Виды безработицы и их социально-экономические последствия. Проблемы занятости России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что многие граждане, оставшиеся без работы, не могут самостоятельно адаптироваться в условиях современного рынка труда. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032–1 (ред. от 18.10.2007) призван регулировать вопросы социальной поддержки безработных.
Цель данной курсовой работы – понять ситуацию с безработицей в Российской Федерации.

Содержание

Санкт-Петербург 1
Введение. 3
Глава1. Понятие безработица. Виды безработицы. Виды труда 4
1.2 Понятие Безработица 4
1.2 Виды безработицы 4
1.3 Причины безработицы 6
1.4 Виды труда и их характеристика 9
1.5 Пособие по безработице. Понятие и ее характеристики 10
Глава 2. Проблема занятости в России 13
2.1 Причины возникновения безработицы в России. Мировой кризис 2008 года 13
2.2 Оценка безработицы по регионам России 18
2.3 Предпосылки нового кризиса в 2013-2014году в РФ 19
2.4 Экономический эффект от Олимпиады в Сочи 20
2.5 Статистика безработицы в РФ 21
2.6 Методы преодоления безработицы 22
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 52.09 Кб (Скачать файл)

3. Пособие по безработице  гражданам, уволенным из организаций  по любым основаниям, в том  числе уволенным по собственному  желанию

в связи с переездом на новое место жительства в другую местность; в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности; в связи с необходимостью ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи: в связи с нарушением работодателем коллективного или трудового договора; в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофы, стихийные бедствия, аварии, эпидемии и другие чрезвычайные обстоятельства); в случае увольнения женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет (указанные причины увольнения по собственному желанию подтверждаются записями в трудовой книжке) в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчётом на 26 календарных недель с полным рабочим днём (полной рабочей недели), и признанным в установленном порядке безработными), начисляется.

- в первом (12-месячном) периоде  выплаты:

в первые три месяца — в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца — в размере 60 процентов; в дальнейшем — в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

- во втором (12-месячном) периоде  выплаты:

в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

4. Пособие по безработице  во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке  безработными, в том числе

впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, начисляется:

- в первом (6-месячном) периоде  выплаты:

в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;

- во втором (6-месячном) периоде  выплаты:

в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

 

Глава 2. Проблема занятости в России

2.1  Причины возникновения безработицы в России. Мировой кризис 2008 года

 

В практике изучения безработицы в России сложились три основных подхода к изучению этого явления. 
 
Определенная группа экономистов исследует безработицу как недоиспользование части экономически активного населения в общественном производстве. 
 
Для других исследователей безработица выступает как ситуация, когда гражданин не имеет возможности трудоустроиться по независящим от него обстоятельствам. 
 
Третьи оценивают безработицу как следствие функционирования хозяйственного механизма, которому свойственны внутренние противоречия рыночной экономики. 
 
Все эти подходы имеют право на существование. В каждом из них раскрыт авторский подход к сущности этого явления. 
 
Безработица обусловлена всем ходом социально-экономического развития государства и общества. Она – постоянный элемент, продукт развития производства. В известном смысле можно говорить, что именно оно (производство) и порождает безработицу, которая выступает как макроэкономическое явление, определяющее уровень и темпы экономического развития страны. 
 
Для современной России причиной резкого роста численности безработных можно считать, прежде всего, всемирный экономический кризис, который был спровоцирован крахом американской ипотечной системы. Экономический кризис затронул экономики всех стран мира, Россия, к сожалению, не исключение. 
 
Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы. 
 
Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся. 
 
В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов: 
 
1) частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков); 
 
2) условная безработица (непостоянная работа); 
 
3) временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания); 
 
4) потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность); 
 
5) безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда; 
 
6) безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство); 
 
7) вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия); 
 
8) безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации; 
9) безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии; 
 
9) безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа; 
 
10) безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий; 
 
11) первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов); 
 
12) безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию; 
 
13) безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации; 
 
14) безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию; 
 
15) безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы); 
 
16) безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом; 
 
17) безработица возвращающихся из мест лишения свободы; 
 
18) безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу; 
 
19) безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий) 
 
20) безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест. 
 
Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве, в России есть определенная часть населения не желающая работать. Эта группа - постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными. 
 
Сегодня Россия переживает спад производства. Объемы производства сокращаются в результате структурных изменений. Казалось бы, спад производства должен сопровождаться ростом зарегистрированной безработицы и адекватным перераспределением рабочей силы по отраслям. 
 
Однако ожидаемые процессы не происходят. Предприятия, находящиеся в кризисных условиях, пытаются лавировать и сохранить свой коллектив. Практикуется система длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически сформировалась скрытая безработица. Масштабы ее возрастают по мере свертывания производства. 
 
Следует иметь в виду, что квалифицированные работники с таких предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед проблемой цены, которую общество за них платит. А она говорит о себе сразу же, ибо первые шаги перехода к рынку значительно снизили уровень потребления населения. Продвижение в направлении реформ ставит и другую проблему сопоставления: во что обходится поддержка неэффективных рабочих мест и сколько стоит открытая безработица по сравнению с финансированием содержания безработных, их переобучения и содействия в трудоустройстве. 
 
Безработица в России по состоянию на вторую неделю октября 2009 года составила 7,7%, сообщает Росстат. Общая численность безработных по методологии Международной ассоциации труда составила 5,839 млн. человек, что в 2,6 раза превышает официально зарегистрированную безработицу. 
 
Так, если в октябре 2008 года количество официально зарегистрированных безработных составляло 1,24 млн. человек, то уже к апрелю 2009 года оно увеличилось до 2,27 млн. человек. Бывали недели, когда прирост численности безработных составлял до ста тысяч человек. Перелом на рынке труда наступил в конце апреля, и к ноябрю этого года удалось снизить численность официально зарегистрированных безработных до двух миллионов. С ноября вновь наблюдается небольшой рост, примерно на пять тысяч человек в неделю, но это существенно меньше прошлогодних показателей". 
 
А. Жуков (вице-премьер РФ 2004-2011г) отметил, что "в этом году в программах поддержки занятости были задействованы 2,5 млн. человек". "Эти программы сыграли решающую роль в стабилизации на рынке труда. Профессиональное переобучение прошли 189 тыс. человек, причем в некоторых регионах все 100 проц. переобучившихся нашли работу. В среднем по России этот показатель составляет 90 проц. Эффективной формой борьбы с безработицей стала организация общественных работ, в которых приняли участие 2,245 млн. человек. 
 
В феврале 2010г. общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 3,2 раза (в ноябре 2009г. - в 3,6 раза). 
 
Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2010г. это превышение составляло в 1,5 раза. 
 
Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%. По сравнению с ноябрем 2009г. в составе безработных увеличилась доля лиц в возрасте 20-24 года (на 0,7 процентного пункта), в возрасте 25-29 лет (на 2,6 процентного пункта), 45-49 лет (на 1,4 процентного пункта). 
 
В феврале 2010г. среди безработных в 1,9 раза по сравнению с февралем 2009г. и ноябрем 2009г. увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работ в связи с высвобождением или сокращением численности работников.

 

2.2 Оценка безработицы по регионам  России

 

 Так, самый высокий  уровень безработицы по методологии  МОТ зафиксирован в Республике  Ингушетия – 49.1%, в Чеченской Республике  – 36.3% и Республике Тыва – 24.2%. Причем такая ситуация наблюдается  уже достаточно давно, и несмотря  на все усилия федеральной  и региональных властей, пока  переломить ее не удается.

В качестве слабого утешения можно отметить, что в мире есть целый ряд стран, из числа развитых, где уровень безработицы находится на высоком уровне. Взять, к примеру, Европейский Союз. Конечно,  сорока процентный уровень безработицы ни в одной стране здесь пока еще не достигнут, но, например, в Испании, где сейчас самая высокая безработица, этот показатель, рассчитываемый также по методологии МОТ, составляет более 23%, то есть почти столько же, сколько в вышеупомянутой Тыве. В свою очередь, в Португалии и Ирландии ситуация с безработицей ничуть не лучше, чем в Калмыкии (15.2%), а в Хорватии и Словении процент безработных примерно такой же как в Кабардино-Балкарии.

Конечно, делать такие сравнения следует с определенной долей условности, так как в Европе налажен механизм содействия безработным, и пособия по безработице там зачастую превосходят средний уровень зарплат в некоторых российских регионах. Тем не менее, если абстрагироваться от этого, то сопоставления могут иметь некоторый интерес.

На фоне европейских стран большинство наших регионов смотрятся совсем неплохо. Так, например, уровень безработицы в Якутии (9.7%) близок к польскому и французскому. Безработица в Омской области (9.0%) находится на уровне Италии, Кировской области (8.0%) – Великобритании, Новосибирской области (7.3%) – Бельгии. В Нижегородской области безработица по методологии МОТ сравнима с исландской, а, например, Пермский край демонстрирует показатели безработицы, близкие к Мальте, Тверская область - к Германии, Республика Татарстан – к Нидерландам, Московская область –  к Австрии.

Самый низкий уровень безработицы – в Москве – 1.0%, Санкт-Петербурге – 1.4%, а также в Ленинградской области (3.1%). Очень близки к этим регионам по уровню безработицы показатели одной из самых благополучных стран мира Норвегии.

Для более качественной характеристики социальной ситуации в том или ином регионе достаточно интересно сравнение регионов по сочетанию уровня зарплат и показателя безработицы. Это позволит выделить некоторые группы – кластеры, которые в свою очеред

2.3 Предпосылки нового кризиса в 2013-2014году в РФ

 

Предвестниками кризиса в 2013 году стали долгожданное замедление роста цен (до 6,1% в год) при повышении уровня безработицы (до 5,3%) и падении реальных располагаемых доходов (на 1,3% в год). Фундаментальная причина кризиса — уменьшение воздействия монетарного стимула на экономику. Раньше задачей было удвоение ВВП через постоянное увеличение денежной массы. Упрощённо, с двойным ростом цен можно бороться через двойное повышение заработных плат. Со временем такая политика становилась всё менее эффективной: бизнес стал работать на откатах, а воровать научился каждый пятый. Откаты — это процент с денег, полученных в деле, с целью продолжения дела.

Для экономики хорошо, когда откат дополняет рынок, а не меняет его. В крупных компаниях стремление получить откат ведёт к тому, что лица, принимающие решение, отдают невыгодным партнёрам предпочтение перед выгодными. Кризис в России происходит от того, что откаты, которые копятся на счетах в банках, подчас превышают все остальные расходы, которые способствуют росту экономики.  
 
Естественным следствием откатного метода ведения бизнеса стало торможение прироста промышленного производства до 0,1% и падение инвестиций в здания, сооружения и другие основные фонды на 1,6% в год.

Укрупнение розничной торговли до уровня гипермаркетов привело к исчезновению конкуренции и падению качества продукции. Консолидация наметилась во всех сферах экономики, включая ярмарочную торговлю. На смену конкуренции за потребителя пришла конкуренция за патрона, роднившая экономику с лихими девяностыми.  
 
Продукции низкого качества стало так много, что это сбивало общий уровень инфляции, но подстёгивало подорожание наиболее качественной части товаров и услуг. В этой ситуации бессмысленно пытаться дать людям денег, поскольку они не будут работать на увеличение валового внутреннего продукта. Рациональное поведение — перевод денег за рубеж для оплаты покупок более высокого качества. За первые девять месяцев отток капитала составил 48,3 миллиарда долларов. 
В Советском Союзе предложение стимулировалось за счёт внедрения эффективных методов сельского хозяйства. В России интенсивное сельское хозяйство традиционно ассоциируется с зарубежной техникой, которая будет дорожать при снижении курса рубля. Пока нет надежды на белорусское аграрное машиностроение. 

В 2013 году сложились все предпосылки для кризиса в России, главными из которых стали бизнес на откатах и падение конкуренции. Экономика прекратила расти естественными методами. Прогноз минэкономразвития по росту ВВП России по итогам года на уровне 1,8. Во избежание катастрофических последствий, ей потребовались периодические заморозки тарифов на услуги естественных монополий и заработных плат.

2.4 Экономический эффект от Олимпиады в Сочи

 

Борьба с кризисом отняла у экономики России часть стимула, которая вернётся с прекращением заморозки тарифов на услуги ЖКХ и зарплаты бюджетников. В результате, при переходе на новую модель экономического развития придётся наращивать внешний долг.  
 
В 2014 году Россию ждёт ещё один кризис, связанный с Олимпиадой в Сочи. Главная причина в том, что Олимпиада, как и любой искусственный стимул, порождает зависимость. Государство вместе с частью строительных компаний, бизнесом в целом вошло в смету Сочинских игр на сумму 1,5 триллиона рублей, своими затратами поставив под сомнение экономический эффект от мероприятия, который оценивался в треть этой суммы.

Пережить Сочи для России — это вызов вдвойне, потому что Олимпиада имеет ярко выраженную географическую привязку к Краснодарскому краю. Никто не спорит с тем, что поначалу Игры позитивно повлияют на структуру населения и его доходы, но после них местному населению придётся вернуться к прежним структуре и уровню благосостояния.  
 
Надо уточнить, что кризис 2014 года будет сопровождаться закупками иностранной валюты и продажами рубля. Это грозит подорвать стабильность валютной системы, сильно поднять себестоимость бизнеса, закупающего импортную технику. Можно прогнозировать усиление кризисных тенденций в промышленности и замедление роста ВВП России до 1%, несмотря на Олимпиаду.

2.5 Статистика безработицы в РФ

 

Высокий уровень безработицы по методологии МОТ зафиксирован в Республике Ингушетия – 49.1%, в Чеченской Республике – 36.3% и Республике Тыва – 24.2%. Причем такая ситуация наблюдается уже достаточно давно, и несмотря на все усилия федеральной и региональных властей, пока переломить ее не удается.

В качестве слабого утешения можно отметить, что в мире есть целый ряд стран, из числа развитых, где уровень безработицы находится на высоком уровне. Взять, к примеру, Европейский Союз. Конечно,  сорока процентный уровень безработицы ни в одной стране здесь пока еще не достигнут, но, например, в Испании, где сейчас самая высокая безработица, этот показатель, рассчитываемый также по методологии МОТ, составляет более 23%, то есть почти столько же, сколько в вышеупомянутой Тыве. В свою очередь, в Португалии и Ирландии ситуация с безработицей ничуть не лучше, чем в Калмыкии (15.2%), а в Хорватии и Словении процент безработных примерно такой же как в Кабардино-Балкарии.

Конечно, делать такие сравнения следует с определенной долей условности, так как в Европе налажен механизм содействия безработным, и пособия по безработице там зачастую превосходят средний уровень зарплат в некоторых российских регионах. Тем не менее, если абстрагироваться от этого, то сопоставления могут иметь некоторый интерес.

На фоне европейских стран большинство наших регионов смотрятся совсем неплохо. Так, например, уровень безработицы в Якутии (9.7%) близок к польскому и французскому. Безработица в Омской области (9.0%) находится на уровне Италии, Кировской области (8.0%) – Великобритании, Новосибирской области (7.3%) – Бельгии. В Нижегородской области безработица по методологии МОТ сравнима с исландской, а, например, Пермский край демонстрирует показатели безработицы, близкие к Мальте, Тверская область - к Германии, Республика Татарстан – к Нидерландам, Московская область –  к Австрии.

Самый низкий уровень безработицы – в Москве – 1.0%, Санкт-Петербурге – 1.4%, а также в Ленинградской области (3.1%). Очень близки к этим регионам по уровню безработицы показатели одной из самых благополучных стран мира Норвегии.

Информация о работе Виды безработицы и их социально-экономические последствия. Проблемы занятости России