Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение современных форм собственности.
Для реализации поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическое и юридическое содержание категории "собственность";
- исследовать виды и формы собственности;
- дать анализ реформированию отношений собственности в России.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СОБСТВЕННОСТИ
2. ТИПЫ И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ
3. РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
4. ТРАНСФОРМАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ
5. ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОБСТТВЕННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Занижение реальной цены основных фондов практически ничего не меняет в доходах и в имущественном статусе рядовых граждан. Однако это занижение обеспечивает солидные выгоды состоятельным приобретателям собственности, концентрирующим в своих руках контрольные пакеты акций, обеспечивающие реальную власть над собственностью. Итак, к 1 июля 1994 г. почти 50% легкой и пищевой промышленности составляют частный сектор экономики, а также строительство — 35%, автотранспорт — 42%, торговля (оптовая и розничная) — около 50%, общественное питание — 55%, бытовое обслуживание — 21%.
Второй этап приватизации в России — денежный. С 1 июля 1994 г. начался денежный этап приватизации в России. Основной задачей нового этапа являлось не наращивание темпов приватизации, а увеличение отдачи от нее для государственных бюджетов всех уровней. Результатом такой политики стало сокращение предложений продажи имущества и повышение цен на него. Итогом денежного приватизационного процесса стало резкое падение его количественных показателей, что позволяет говорить о некотором завершении процесса приватизации.
В результате денежного этапа приватизации в России удалось провести массовое распределение собственности в пользу действительно эффективных собственников — среднего класса. Реальным резервом формирования среднего класса в ближайшем будущем являются представители и малого бизнеса. Малый бизнес нуждается в активной поддержке со стороны органов государственной власти. Отсюда — система управления малым бизнесом должна быть активной. Необходимо, чтобы предпринимательская инициатива исходила не только от субъектов малого предпринимательства, но и от управленческих органов. Проведение такой политики и представляет собой действенную поддержку образования среднего класса.
Именно собственность является наиболее глубокой основой общественных отношений. От изменений в системе собственности зависят в конечном счете все прогрессивные изменения в области производства, распределения, обмена и потребления. Структура собственности, ее соответствие специфике конкретных отраслей национальной экономики во многом предопределяют эффективность ее функционирования.
Понятие «трансформация отношений собственности»
является достаточно емким. В переходной
экономике в самом общем виде оно охватывает:
- ряд преобразований, включающих правовое
и экономическое оформление институтов
собственности, отсутствующих в прежней
административно-командной (плановой)
системе;
- радикальное преобразование ранее существовавших
институтов собственности;
- экспансию отношений собственности
в сферы хозяйствования, где они существовали
чисто формально.
Процесс трансформации отношений собственности
в переходной экономике есть, прежде всего,
процесс экономического обоснования и
юридического оформления институтов частной
и публичной (т.е. государственной и муниципальной)
собственности. По сути - это процесс разгосударствления
экономики, который в наиболее полном
виде нашел отражение в процессе приватизации
государственного имущества.
Структуру разгосударствления собственности
можно определить через призму трех аспектов
собственности, о которых было упомянуто
выше.
Прежде всего, разгосударствление есть
процесс изменения форм собственности
(в переходной экономике происходит движение
от государственной собственности к многообразию
ее форм, причем в ходе приватизации движение
идет преимущественно от государственной
собственности к частной). Далее, разгосударствление
можно рассмотреть как перераспределение
прав собственности с их новой спецификацией
(расщепление единого права государственной
собственности на отдельные правомочия
с их закреплением за различными собственниками).
И, наконец, разгосударствление означает
изменение отношений социально-экономического
присвоения (переход от социалистического
характера присвоения к капиталистическому
и от общественно-регулируемой формы присвоения
к рыночно-конкурентной форме).
Одна из причин низкой результативности
экономических преобразований в России,
связанных с переходом к рыночной экономике,
заключена в недостаточно продуманном
и умелом проведении преобразований форм
и отношений собственности. Уже в начальной
стадии проведения российских экономических
реформ было ясно, что глубокие перемены
сложившихся и укоренившихся в советской
экономике собственнических структур
неизбежны, что без их трансформации не
проложить дорогу к рыночной экономике.
В ходе реформ
в России был взят курс на переход к системе,
сочетающей государственную, частную
и смешанную формы собственности. Это
полностью соотносится с курсом перехода
к рынку, поскольку, раз рынок предполагает
свободу производителей и коммерческой
деятельности, конкуренцию между производителями,
значит должна возникнуть и конкуренция
между различными формами собственности.
Отсюда вытекает основная цель трансформации
собственности в переходной экономике
- создание предпосылок для развития многообразия
форм собственности и хозяйствования
как основы высокоэффективной конкурентной
экономики. Переход от всеобъемлющей государственной
собственности к ее многообразию следует
рассматривать:
1. Как процесс снижения прямого государственного
контроля и управления экономикой с соответствующим
расширением прав предприятий в принятии
хозяйственных и иных решений;
2. Как преобразование предприятий, находящихся
в государственной собственности в предприятия
иных (негосударственных) форм собственности;
3. Как преобразование государственной
и коллективной собственности в персонифицированную
частную собственность.
Именно поэтому процесс трансформации
отношений собственности и приватизацию
как выражение этого процесса не стоит
сводить только к простому изменению юридической
формы собственности предприятия. Это
гораздо более сложный и растянутый во
времени процесс.
Приватизация в переходной экономике
- это составная часть комплексной программы
перехода к рынку. Все мероприятия должны
быть привязаны к финансовым, денежно-кредитным
мерам, совмещены с либерализацией цен
и созданием институциональной инфраструктуры
рынка.
Под приватизацией в России понимается
движение к частной собственности, то
есть в термин приватизация обычно включают
все, связанное с этим движением. Поэтому
часто возникает некоторая путаница. Например,
зачастую смешивают процессы акционирования
и приватизации, приравнивая их друг к
другу. Однако это совершенно различные
по своей экономической природе и последствиям
для экономики страны процессы.
Акционирование - это преобразование государственного
предприятия в акционерное общество, которое
не всегда и не обязательно ведет к переходу
предприятия из государственной собственности
в руки частных владельцев.
Приватизация же есть процесс передачи
предприятия целиком или его акций в собственность
физических лиц и негосударственных организаций,
то есть этот процесс изменяет отношения
собственности. При этом единого, общего
для всех определения приватизации в экономической
литературе не существует. Под приватизацией
может пониматься:
И так: приватизация означает полную
или частичную передачу права собственности
на капитал определенного государственного
предприятия акционерному обществу или
частному лицу. При этом приватизация
является не только экономическим, но
и политическим процессом.
В Российской приватизации
выделяют два этапа. Первый (преимущественно
ваучерный) пришелся на 1992 г. - первую половину
1994 г. Следует сказать, что ваучеризация
не смогла способствовать росту инвестиций.
С 1 июля 1994
г. осуществляется переход ко второму
этапу приватизации, который имел качественно
новый характер (с использованием приватизационных
чеков). В новом приватизационном этапе
заложены два ключевых принципа:
Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер.
На первом этапе приватизация была проведена
весьма поспешно. Это обусловило многие
ее недостатки, нарушения приватизационного
законодательства, злоупотребления и
другие негативные явления.
В настоящее время приватизация носит
постепенный и «точечный характер» в том
смысле, что в каждом конкретном случае
государственные органы стремятся выбирать
для этого объекты в порядке очередности
и народнохозяйственной целесообразности
в данный момент. При этом они пытаются
увязать ее с поиском «эффективного инвестора»,
в том числе или даже в первую очередь
иностранного (вообще речь идет об увязке
приватизации с привлечением иностранных
инвестиций, особенно прямых), который,
безусловно, обеспечил бы реальное накопление
капитала, модернизацию производственного
аппарата, увеличение или, по меньшей мере,
сохранение числа рабочих мест. К сожалению,
эти правильные новые ориентиры приватизации
пока еще слабо претворяются в жизнь.
В процессе формирования рыночных отношений
доля государственной собственности постепенно
сокращается, зато развиваются различные
формы индивидуальной и коллективной
собственности: индивидуальные предприятия,
товарищества с полной и с ограниченной
ответственностью, акционерные общества
открытого и закрытого типов, кооперативы,
ассоциации и др.
Отношения собственности буквально пронизывает все фазы хозяйственной деятельности. Собственность экономически реализуется, если она приносит доход владельцу, который позволяет не только окупать затраты, но и получать прибыль.
Говоря о собственности
как об экономических отношениях, надо
подчеркнуть то, что это отношения не субъекта
к объекту, а отношения между субъектами
по поводу того, кто владеет, кто пользуется,
распоряжается и управляет объектом собственности.
История развития отношений собственности
показывает, что тот класс и та социальная
группа, которая владеет средствами производства,
по существу определяет всю остальную
систему, поэтому всякое изменение экономических
отношений всегда предполагает, прежде
всего, изменение отношений собственности.
Кардинальные перемены в макроэкономике
выразились в том, что к концу XX века полностью
утрачено свойство классического капитализма
быть «чистым капитализмом» (участие государства
в национальной экономике).
В нашей стране идет переход к рыночной
экономике, вырабатываются специфические
для нас черты, а также проявляется общая
тенденция синтеза форм собственности.
При огромном значении смены владельцев и распорядителей государственной собственности переход от государственной формы к коллективной и частной, сам по себе еще не решает проблемы создания эффективной рыночной экономики. Необходимо, чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладали компетентностью, проявляли заинтересованность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, собственность — это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.
От собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.
Собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил.
Переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенного вытеснения всего того, что отмирает, и усиления господства того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.
Официальная статистика РФ выделяет следующие формы собственности: государственная (в том числе федеральная и субъектов Федерации), муниципальная, общественных объединений (организаций), частная, прочие (включая смешанную собственность).
Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе такого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа указанного переплетения — взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Виды и формы собственности. Трансформация отношений в России