Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:52, курсовая работа
Ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Роль и значение кредитной политики в банке………………………….5
1.1 Цель денежно-кредитной политики центрального банка…………………..5
1.2 Типы денежно-кредитной политики…………………………………………8
Глава II Инструментарий денежно-кредитной политики……………………..10
2.1 Контроль над банковской системой………………………………………..16
2.2 Регулирование системы платежей………………………………………….25
2.3 Операции на открытом рынке………………………………………………28
2.4 Учетная политика……………………………………………………………31
2.5 Резервные требования………………………………………………………38
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы …………………………………………45
Центробанк РФ устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составление и предоставление бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.
Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию у федеральных органов федеральной власти.
Поступившие от кредитных организаций данные по конкретным операциям нельзя разглашать без согласия соответствующей организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе РФ.
Банк России регистрирует кредитные организации в книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и имеет право отозвать их. По закону Центробанк РФ в праве предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации.
Необходимо уведомлять Банк России о приобретении в результате одной или нескольких сделок одним или группой юридических и физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5 % акций кредитной организации, а если более 20 % - требуется предварительное согласие Центробанка. Не позднее 30 дней с момента получения ходатайства он сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. Если Банк не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, сделка купли - продажи акций кредитной организации считается разрешенной.
Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций имеет право запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников кредитной организации в случае приобретения ими более 20 % акций кредитной организации. Он также может отказать в даче согласия на совершение сделки купли - продажи более 20 % акций кредитной организации при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций. Приобретение акций кредитной организации за счет средств нерезидентов тоже регулируется федеральными законами.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:
1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых
кредитных организаций, минимальный размер собственных средств длядействующих кредитных организаций;
2) предельный размер
неденежной части уставного
3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
3) максимальный размер крупных кредитных рисков;
4) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
5) нормативы ликвидности кредитной организации;
6) нормативы достаточности капитала;
7) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
8) размеры валютного, процентного и иных рисков;
9) минимальный размер
резервов, создаваемых под
10) нормативы использования собственных средств банков для приобретения акций других юридических лиц;
11) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств,
предоставленных банком своим участникам.
Минимальный размер собственных средств по закону устанавливается как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли. Об изменении минимального размера собственных средств Банк России официально должен объявить не позднее чем за три года до момента его введения.
Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или дочерними, устанавливается в процентах от собственных средств кредитной организации. При определении размера риска учитывается вся сумма кредитов кредитной организации данному заемщику, а также гарантии и поручительства, предоставленные кредитной организацией заемщику.
Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств кредитной организации. Крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5 % собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25 % собственных средств кредитной организации. Банк России в праве вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций.
Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) кредитной организации устанавливается как процентное соотношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам одного кредитора и собственных средств кредитной организации.
Нормативы ликвидности определяются как: соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов; соотношение ее ликвидных активов и суммарных активов.
Нормативы достаточности капитала определяются как предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска.
Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан определяется как предельное соотношение общей суммы денежных депозитов и величины собственных средств банка.
Нормативы использования собственных средств кредитной организации для приобретения акций других юридических лиц устанавливается в форме процентного соотношения размеров инвестируемых и собственных средств банка. Размер норматива использования собственных средств для приобретения акцийне может превышать 25 % собственных средств кредитной организации.
Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций по валютному, процентному и иным финансовым рискам. Он же определяет порядок формирования размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных, процентных и иных финансовых рисков, страхования вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.
Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам, определяется в процентах от собственных средств банка. Этот норматив не может превышать 20 %.
Банк России устанавливает методики определения собственных средств активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами. Он в праве дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам банков и иных кредитных организаций. О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально должен объявить не позднее чем за месяц до их введения в действие.
Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет определенные санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров и по его поручению - аудиторскими фирмами.
В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, предоставление неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации выявленных нарушений, взыскать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного фонда либо ограничить проведение отдельных операции на срок до шести месяцев.
В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов, Банк России имеет право:
1) взыскать с кредитной организации штраф до 1 % от оплаченного
уставного фонда, но не более 1 % от минимального размера уставного
капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
а) осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;
б) замены
руководителей кредитной
в) реорганизации кредитной организации;
3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
3) ввести запрет на осуществление отдельных банковских операций,
предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также
открытие филиалов на срок до одного года;
4) назначить временную администрацию по управлению кредитной
организацией на срок до 18 месяцев;
5) отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке,
предусмотренном федеральными законами.
Банк России осуществляет также анализ деятельности кредитных организаций с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов, стабильности банковской системы в целом.
2.2 Регулирование системы платежей
Нововведения в системе платежей характеризуются главным образом переходом от использования почтовой и телексной связи к современным информационным технологиям и средствам дальней связи. Этот переход позволил осуществлять платежи и переводы в реальное время и со сравнительно низкими издержками независимо от размеров платежей, используемых расчетных единиц и места осуществления торговых сделок. В результате скорость обращения денег может неизмеримо возрастать по сравнению с традиционными стандартами. Прогрессивные изменения в системе платежей способствовали экспоненциальному росту их объема, вследствие чего годовой поток платежей теперь в несколько раз превышает ВНП главных индустриальных стран.
Для традиционных систем платежей и центрального банка комплекс этих нововведений создает дополнительные и довольно сложные проблемы, новые возможности и риск. Большая часть прироста объемов платежей приходится на долю сетевых распределительных систем, таких как «CHIPS» в США, «CHAPS» в Великобритании, «BOJNET» в Японии и «SIPS» в Италии. Однако поскольку платежи, проходящие через эти системы, являются временными и отражаются в денежной базе только в конце дня, увеличение общего размера платежей по отношению к «чистым» сальдо балансов банков порождает обоснованный рост некоторой тревоги, связанной с возрастанием риска размещения.
Фактическая ошибка в размещении платежа, сделанная одним из главных участников системы, может вызвать своеобразную цепную реакцию, то есть пирамида временных дневных платежей вызывает нарастающий системный риск. В 1986г. по халатности одного из главных участников системы «CHIPS» (которая была реорганизована, чтобы снизить системный риск) в течение только одного дня пострадало 40 % ее участников. Аналогичные примеры приводятся и по другим подобным системам. С начала 80-х годов ведутся разработки специальных технических средств для центрального банка, дающие возможность снизить системный риск. При этом учитываются особенности функционирования автоматизированных информационно-расчетных систем, применяемых средств дальней связи, а так же технология зачета накопленных за день (или финальных) платежей. С этой целью с 1982г. в ряде стран Западной Европы стала внедрятся система «Fedwire», предназначенная, прежде всего, для центрального банка.
Новые экономические условия требуют от центрального банка совершенствования организации и технологии системы платежей на основе повышения их эффективности, обеспечения коммерческой тайны, действенного контроля. Перспективы дальнейшей деятельности центрального банка в этих условиях будут во многом зависеть от решения
следующих вопросов: как регулируется финансовый рынок; как осуществляется денежная политика; каким образом и смогут ли вообще коммерческие банки снабжаться необходимыми денежными ресурсами для обеспечения нормальной ликвидности и избежания кризисных ситуаций.
Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения в России осуществляется исключительно Банком России. Банкноты и монеты Банка России являются единственным законным средством платежа на территории России, их подделка и незаконное изготовление преследуется по закону.
Информация о работе Взаимодействие кредитно – денежной и фискальной политики в России