертами представленного проекта являются: – либерализация существующей системы валютного контроля, с сохранением требований об обязательной репатриации валютной выручки; – установление переходного периода, в течение которого будут действовать предусмотренные законопроектом ограничения; – наличие большого количества отсылочных норм, предполагающих в дальнейшем принятие многочисленных подзаконных нормативно-правовых актов, что говорит о рамочном характере законопроекта; – расплывчатость критериев, при которых могут быть введены ограничения (требования о резервировании, открытии счетов и т.п.) для осуществления отдельных валютных операций. Хотя в пояснительной записке к проекту федерального закона провозглашается необходимость повышения "прозрачности" российского валютного законодательства, следует отметить наличие в тексте законопроекта целого ряда отсылочных норм, не имеющих прямого действия (особенно ст.ст. 8 и 9), для реализации которых понадобится издание соответствующих подзаконных нормативных правовых актов. Отметим, что принципиальным недостатком действующего в настоящее время Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" является именно его несостоятельность как законодательного акта прямого действия. Это обусловлено присутствием огромного массива отсылочных и диспозитивных норм, из-за чего содержание закона становится неопределенным и зависимым от конкретных решений Банка России и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Неоднократно подчеркивалось, что валютное регулирование и валютный контроль осуществляются сегодня не на основании норм закона, а путём принятия многочисленных подзаконных нормативных правовых актов. Авторами законопроекта предпринята попытка создания согласованной системы валютного законодательства, в основу которой будет положен рассматриваемый документ. В соответствии со ст. 4 проекта в состав валютного законодательства включается неопределенный круг нормативных правовых актов. Следует отметить, что подобный подход является крайне неудачным. Во-первых, ст. 4 не отражает содержания п. "ж" Конституции РФ, в соответствии с которым валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Во-вторых, подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти не являются законодательными актами и не могут быть включены в состав валютного законодательства. В-третьих, законопроект никак не ограничивает предмет регулирования подзаконных актов, а также не указывает на круг субъектов, уполномоченных принимать нормативные акты, регулирующие валютные отношения. Представляется, что принятие подзаконных нормативных актов может осуществляться лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом. Положительным примером регулирования системы отраслевых законодательных и подзаконных актов могут служить, в частности, ст.ст. 1–6 Налогового кодекса РФ. Законопроектом предусматривается, что валютные операции по движению капитала осуществляются без ограничений, за исключением операций, предусмотренных статьями 8 и 9 законопроекта, в отношении которых ограничения могут вводиться в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. В связи с этим необходимо отметить следующее. Законопроект не устанавливает достаточно четких критериев, на основании которых органами валютного регулирования устанавливаются те или иные ограничения. Представляется, что заложенная в законопроекте возможность, в частности, необоснованного установления порядка обязательного резервирования средств может отрицательно сказаться на инвестиционной привлекательности российской экономики. Кроме того, эффективность подобных мер вызывает сомнения, так как вывоз валютных ценностей может быть осуществлен с помощью текущих валютных операций. Очевидно, что случаи, когда Правительство РФ и Банк России могут вводить ограничения на проведение капитальных валютных операций, должны быть чётко сформулированы в тексте законопроекта. В соответствии с положениями главы V проекта "Заключительные положения" с 1 января 2007 года будут сняты следующие ограничения: – порядок резервирования и возврата суммы резервирования; – регулирование Правительством РФ и Банком России валютных операций движения капитала; – порядок купли-продажи иностранной валюты резидентами и нерезидентами; – порядок открытия резидентами счетов в банках, расположенных на территории иностранных государств, не являющихся членами ОЭСР и ФАТФ; – переводы резидентами средств на свои счета, открытые в банках за пределами РФ в порядке, устанавливаемом Банком России. Предполагается, что с 1 января 2007 года норма об уведомительном порядке открытия и закрытия счетов, предусмотренная законопроектом, будет действовать в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках, расположенных на территории иностранных государств. Таким образом, большинство мер валютного контроля будет действовать до начала 2007 года. Тем не менее, в пояснительных материалах к законопроекту не представлено обоснования выбора указанной даты. Следует отметить, что альтернативные законодательные инициативы содержат предложения об отмене всех "валютных ограничений" к 1 января 2005 года, либо через полгода после вступления новой редакции закона в силу. Необходимо рассмотреть вопрос о поэтапном проведении столь существенной либерализации валютного регулирования. Помимо этого, отмена ограничений для открытия счетов на территории иностранных государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), не должна противоречить тенденциям международного регулирования вопросов незаконной легализации "грязных денег", которые сложатся к началу 2007 года. Учитывая, что ст.ст. 8 и 9 проекта будут отменены после 1 января 2007 года, представляется неясным порядок применения по истечении переходного периода положений ст. 7, которая содержит ссылку на данные статьи. Так как полномочие Правительства и Центрального банка РФ по изданию обязательных для исполнения нормативных актов, по существу, не будет ограничено четкой компетенцией этих органов в сфере валютного регулирования, законопроект должен предусматривать новую редакцию ст. 7, вступающую в силу с 1 января 2007 года. В соответствии с положениями законопроекта обязательная продажа валютной выручки резидентов осуществляется в размере, установленном Центральным банком РФ, но не свыше 30% от суммы. Полностью отменить это правило также предполагается к 2007 году. Для сравнения отметим, что действующее законодательство предусматривает обязательную продажу 50% валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) через уполномоченные банки не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления указанной валютной выручки в соответствии с порядком, установленным Банком России. Снижение нормы обязательной продажи валютной выручки до 30%, на наш взгляд, позволит сделать её менее обременительной для участников внешнеэкономической деятельности, но в то же время сохранить её как необходимую меру валютного регулирования. Кроме того, представляется правильным закрепление на законодательном уровне перечня сумм, которые не включаются в сумму валютной выручки, подлежащей продаже, определение случаев уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов (расходы и иные платежи, связанные с исполнением соответствующих сделок, расчеты по которым осуществляются в соответствии с названным законом в иностранной валюте). В соответствии со ст. 14 проекта, резиденты могут без ограничений открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территории определенной группы иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Контроль за данными действиями будет осуществляться с помощью процедуры уведомления – об открытии/закрытии счёта необходимо уведомить органы валютного контроля не позднее одного месяца со дня заключения/расторжения договора об открытии счета с банком, расположенным за пределами Российской Федерации. Хотя введение подобной нормы свидетельствует о либерализации валютного регулирования, экспертами неоднократно отмечались опасность значительного оттока капитала из РФ как следствия введения в действие указанной нормы, а также возможность возникновения серьёзных проблемы для национальной банковской системы. Законопроект предусматривает, что все текущие валютные операции, а также операции движения капитала, за исключением прямо предусмотренных законопроектом случаев, осуществляются без ограничений. Данное положение законопроекта, безусловно, служит целям либерализации валютного регулирования. Однако необходимо отметить, что законопроект относит к операциям движения капитала предоставление кредитов и займов на любые сроки, тогда как действующее законодательство не предусматривает никаких ограничений для предоставления кредитов и займов на срок до 180 дней. Таким образом, в проекте частично ужесточается режим валютных операций, что, по-видимому, противоречит общей концепции документа. Отказ от действующего сегодня разрешительного порядка осуществления операций, связанных с движением капитала, подкреплен содержащимся в ст. 6 проекта запретом на установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Действующее законодательство предусматривает, что валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются в порядке, устанавливаемом Банком России, который в основном сводится к необходимости получения разрешения на осуществление капитальной валютной операции. Статья 8 законопроекта предусматривает, что операции движения капитала, указанные в ней, осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Законопроект вводит перечень регулирующих мер, устанавливаемых Правительством РФ. К таковым относятся требования к способам обеспечения исполнения обязательств, включая требования о заключении договоров страхования, резервирование в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 2 лет суммы, не превышающей в эквиваленте 50% от суммы проводимой валютной операции, резервирование в Банке России или уполномоченном банке на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления валютной операции суммы, не превышающей в эквиваленте 100% от суммы проводимой валютной операции, открытие счета в уполномоченном банке, установление режима счета. В соответствии со статьей 9 законопроекта валютные операции движения капитала, указанные в этой статье, осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Банком России и может предусматривать: – требование об открытии счета в уполномоченном банке; – установление режима счета; – требование о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 100% от суммы проводимой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления валютной операции (либо на срок не более 1 года в сумме, не превышающей в эквиваленте 20% от суммы проводимой операции). Перечень конкретных мер валютного регулирования, применяемых Правительством РФ и Центральным банком РФ в рамках установления порядка осуществления отдельных валютных операций движения капитала, не является исчерпывающим. Нормы, предусмотренные ст.ст. 8 и 9, носят диспозитивный характер и не исключают установления иных ограничений, не предусмотренных федеральным законом. Кроме того, п. 2 ст. 7 проекта также не лимитирует перечень ограничений, вводимых для капитальных валютных операций, указанием на те меры валютного регулирования, которые предусмотрены в ст.ст. 8 и 9. Таким образом, нормативные правовые акты Правительства РФ и Центрального банка РФ могут содержать не предусмотренные в законопроекте меры валютного регулирования, устанавливаемые в целях предотвращения золотовалютных резервов, колебаний курса валюты РФ и т.д. Таким образом, законодательное ограничение полномочий органов валютного регулирования, предлагаемое проектом, носит половинчатый характер. Необходимо обратить внимание на значительные последствия применения мер валютного регулирования, предусмотренных в законопроекте. Так, обязанность резервирования может быть установлена для отдельных видов валютных операций на определенный срок (не более 2 лет), а предельная сумма резервирования составляет от 20 до 100% от суммы проводимой операции. Под резервированием в законопроекте понимается внесение суммы денежных средств в валюте Российской Федерации на специальный счет без начисления процентов в Центральном банке Российской Федерации или в уполномоченном банке с последующим внесением уполномоченным банком суммы резервирования в Центральный банк Российской Федерации. Введение данной меры может повлечь за собой снижение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики, повысить издержки на проведение валютных операций, а также приведет к изъятию из оборота компаний значительных средств на продолжительное время без уплаты по ним процентов. В связи с этим представляется, что возможность и случаи введения указанных мер подлежат уточнению и тщательной проверке с точки зрения экономической обоснованности и возможных последствий для внешнеэкономической деятельности в целом. Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о дополнении перечня операций движения капитала валютными операциями, связанными с приобретением недвижимости за границей, что явится дополнительной мерой противодействия утечке капитала. Отдельная статья в законопроекте посвящена ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг. Основные принципы осуществления этих операций, в отличие от действующего законодательства, устанавливаются на законодательном уровне. Законопроектом предусматривается, что без каких-либо подтверждающих документов может вывозиться валюта в сумме, эквивалентной 1.500 долларов США. При единовременном вывозе валюты, превышающей в эквиваленте 1.500 долларов США, но не более суммы 10.000 долларов США, физические лица – резиденты и нерезиденты представляют таможенным органам документы, подтверждающие перевод или ввоз этим лицом иностранной валюты в Российскую Федерацию, снятие данным лицом иностранной валюты с текущего валютного счета (вклада) в уполномоченном банке либо её покупку в уполномоченном банке, обмен иностранной валюты на другую (конверсию), на сумму наличной иностранной валюты, рассчитанную как разницу между суммой вывозимой наличной иностранной валюты и суммой, равной в эквиваленте 1.500 долларов США. Вместе с тем, законом от 27.02.03 № 28-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"", предусмотрен иной порядок вывоза наличной иностранной валюты и другие нормативы её вывоза. В соответствии с указанным федеральным законом физические лица – резиденты могут единовременно вывозить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов США. При этом не требуется представление таможенным органам Российской Федерации документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее переведена, ввезена или переслана в Российскую Федерацию или приобретена в Российской Федерации. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами – резидентами наличной иностранной валюты в сумме, не превышающей в эквиваленте 3.000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу Российской Федерации. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами – резидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3.000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу Российской Федерации путем подачи письменной таможенной декларации. Таким образом, положения законопроекта являются более "жёсткими" по сравнению с поправками в закон "О валютном регулировании и валютном контроле", которые вступят в силу с 15 марта 2003 года. Необходимость обращения в органы валютного контроля за предварительной регистрацией предусмотрена законопроектом в следующих случаях: для открытия счета в банке за пределами Российской Федерации, вывоза резидентом или нерезидентом иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внешних и внутренних документарных ценных бумаг, а также для ввоза в РФ валюты РФ и внутренних документарных ценных бумаг. Действующее законодательство подобного правила не содержит. Для осуществления процедуры предварительной регистрации в Банк России необходимо представить довольно большой пакет документов. В предварительной регистрации может быть отказано только по основаниям, предусмотренным в законе. Предусматривается запрет на отказ в предварительной регистрации в случаях, не указанных в законе, в том числе по мотивам отсутствия экономической целесообразности. Отметим, что введение подобного института свидетельствует о том, что валютный контроль переходит из стадии административной в стадию информационную, когда основное – это сбор информации, а не установление запретительных мер. Статья 1 предусматривает введение новых понятий "внутренних" и "внешних" ценных бумаг, не используемых в гражданском законодательстве и в законодательстве о фондовом рынке. Следует подчеркнуть, что признаки, положенные в основу данной классификации, в ряде случаев не позволят отнести ту или иную ценную бумагу только к одной из категорий. Учитывая вышеизложенное, концепция законопроекта может быть принята за основу при условии существенной доработки отдельных положений, касающихся полномочий Правительства РФ и Центрального Банка РФ по осуществлению мер валютного регулирования и контроля.»