Внешнеторговая деятельность России: структура, проблемы, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение внешнеторговой деятельности Российской Федерации.
Задачами данной работы является:
- оценить место и роль России в мировой торговле;
- изучить структуру внешней торговли России;
- определить проблемы внешней торговли России, а также найти пути их решения;
- рассмотреть торговые отношения России с такими странами как Китай и Германия;

Содержание

Введение 3
1. Особенности современного состояния внешней торговли России: структура, тенденции, проблемы. 4
1.1 Структура внешней торговли 4
1.2 Внешнеторговый баланс РФ 8
1.3 Проблемы и пути их решения 9
2. Внешнеторговая деятельность России с другими странами 12
2.1 Россия и Китай 12
2.2 Россия и Германия 17
3. Перспективы России во внешнеторговой деятельности 21
Заключение 28
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

внешнеторговая деятельность россии.docx

— 195.42 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. Перспективы России во внешнеторговой деятельности

Ориентация на мировой рынок  была и остается для России исключительно  выгодным экономическим направлением, что соответственно требует экспортной структуризации национальной экономики  более быстрыми темпами. Для обеспечения  этого процесса Правительством РФ определены стратегические цели и приоритетные направления развития внешнеэкономической  деятельности России:

  • развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли наукоемкой продукции;
  • создание механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамещения как на микроуровне, посредством налоговых льгот экспортерам и долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортного производства, так и на макроуровне – путем использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов и государственных инвестиций;
  • формирование современной производственной и финансово-экономической инфраструктуры внешнеэкономической деятельности;
  • устранение сохраняющейся дискриминации иностранных инвесторов и формирование институтов страхования от политического и экономического риска;
  • рационализация импорта в целях изменения структуры экономики и обеспечения процесса модернизации основных средств производства, направленного на укрепление экспортной базы страны (закупка комплексного оборудования и лицензий и др.) [2,28]

 

Рассматривая перспективы развития внешнеторговой деятельности России, следует учитывать как инерционные, так и некоторые новые факторы, определяющие развитие внешней торговли. Среди этих факторов можно выделить:

  • сохраняющуюся нестабильную мировую общехозяйственную и товарную конъюнктуру, имеющую перспективы улучшения, но одновременно несущую серьезные риски в своем развитии;
  • высокий удельный вес топливно-сырьевых товаров в структуре российского экспорта в страны дальнего зарубежья, что делает экономику страны особенно чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры;
  • прогрессирующее старение материально-технической базы и деградацию сферы НИОКР;
  • ухудшение конкурентных позиций России на некоторых традиционных рынках, в частности, в связи с расширением ЕС и сохраняющимися дискриминационными ограничениями в отношении отечественных товаров;
  • значительное увеличение физических объемов импорта в условиях устойчивого расширения внутреннего спроса, изменения структуры потребления в пользу импортной продукции, снижения средних контрактных цен и реального удорожания рубля.[15,46]

 
Перспективы развития внешней торговли России во многом определяются реализацией  того или иного сценария социально-экономического развития страны. Известны инерционный  и инновационный сценарии, последнему из которых отдается предпочтение. В случае реализации инновационного сценария страну ожидают гораздо  более благоприятные перспективы  развития внешнеторговой сферы.[15,47]

 

Формирование новой специализации  России на мировых товарных рынках требует радикальных структурных  преобразований во внешнеторговой сфере, а это может занять немало времени.

На начальном  этапе (до 2020 г) основу современного отечественного высокотехнологичного экспорта должны составить товарные позиции, которые  уже завоевали признание на мировом  рынке или близки к этому. Прежде всего, речь идет о продукции оборонной, атомной, авиакосмической отраслей и др. В дальнейшем номенклатура этих товарных позиций будет расширяться  за счет продукции, изготовленной по технологиям шестого технологического уклада [20, 287].

В таких сферах, как утилизация ядерных отходов, отдельные области информационных технологий (математическое моделирование, нейроинформатика) лазерная техника для медицинских и иных целей, газотурбинные двигатели нового поколения, гражданское судо- и авиастроение и др., у России имеются хорошие перспективы укрепления позиций на мировом рынке. Что касается новейших научно-технических направлений (нано- и биотехнологии, водородная энергетика и др.), то здесь страна фактически выступаете одинаковых стартовых позиций с развитыми государствами. В этом случае важную роль играет фактор времени и концентрация усилий и ресурсов на данных направлениях [12, 56].

Оценивая возможности увеличения российского высокотехнологичного экспорта, основанного на прошлых  технологических заделах, можно  заключить, что наша страна имеет  шансы уже к 2020 г. добиться некоторой  диверсификации экономики и экспорта, изменить свою специализацию на мировых  рынках. Вполне достижимой выглядит и  одна из целей Концепции долгосрочно  го социально-экономического развития России на период до 2020 гг. - довести  долю нашей страны на мировых рынках высокотехнологичных товаров и  услуг как минимум до 10% по четырем-шести  и более позициям.

Говоря о перспективах российской внешней торговли, нельзя не упомянуть о долгожданном вступлении России в ВТО. После вступления в  ВТО перед Россией открылись  огромные возможности дальнейшего  развития торговых отношений с разными  странами. Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Присоединение к  ВТО – это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся  практике правового и административного  регулирования международных экономических  отношений. [14,82]

Конкретными целями присоединения  для России можно считать следующие:

• Выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций с национальными партнерами и экспортерами

• Защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (правила сертификации и т. д.)

• Доступ к международному механизму разрешения торговых споров

• Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов

• Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли [18,37]

 

Сегодня идет много споров по поводу последствий вступления России в  ВТО. Российское общество раскололось, одни считают крайне необходимым вступление нашей страны в ВТО, другие же, напротив, считают это абсолютно неприемлемым. Причем у каждой стороны есть свои, достаточно весомые аргументы.

Из членства в ВТО  Россия может извлечь ряд преимуществ:

  • на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры.
  • вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России.
  • повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя.
  • членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий. [7, 25]

Есть и другая сторона  вступления в ВТО:

  1. либерализация  внешнеторгового режима, использование  принципов свободной торговли со странами-членами ВТО может отрицательно повлиять на развитие собственного производства, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.
  2. Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно.
  3. вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию.
  4. страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру
  5. наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы. [13,68]

К сожалению, теперь уже остается только ждать  итогов, ведь 22 августа 2012 года Россия официально является членом ВТО. Несмотря на то, что после вступления прошло чуть более 2-ух месяцев, эксперты Евразийской  экономической комиссии (ЕЭК) уже сделали первые выводы.

Снижение  ввозных пошлин в связи со вступлением  во Всемирную торговую организацию  не привело к резкому росту  импорта товаров из стран дальнего зарубежья в Россию в сентябре этого года. ЕЭК констатировала, что импорт в стоимостном выражении в сентябре, напротив, снизился на 10% по сравнению с августом. Сокращение коснулось большинства товаров, за исключением продовольствия и сырья для его производства. В частности, на 16% вырос импорт свинины, на 23% - импорт молочных продуктов, на 50% - импорт растительного масла. Рост импорта других продовольственных товаров оказался несущественным. По многим товарам, напротив, наблюдается сокращение ввоза, например по фруктам, рыбе.

Ввоз наземного транспорта в  сентябре снизился на треть, импорт легковых автомобилей упал более чем на 40%. Такое снижение стало прямым и косвенным следствием введения Россией с 1 сентября утилизационного сбора, в том числе «эффектом базы» августа, в течение которого импорт легковых автомобилей вырос более чем на 20%. На этом фоне зарубежные поставки судов и плавучих средств увеличились почти на треть при сохранении прежних тарифов.

Практически не изменились показатели импорта текстильных изделий  и обуви по сравнению с августом 2012 года.

Что касается ограничений поставки российских товаров за рубеж, то Минэкономразвития  отмечает, что этих ограничений все  еще десятки.  Максимальное количество ограничительных мер действует в ЕС, на Украине, в США и Белоруссии. Более половины всех действующих антидемпинговых мер введены в отношении импорта российских черных металлов и изделий из них. Второе место занимают минеральные удобрения.

До недавнего момента в отношении российских товаров действовало почти 100 различных ограничений, сегодня их насчитывается 73. После вступления в ВТО у России появился аргумент, к которому можно апеллировать, а именно: соответствуют или не соответствуют те или иные барьеры для российской продукции правилам ВТО. Во втором случае появляется обоснование для требований отмены ограничений, как говорят аналитики. [27]

 

 

 

 

 

 

Заключение

В последнее время российская экономика приобрела ярко выраженную внешнеторговую ориентацию, где экспорт в отдельные годы достигал свыше 40 % (в 2011 г. - 27,8 % ВВП), а за счет импорта формировалось около 50 % ресурсов розничного товарооборота [10, 22].

Рекордные количественные показатели экспортно-импортной деятельности, достигнутые в последние годы, нельзя рассматривать как однозначно положительные, поскольку сохраняются  негативные моменты, связанные с  внешней торговлей, а некоторые  из них даже усилились. Качественные, структурные параметры интеграции национальной экономики страны в  мировое хозяйство далеки от оптимальных. Кроме того, внешняя торговля по-прежнему выступает главным источником несанкционированного оттока капитала за рубеж.

Товарная структура  отечественного экспорта под влиянием благоприятной конъюнктуры на рынках энергоносителей и ряда других вывозимых  Россией сырьевых товаров и полуфабрикатов в последние годы приобрела еще  более ярко выраженный топливно-сырьевой характер [13, 53].В то время как экспорт сырья занимает львиную долю в общем объеме российского экспорта, экспорт продукции обрабатывающей промышленности (прежде всего машин, оборудования и транспортных средств) остается крайне незначительным, причем наблюдается тенденция снижения его удельного веса. 

Несмотря на повышение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы, по их доле в ВВП Россия по-прежнему заметно отстает от развитых и  ряда развивающихся стран мира. Причем с учетом разницы в размерах ВВП  абсолютное отставание гораздо внушительнее.

Таким образом, современные  тенденции в российском экспорте вступают в растущее противоречие с  общемировыми, характеризующимися опережающим  расширением торговли наукоемкой продукцией. В долгосрочном плане сырьевая ориентация экономики, как доказывает известный  американский экономист М. Портер, является ловушкой, подрывающей возможности  инновационного развития и обрекающей страну на роль сырьевого придатка [20, 19].

Важно добиться того, чтобы российские товаропроизводители научились выпускать готовую продукцию, пользующуюся устойчивым спросом на внутреннем и внешнем рынках. Именно от этого во многом будет зависеть темпы роста и товарного наполнения экспортных поставок, структура и объёмы импорта, включая его рационализацию за счёт развития импортозамещающих производств.

Качественное состояние внешней  торговли обусловлено главным образом  тем, что экономика страны находится на стадии развития конкуренции, базирующейся на факторах производства. В этой связи России жизненно необходимо расширять источники конкурентных преимуществ, включив в их число инвестиции и инновации. Для того, чтобы наша страна, сохраняя экспорт, могла предложить на внешних рынках более широкий спектр готовой продукции, а также рационализировать импорт, требуется   модернизировать  и диверсифицировать экономику, обновить её технологический базис которой стремительно устаревает морально и физически. Располагая такими фондами, вряд ли можно выпускать конкурентоспособную продукцию.

Информация о работе Внешнеторговая деятельность России: структура, проблемы, перспективы