Взаимосвязь экономической практики и теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Понимание событий, происходящих в мире, требует умения оперировать большими пространственными и временными масштабами. Многое, хотя и не все, происходящее можно лучше понять, если принимать во внимание экономические аспекты мировой истории и современной жизни. Поэтому важно изучение истории возникновения экономических знаний и проблематику их развития. В своей курсовой работе я рассмотрю не только историю возникновения экономических знаний и этапы развития экономической теории, но и рассмотрю проблематику современной экономической теории.

Содержание

1. Введение.
2. Основная часть.
Анализ экономической теории и ее взаимосвязи с экономической практикой.
2.1 История развития экономической теории, основные школыю
2.2 Основные понятия экономической теории.
2.3 Применение знаний экономической теории на примере Великой депрессии США. Оздоровительные меры Дж. Кейнса.
2.4 Современные проблемы экономической теории.
2.5 Востребованные технологии.
3. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

KURSACh1400.docx

— 76.12 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки России

                                                                                                                         

 

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный  технологический институт

(технический университет)»

 

 

УГС (код, наименование)           030000Гуманитарные науки

                

Направление подготовки (код, наименование)  031600.62 Реклама и связи с общественностью                                                                             

 

Профиль (наименование)     Реклама и связи с общественностью в системе государственного и муниципального  управления

 

Факультет    Экономики и менеджмента

 

Кафедра    Управления персоналом и рекламы

            

 

Учебная дисциплина    Экономика

 

Курс  1   Группа  629зр

 

Курсовая работа (курсовой проект)

 

Тема   Взаимосвязь экономической практики и теории

Студент                          _______________                    М. С. Панкина      

                                          (подпись, дата)                      (инициалы, фамилия)                 

Руководитель,               _______________                     О. А. Дудырева

____________                  (подпись, дата)                      (инициалы, фамилия)

(должность)                          

 

Оценка за курсовую работу

(курсовой проект)                  ________________        ______________________

(подпись руководителя)

                                           

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

Минобрнауки России

                                                                                                                         

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный  технологический институт

(технический университет)»

 

 

 

 

Факультет      Экономики и менеджмента

 

Кафедра      Рекламы и связей с общественностью            

 

Учебная дисциплина    Реклама и PR

 

Курс    1     Группа     629зр

 

 

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

 

 

Тема   Взаимосвязь экономической теории и практики

 

Цель работы  Проанализировать взаимосвязь экономической теории и практики.

 

Перечень решаемых задач

  1. Систематизация, закрепление и расширение знаний по дисциплине «Экономика и экономическая теория».
  2. Рассмотрение экономической теории в разные исторические периоды, в том числе и в современном мире.
  3. Проанализировать методы экономической теории и изучить их примение на практике. Привести примеры.
  4. Проанализировать взаимосвязь экономической теории и практики.
  5. Определить проблематику современной экономики, предложить пути решения.

 

Рекомендуемая литература

1. Курс экономической  теории: учебник для вузов по  экономическим спец. и направлениям / МГИМО(У) МИД России ; под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой. - 7-е изд., перераб. и доп. - Киров : АСА, 2010. - 875 с.

 

2. Курс микроэкономики: учебник  для вузов по финансово-экономическим спец. / Р.М. Нуреев. - 2-е изд., измен. - М. : НОРМА, 2009. - 560 с.

 

3. Макроэкономика: учебник  / Г. П. Овчинников, Е. Б. Яковлева. - СПб. : Поиск, 2006. - 368 с.

 

4. Макроэкономика: учебник  для вузов по спец. 060800 "Экономика  и управление на предприятии  (по отраслям)" / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. - 3-е изд., доп. - М. ; СПб. ; Н. Новгород : Питер, 2009. - 552 с.

 

5. Микроэкономика: учебник  для вузов / Е. Б. Яковлева, М.  А. Ланец, Н. В. Нещерет и др.; под ред. Е. Б. Яковлевой . - 6-е изд. - М. ; СПб. : ПОИСК, 2006.

 

Дата выдачи задания    16.04.2013

 

 

Срок представления к  защите   14.07.2013

 

 

 

Руководитель                _______________                   О. А. Дудырева

                                          (подпись, дата)                      (инициалы, фамилия)

 

Студент                          _______________                  М. С. Панкина        

                                          (подпись, дата)                       (инициалы, фамилия)                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План.

  1. Введение.
  2. Основная часть.

Анализ экономической  теории и ее взаимосвязи с экономической практикой.

    1. История развития экономической теории, основные школыю
    2. Основные понятия экономической теории.
    3. Применение знаний экономической теории на примере Великой депрессии США. Оздоровительные меры Дж. Кейнса.
    4. Современные проблемы экономической теории.
    5. Востребованные технологии.
  1. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Введение.

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Великий английский экономист  конца XIX и первой половины уходящего  столетия Альфред Маршалл образно  сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и  игры актеров, то есть населения. Экономическая  наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию  природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика  есть то, что формирует потребность  в самом театре.

Экономическая наука как и медицина, технические науки или любая другая область исследования жизни, не дает все же полного понимания всех тех явлений, с которыми она имеет дело. В экономической науке ограниченность понимания обусловлена, в частности, необходимостью опираться в основном на не экспериментальные данные, а также разнообразием и подчас непредсказуемостью человеческого поведения.

Для многих поколений советских  людей основным источником экономических  знаний была политическая экономия, состоящая  из двух разделов: капитализма и  социализма. Случилось так, что экономическая  теория была подменена традиционными  догмами, схоластическими представлениями  и декларативными положениями. Отвергались  все достижения современной экономической  мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется  это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П. Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.

Понимание событий, происходящих в мире, требует умения оперировать  большими пространственными и временными масштабами. Многое, хотя и не все, происходящее можно лучше понять, если принимать  во внимание экономические аспекты  мировой истории и современной  жизни.

Поэтому важно изучение истории  возникновения экономических знаний и проблематику их развития.

В своей курсовой работе я рассмотрю не только историю  возникновения экономических знаний и этапы развития экономической  теории, но и рассмотрю проблематику современной экономической теории.

2.  Основная  часть. Сущность Экономической  теории и её применение на практике.

2.1  История возникновения экономических знаний и  основные экономические школы.

История возникновения и  развития экономической науки очень  интересна, она изобилует многочисленными  драматическими событиями, научными революциями  и периодами затишья. Интерес  к экономическим проблемам возник ещё в древних обществах Месопотамии, Индии, Китая, Египта, Греции, Рима. Представления  древних обществ об экономическом  устройстве были составной частью различных  религиозных или философских  систем. Уже в Библии вы найдёте  правила хозяйственной жизни  древнего общества, понятия справедливости, собственности, принципы распределения  произведённого продукта. О том, что  такое стоимость и от чего она  зависит, вы можете прочитать в произведениях  древнегреческого философа Аристотеля. Вместе с тем, как наука экономика  оформилась сравнительно поздно, где-то на рубеже 17-18 веков. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм.

Первоначально экономическая  наука развивалась под названием  политическая экономия (Political Economy). Этот термин впервые ввёл в 1615 году француз Антуан де Монкретьен. Название "политическая экономия" произошло от греческих слов "политикос", что значит государственный, общественный, "ойкос" - домашнее хозяйство, дом, "номос" - правило, закон. В конце 19 - начале 20 столетия это название всё больше заменяется термином "экономическая теория" (Economics). Впервые это название ввёл в 1890 году известный английский учёный-экономист Альфред Маршалл. В течение четырёх столетий своего существования экономическая наука стремительно развивалась. За это время появилось множество школ и направлений экономической теории. Мы дадим краткое изложение истории развития экономической мысли, выделяя лишь некоторые важнейшие школы экономической теории. В сжатом виде эта история представлена в таблице.

Важнейшие школы Период развития Крупнейшие представители Основные труды

Меркантилизм 16 - 18вв. Томас Ман (1571-1641) "Богатство Англии во внешней торговле" (1664)

Физиократы 18вв. Франсуа Кенэ (1694-1774) "Экологическая таблица" (1758)

Классическая политическая экономика конец 18 - первая пол. 19вв. Адам Смит (1723-1790) "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776)

Марксизм 2-я пол. 19 - 20вв. Карл Маркс (1818-1883) Капитал (1867)

Неоклассическая экономическая  теория конец 19 - 20вв. Альфред Маршалл (1842-1924) "Принципы экономической теории" (1890)

Кейнсианство 20 - начало 21вв. Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) "Общая теория занятости, процента и денег" (1936)

Институционализм 20 - начало 21вв. Джон Кеннет Гелбрейт (р. 1908) "Новое индустриальное общество" (1961)

Монетаризм 20 - начало 21вв. Милтон Фридмен (р. 1912) "Капитализм и свобода" (1962)

Первой школой экономической  теории (политической экономии) был  меркантилизм. Слово"меркантилизм" произошло от итальянского "мерканте" - торговец, купец. Это направление экономической мысли было распространено в странах Западной и Восточной Европы в 16-18 веках. Идеи меркантилизма были известны и в России, активную меркантилистскую экономическую политику проводил Пётр I.

     Одним из  известнейших представителей меркантилизма  был английский экономист Томас  Ман (1571-1641). Как и все меркантилисты, он был практиком, человеком дела, был членом правления Ост-Индской компании, членом правительственного торгового комитета. Основные идеи Томас Ман изложил в своей главной работе "Богатство Англии во внешней торговле, или баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства" (издана в 1664 г.).

     Главным объектом  наблюдений меркантилистов была  внешняя торговля, движение товаров  и денег между странами. По  их мнению, важнейшим источником  богатства страны была внешняя  торговля. Само же богатство они  отождествляли с золотом и  сокровищами. Для того чтобы  богатство притекало в страну, необходимо постоянное превышение  экспорта над импортом, другими  словами, необходим активный торговый  баланс. Государство должно регулировать  внешнюю торговлю, чтобы обеспечить  приток золота и серебра в страну, проводить политику защиты своих внешнеторговых интересов, то есть политику протекционизма.

 

В середине 18 века во Франции  сложилась ещё одна известная  экономическая школа - школа физиократов. "Физиократия" буквально означает "природовластие" (от греческого "физис" - природа и "кратос" - сила, власть). Это была группа учёных, наиболее известным из которых был Франсуа Кенэ (1694-1774). Врач по образованию и профессии, он служил придворным врачом при Людовике XV. Лишь в возрасте 60 лет он стал заниматься проблемами экономики. Мировую известность Ф. Кенэ принесла его важнейшая работа "Экономическая таблица" (1758).

     Учение физиократов  возникло как реакция на меркантилизм. Критикуя меркантилистов, они считали,  что правительство должно обращать  внимание не на торговлю и  накопление денег, а прежде  всего - на развитие земледелия. Источник богатства они видели  в земледелии.

Промышленный переворот  в конце 18 - начале 19 столетия привёл к созданию материально-технической  базы капитализма, развитию машинного производства. Господствующей сферой экономики стала промышленность. Экономическая мысль этого периода главный источник богатства видит в производстве вообще, а не только в сельском хозяйстве, как это представляли физиократы. Новое направление в экономической мысли впоследствии было названо классической политической экономией. Классическая политическая экономия, сформировавшись в конце 18 века, была господствующей школой в экономической науке на протяжении большей части 19 столетия.

Информация о работе Взаимосвязь экономической практики и теории