Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:35, контрольная работа
Производство как объект изучения экономической теории представляет собой общественный процесс создания экономических благ или процесс приспособления предметов и сил природы для удовлетворения потребностей людей. Исследуя производственную жизнь общества, экономическая теория рассматривает ее как единую целостную систему, которая имеет внешнюю и внутреннюю структуру.
С точки зрения внутреннего устройства производство имеет две взаимосвязанные стороны: отношение людей к природе и взаимоотношения людей между собой. Одна сторона отражает материальное содержание процесса производства и образует производительные силы общества. Другая – отражает общественные связи людей в производстве и образует производственные отношения. Производительные силы и производственные отношения в своем единстве образуют общественный способ производства, который выражает экономический строй общества.
1. Внутренняя структура производства. Производительные силы и производственные отношения.
2. Рыночная цена. Законы спроса и предложения. Равновесная цена.
Вопрос 1. Внутренняя структура производства. Производительные силы и производственные отношения.
Производство как объект изучения экономической теории представляет собой общественный процесс создания экономических благ или процесс приспособления предметов и сил природы для удовлетворения потребностей людей. Исследуя производственную жизнь общества, экономическая теория рассматривает ее как единую целостную систему, которая имеет внешнюю и внутреннюю структуру.
С точки зрения внутреннего устройства производство имеет две взаимосвязанные стороны: отношение людей к природе и взаимоотношения людей между собой. Одна сторона отражает материальное содержание процесса производства и образует производительные силы общества. Другая – отражает общественные связи людей в производстве и образует производственные отношения. Производительные силы и производственные отношения в своем единстве образуют общественный способ производства, который выражает экономический строй общества.
Каждому этапу развития общества соответствует определенный способ производства. Способ производства определяется как слагаемое производительных сил и производственных отношений. Рассмотрим структуру производительных сил. Основными элементами в структуре производительных сил во все исторические эпохи выступают "простые моменты процесса труда", а именно: "целесообразная деятельность, или самый труд, предмет труда и средства труда". Основу всей системы производительных сил образует живое взаимодействие этих моментов в процессе самого производства.
Труд это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он видоизменяет и приспособляет предметы природы для удовлетворения своих потребностей.
Предметом труда является всё то, на что направлен труд человека. Средствами труда мы называем все те вещи, при помощи которых человек воздействует на предмет своего труда и видоизменяет его. Предметы труда и средства труда образуют вместе средства производства. Таким образом, средства производства представляют собой важную составную часть производительных сил, а именно их вещественно-энергетическую часть. Так же необходимо учитывать при оценке исторического развития производительных сил то, что взаимодействие средств производства в процессе производства становится производительной силой только благодаря целесообразной трудовой деятельности человека.
Материализмом открыт всеобщий закон развития материального производства - закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Это положение помогает понять развитие общества как объективный, естественно - исторический процесс, увидеть те производственные социально - экономические механизмы, которые лежат в основе научно-технического и общественного прогресса в целом. Основной материалистический тезис, выражающий его сущность состоит в том, что "в общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных, производительных сил". Производственные силы и производственные отношения составляют способ производства материальной жизни, который обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.
Производственные отношения всегда выступают как социально - экономическая форма развития производительных сил. Каждому уровню развития производительных сил исторически соответствует только своя социально-экономическая форма существования и развития, которой и являются соответствующие этим производительным силам производственные отношения.
Порожденные реально существующими производительными силами, производственные отношения призваны укреплять и прогрессивно развивать породившие их производительные силы. Однако, возникнув в соответствии с потребностями производительных сил как социально-экономическая форма их существования и поступательного развития, утвердившиеся производственные отношения, т.е. отношения собственности, обмена и распределения, обычно отстают от развития производительных сил, которые непрерывно развиваются и совершенствуются в результате разделения труда, технического прогресса. Создается ситуация, когда из фактора развития производительных сил производственные отношениям становятся их оковами. Тогда между производительными силами и производственными отношениями возникает и нарастает конфликт, означающий, что в обществе созрела потребность в обновлении производственных отношений. Это противоречие трактуется как экономическая основа социальной революции.
История человечества с исчерпывающей полнотой доказывает жизненность закона соответствия, под его непосредственным влиянием происходит развитие общества в целом. Родоплеменной строй с его общим трудом и относительным равенством в распределении средств жизнеобеспечения в то время был единственно возможной общественной системой, способной гарантировать выживание и развитие в условиях примитивных средств труда. В рамках первобытного коллектива люди производили средства своего труда и воспроизводили сам коллектив с его системой связей и отношений. Средства к существованию брались готовыми от природы: добывались с помощью охоты, рыболовства, собирательства. Это была так называемая присваивающая экономика. Низкий, рутинный уровень производства обуславливал первобытно-коллективный образ жизни людей.
Вопрос 2.Рыночная цена. Законы спроса и предложения. Равновесная цена.
Рыночная цена - эта фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг встречаются неодинаковые виды цен. Их можно классифицировать на определенные основные группы.
1. С учетом способов регулирования выделяются такие виды цен.
Свободные цены. Они зависят от состояния рынка и устанавливаются без государственного вмешательства, на основе свободной, договоренности продавца и покупателя.
Договорные, или контрактные, цены. Участники рынка устанавливают их по взаимному согласию до момента купли-продажи товара. В договоре могут указываться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений.
Регулируемые цены. Для отдельных групп товаров государство устанавливает верхний предел цен, превышать который запрещено. В условиях рыночной экономики такое ценообразование касается жизненно важных товаров и услуг (стратегического сырья, энергоносителей, общественного транспорта, потребительских продуктов первой необходимости).
Государственные твердо установленные цены. Государственные органы фиксируют такие цены в плановых и иных документах. Ни производители, ни продавцы не имеют права их изменять.
2. В зависимости от форм и сфер торговли выделяются следующие виды цен.
Оптовые, по которым большие массы товаров реализуются в оптовой торговле. В нашей стране по таким ценам предприятия-производители сбывают свою продукцию иным предприятиям или торговым посредникам.
Розничные, по которым в розничной торговле продукты продаются потребителям.
Тарифы на услуги - цены (расценки), устанавливающие уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг за пользование телефоном, радио и др.
3. Биржевые и аукционные цены образуются на разных конкретных формах рынков, относящихся к типу свободного рынка. Об их характере и способах образования подробно поговорим в дальнейшем.
4. Цены мирового рынка - цены, которые: а) фактически установились на товары данной группы на всемирном рынке и б) признаны организациями, ведающими международной торговлей, на определенный период.
Кстати, в странах с открытой рыночной экономикой знание мировых цен имеет очень важное значение для правильной ориентации в хозяйственной деятельности производителей товаров, торговых посредников и покупателей. Изменение цен на мировом рынке сильно влияет на внутренние цены в той или иной стране. В еще большей мере уровень мировых цен определяет выгодность или убыточность внешней торговли.
Закон спроса
Спрос - это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. На спрос воздействует ряд рыночных факторов, например доходы покупателей, их вкусы и предпочтения. Рассмотрим пока только количественную зависимость спроса от уровня цен. Предположим, на каком-то местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет повышаться так, как показано в шкале спроса (табл. 1).
Таблица 1. Шкала спроса.
Цена 1 кг яблок, руб. | Покупатели готовы купить, т.
|
2 | 25 |
5 | 15 |
8 | 9 |
10 | 6 |
15 | 4 |
20 | 2 |
Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить зависимость спроса от цены.
Такая количественная зависимость представлена в виде графика (рис. 1). Здесь взят тот же условный пример о продаже яблок на местном рынке. На оси ординат отложены цены на яблоки. На оси абсцисс указано количество яблок, на которое предъявлен спрос. Кривая C1-C2 на графике показывает: при повышении цены платежеспособная потребность людей сокращается и, наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.
Степень количественного изменения спроса в ответ на динамику цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса ("чувствительность" его объема) в зависимости от цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Kg):
к == Рост объема спроса (в %) / Снижение цен (в %)
Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки. В США опытным путем были получены такие оценки эластичности по цене (за долгосрочный период, со знаком "минус"): канцелярские принадлежности - 0,6, бензин- 1,5, жилье- 1,9, кино- 3,9.
Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен. Знание коэффициента эластичности спроса имеет важное значение для прогнозирования объема спроса населения при изменении уровня рыночных цен.
Закон предложения
Предложение - это сумма товаров, которые продавцы готовы продать при разной динамике рыночной цены.
Предположим, что на каком-то местном рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок будет возрастать. Это иллюстрируется на условном примере в шкале предложения (табл. 2).
Таблица 2 Шкала Предложения
Цена 1 кг яблок, руб.
| Продавцы готовы продать, т. |
20 | 25 |
15 | 15 |
13 | 9 |
10 | 6 |
8 | 4 |
5 | 2 |
Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают зависимость предложения от цены.
Закон предложения характеризует следующую функциональную зависимость предложения (П) от цены: П = F(U). Чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение.
Данная взаимосвязь наглядно представлена на графике (рис. 2). Ее иллюстрирует опять же пример с продажей яблок. По оси ординат отложены цены на яблоки, а по оси абсцисс - количество яблок, которое продавцы готовы продать. Кривая П1-П2 на графике показывает, как с ростом цены производители увеличивают объем продажи, и, наоборот, предложение с их стороны уменьшается при снижении цены.
Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Кд):
Предложение (по цене) бывает эластичное и неэластичное. Это различие особенно важно для производителей продукции, которые заранее прогнозируют степень эластичности новых изделий.
Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Как показывает опыт западных стран, коэффициент эластичности предложения - при условии равновесия цен и за длительный период - имеет тенденцию к возрастанию (то есть рост цен на определенную величину в несколько большей степени вызывает увеличение производства).
Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику). К тому же предложение более инертно (по сравнению со спросом). Ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения количества выпускаемых товаров. Стало быть, знание динамики коэффициента эластичности предложения полезно для прогнозирования объема производства в зависимости от изменения цен.
Таким образом, нам стала известна прямая зависимость спроса и предложения от рыночной цены. Эта зависимость проявляется в регулирующем воздействии цены на соотношение спроса и предложения, а стало быть, на экономическое положение продавцов и покупателей. Нами обнаружены два варианта такого регулирования, при которых одна сторона рыночной сделки выигрывает, а другая - проигрывает.