Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:33, реферат
Внешнеторговая политика: понятие и виды
Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли
Классификация и функции таможенные пошлин
Нетарифное регулирование внешней торговли
Внешнеторговая политика РФ
Преимущества и недостатки политики протекционизма
Тема 5. Внешнеторговая политика государства
4. Нетарифное регулирование внешней торговли
Нетарифные ограничения – комплекс мер, которые препятствуют проникновению иностранных товаров на национальную территорию данной страны.
Нетарифные методы регулирования имеют ряд преимуществ по сравнению с тарифными методами. Основа преимущества – ограниченная возможность тарифного регулирования, однообразность данной системы. Система же нетарифных барьеров достаточно разветвлена, благодаря чему достигается большая эффективность.
Среди них наибольшее распространение получили меры, направленные на количественные ограничения внешнеторговых операций – квотирование и лицензирование.
ООН выделяет следующие виды нетарифных методов регулирования внешней торговли:
1) методы, направленные на прямое ограничение импорта в целях защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, добровольные ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т.д. Это самый многочисленный вид.
2) методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.
3) методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие которых ведет именно к этому результату.
Существует несколько типов нетарифных ограничений:
1. Количественные ограничения импорта и экспорта.
а) контингентирование (квоты) — регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения ввоза/вывоза иностранных или отечественных товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени.
Эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров или валютных ценностей.
Эмбарго — государственное запрещение на экспорт / импорт определенного вида товаров (ценностей, золота, ценных бумаг, валюты) независимо от места назначения, в отношении отдельных видов товаров, поставляемых в конкретные страны, или в отношении всех товаров, поставляемых в определенные страны.
Хотя эмбарго обычно вводится в политических целях, последствия могут быть по существу экономическими. Например, США ввели эмбарго на торговлю с Никарагуа в 1984-1990 гг. из-за политической вражды с Сандинистской партией, находившейся у власти. Но для Никарагуа последствия оказались экономическими: Никарагуа испытывала трудности со снабжением, особенно с поставками запчастей для техники, произведенной в США, и не могла сбывать урожай бананов в США, как раньше.
В мировой практике устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию. Разрешаются квоты на сельскохозяйственную продукцию и некоторые другие товары (например, текстиль, иногда готовую продукцию, если неограниченный ввоз иностранных товаров может нанести ущерб национальным отраслям).
По направлению своего действия квоты делятся на экспортные и импортные.
Экспортные квоты вводятся или на основе международных стабилизационных соглашений, которые определяют долю каждой страны в общем экспорте какого-то товара, или правительством страны для обеспечения отечественных потребителей достаточными запасами товаров по низким ценам, для предупреждения истощения природных ресурсов, а также для повышения цен на экспорт путем ограничения поставок на зарубежные рынки. Подобные ограничения посредством соглашений по различным видам товаров позволили квотировать странам-производителям такие товары, как кофе и нефть, в результате чего цены на эти продукты возросли в странах-импортерах.
Импортные квоты не обязательно предназначены для защиты отечественных производителей. Япония, например, сохраняет квотирование на многие сельскохозяйственные продукты, в ней не производящиеся. Квотирование импорта служит средством воздействия при ведении переговоров по сбыту японской экспортной продукции, а также позволяет избегать чрезмерной зависимости от любой иной страны в отношении необходимых продуктов питания, запасы которых могут сократиться в случае плохих климатических или политических условий. США, например, используют квоту в 5,7 млн. л. Молока и сметаны из Новой Зеландии, в 104 тыс. кг. на импорт мороженного из Нидерландов, в 3,4 млн. кг. на импорт сыра из Швейцарии.
Квоты также делятся на:
— глобальные — на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который можно импортировать/ экспортировать вне зависимости от страны импортера/экспортера. Используется редко, поскольку существует опасность потерять рынки импортеров;
— индивидуальные — устанавливается в рамках глобальной квоты; существует распределение,
учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних соглашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т. е. вводятся на определенный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Экономические последствия — ограничение предложения, увеличение роста доходов национального производителя.
Проблемы возникают при распределении квот между странами, т.к. необходимо гарантировать, чтобы товары из одной страны не переправлялись с нарушением установленной в ней квоты во вторую страну. Такая ситуация возникла, когда США выдвинули обвинение, что одежда китайского производства нелегально поступала на таможню США как одежда, изготовленная в Макао.
б) лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом регулирования. Тогда, в первом случае — это всего лишь документ, который подтверждает право ввоза/вывоза товара в пределах получения какой-либо квоты; во втором случае существует определенный ряд форм лицензирования:
- индивидуальная (разовая) лицензия — разовое разрешение на импорт/экспорт товара. Разрешается экспорт/импорт определенного товара определенному импортеру (экспортеру) с указанием количества товара, его стоимости, страны происхождения (назначения), а в ряде случаев и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен ввоз / вывоз товара. Выдается государственным органом власти импортеру/экспортеру, является именной (указано юридическое лицо);
- генеральная лицензия — постоянно действующее разрешение на импорт/экспорт товара, включенного в списки, без ограничений, как по количеству, так и по времени; лицензия является безличной;
- автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое предпринимателю на проведение экспортных / импортных операций немедленно после поступления от него заявки, которая при этом не может быть отклонена государственным органом (упрощённая форма получения лицензии).
Квотная рента — специфический доход при введении квоты, проистекающий из искусственного повышения цены. Его получает обладатель права ввоза товара на внутренний рынок. Ее получателями могут быть различные субъекты в зависимости от порядка предоставления лицензии:
- аукцион — продажа лицензий на конкурсной основе (цена, как правило, равна квотной ренте,
идет государству);
- бесплатная передача — рента идет национальному субъекту — импортеру;
- передача лицензии стране-производителю – добровольное количественное ограничение экспорта, принятое в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении льгот.
Сходство в применение квот и тарифов состоит в том, что:
цена на импортные товары возрастает;
доходы национальных производителей возрастают.
Различие — в случае введения тарифа импортер не ограничен количеством ввозимого товара, т. е. мерилом для него является экономическая целесообразность ввоза товаров.
в) «добровольное» ограничение экспорта
В последние десятилетия широкое распространение получила практика заключения соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен, которые навязываются ведущими западными государствами более слабым в экономическом и политическом отношении экспортерам. Соглашение о «добровольном» ограничении экспорта представляет собой навязанное экспортеру под угрозой санкций обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую страну. Аналогично установление минимальной импортной цены должно строго соблюдаться экспортирующими фирмами при заключении контрактов с импортерами страны, установившей такие цены. В случае снижения экспортной цены ниже минимального уровня импортирующая цена вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может привести к уходу с рынка.
К настоящему времени заключено свыше 100 соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен. Эти соглашения затрагивают торговлю продукцией текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, молочными продуктами, бытовой электроникой, легковыми автомобилями, металлообрабатывающими станками и т.д. главным образом из Японии и НИС в США и страны ЕС.
2. Государственные субсидии и финансовые льготы.
Субсидии — денежная выплата правительством национальным производителям с целью их поддержки и дискриминации импорта.
Субсидии по характеру выплат делятся на:
прямые — непосредственные выплаты экспортеру после совершения им операции в размере разницы издержек и полученного им дохода (дотации производителю при выходе на внешний рынок). Запрещены ВТО, поскольку их применение достаточно очевидно для торговых партнеров и может вызвать ответные меры;
косвенные (скрытые) — предоставление экспортерам льгот по уплате налогов, возврат импортных пошлин, льготные условия страхования, помощь в структурной перестройке и т. д.
Субсидии предоставляются как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям экспортных товаров.
Экспортные субсидии — нетарифный метод регулирования, представляющий бюджетные выплаты экспортерам, дающий им возможность продавать товар на иностранном рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.
2. Импортный депозит — своеобразный залог в денежной форме, который импортер должен внести в банк перед закупкой партии иностранного товара. Размер этого залога, срок, валюта фиксируются в каждом государстве законодательно. Это своеобразный кредит, который импортер государству, но не получает за него проценты; через некоторое время средства возвращаются импортеру, в итоге издержки импортера растут.
3. Государственная система размещения заказов — покупка государственными предприятиями товаров, произведенных национальными производителями, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.
4. Валютное регулирование:
внешние валютные ограничения (например, клиринг — торговля между странами на основе взаимозачетов);
ограничения, связанные с приобретением и продажей валюты;
механизм дифференцирования валютных коэффициентов (установление различного курса для определенных торговых сделок);
девальвация — понижение курса национальной валюты;
ревальвация — повышение курса национальной валюты.
6. Технические барьеры — ограничения, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и другие нормы и правила построены так, чтобы создать барьер на пути иностранного товара (например, стандарты, аттестация, проверка качества товара и т. д.)
Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким образом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался бы сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения. Например, автомобилестроительные фирмы «большой тройки» предложили законопроект об экономии горючего, требующий от каждого автомобилестроителя увеличения экономии, усредненной по всем моделям, на одинаковую процентную долю. Такое предложение в случае его принятия было бы обременительным для японских производителей, у которых средняя величина экономии горючего уже намного превосходила показатели моделей «большой тройки».
Среди методов нетарифного регулирования следует упомянуть административно-