Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 14:40, курсовая работа
Краткое описание
Цель данной работы — показать тот путь, который прошла экономическая наука, исследовать развитие взглядов на основные экономические проблемы общества и трактовки базовых экономических категорий. В ней сделана попытка не только представить различные экономические школы в их исторической последовательности, но и показать их взаимозависимость и взаимовлияние, полнее выявить связи прошлого с настоящим и перекинуть мосты к актуальным вопросам современности. Определенное внимание в курсовой работе уделено и развитию русской экономической мысли, при этом акцент делается на специфике последней, на том, что отличает ее от западноевропейской экономической науки.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….2 1. Предпосылки формирования экономической теории как самостоятельной научной дисциплины…………………………………………………………………………………...3 2. Меркантилизм как первая экономическая школа…………………………………………...5 3. Возникновение классической политической экономии в Англии и во Франции…….…11 3.1. Исторические условия возникновения и общая характеристика классической политической экономии…………………………………………………………………...11 3.2.Экономическая теория У. Петти………………………………………………………..13 3.3.Экономические взгляды. П. Буагильбера……………………………………………...16 4. Экономическое учение физиократов……………………………………………………….18 5.Экономический либерализм…………………………………………………………………21 6. Трудовая теория стоимости…………………………………………………………………25 6.1.Теория Уильяма Петти………………………………………………………………….25 6.2.Теория Адама Смита……………………………………………………………………28 6.3. Теория Давида Рикардо………………………………………………………………..31 7. Экономическая теория и методология марксизма………………………………………...33 8. Методология неоклассического анализа как основа современной теории рынка. Маржинализм………………………………………………………………………………..41 9. Кейнсианство как направление макроэкономической теории……………………………48 9.1. Теория эффективного спроса…………………………………………………………..48 9.2. Теория занятости и безработицы………………………………………………………53 9.3. Цена и инфляция в теории Дж. Кейнса………………………………………………..56 9.4. Экономическая программа Дж. Кейнса……………………………………………….57 10. Институционально-социологическое направление экономической науки…………..…60 11. Развитие экономической теории в России………………………………………………..65 Заключение……………………………………………………………………………………...82 Библиографический список……………………………………………………………………83
Либерализм выступал за развитие
личной инициативы, свободу торговли,
свободное ценообразование и оплату труда,
которые складываются в процессе конкуренции
между товаропроизводителями на рынке.
Традиционно перволиберальные идеи возводят
к эпохе античности, в частности, к учению
Сократа об истине и его взглядам на справедливое
государство. Позднее римские стоики развивали
идею об универсальной природе человека,
а их этическое учение о внутренней духовной
свободе личности и естественном праве
вновь привлекло внимание многих философов
и политических мыслителей XVII–XVIII вв. В
XVI в. критические философские взгляды
Декарта, Мильтона и Спинозы на государство,
на человека как существо социальное и
рациональное, на религию, право и т.д.
предопределили характер развития либеральных
идей в Европе.
Немаловажную роль сыграло
протестантско-реформаторское движение,
выступившее с требованием свободы вероисповедания.
Религиозное мировоззрение стало ослабевать
в последовавший век расцвета знаний и
научно-технических открытий, которые
были положены в основу развития капиталистического
производства. Буржуазные революции в
Англии и Франции XVII–XVIII вв. привели к разрушению
феодальных отношений, падению абсолютизма
и ограничению привилегий аристократии,
а также к появлению нового торгово-промышленного
слоя – буржуазии.
С возникновением этого социального
слоя начинается период развития капитализма,
которому и в идеологии, и в экономике,
и в политике соответствует определенная
система ценностей, воплотившаяся в либерализме.
Последний видел в государстве потенциальную
угрозу свободе индивида в обществе. Идеи
античных мыслителей и их последователей
о естественных правах индивида, о правовом
государстве – конституционном правлении,
основанном на разделении исполнительной,
законодательной и судебной власти, неотъемлемых
правах человека на свободу слова, вероисповедания,
объединения в политические организации
составили политическое кредо либерализма.
Главным принципом либерализма
является не абсолютная свобода вообще
(ни одна форма правления не допускает
абсолютной свободы, – писал Дж. Локк),
а максимальная свобода мыслить, исповедовать
любую религию, высказывать и обсуждать
личные взгляды, организовываться в партии,
заниматься предпринимательской деятельностью,
продавать товары (в том числе собственный
труд) и получать вознаграждение, выбирать
себе правителей, а также новую форму государственного
устройства, если наличная противоречит
свободному развитию общества.
Согласно взглядам Локка и Руссо,
человек обладает естественным правом
на максимальную свободу, и государство
обязано ее защищать, в равной мере как
люди вправе защищать свою свободу от
государства. Последовательными сторонниками
подобных взглядов являлись Д. Юм, И. Кант,
Т. Джефферсон, Б. Франклин, Ш. Монтескье,
П. Кондорсе и др. Идеи естественного права
нашли свое отражение в американской Декларации
независимости (1776), во французской Декларации
прав человека и гражданина (1789), а также
во Всеобщей декларации прав человека.
Исторически идея свободы связана
с отношениями людей к собственности,
которая определяет их социальное положение
и размеры получаемых ими социальных благ.
Моральная дилемма отношения индивидов
к социальным благам, которую пытались
решить философы и просветители, была
впервые осмыслена в контексте современного
ему общества А. Смитом. Он считал, что система,
основанная на естественной свободе индивида,
свободе рынка и конкуренции ведет к благосостоянию
народа. В свободной конкуренции корыстолюбивых
индивидов он видит источник экономического
роста, социального порядка и общественного
блага. Индивидуализм ведет не к хаосу,
а к порядку и процветанию.
Д. Рикардо (1772–1823) увидел в накоплении
капитала пружину экономического роста.
Экономическая политика должна быть направлена
на то, чтобы облегчить и способствовать
такому накоплению. Он был убежден, что
экономическая свобода содействует получению
максимальных прибылей, которые могут
стать основным источником инвестируемого
капитала.
Предпринимательство ведет
к максимальному экономическому росту,
ибо прибыль составляет основу накоплений,
которые необходимы государству для развития.
В «Трактате по политической экономии»
(1803) Ж.Б. Сэйем был сформулирован закон
рынка, согласно которому в экономике
не может быть дефицита и избытка товаров.
Если в одной отрасли экономики возникает
перепроизводство, а в других недопроизводство,
то падение цен в одних отраслях и увеличение
в других заставляет предпринимателей
искать способы к исправлению положения.
Люди производят товары для обмена. Таким
образом, само производство порождает
спрос и не может не удовлетворять его.
И. Бентам, С. Милль и др. были сторонниками
создания социальной системы, основанной
на демократических принципах правления
большинства.
По мнению Бентама и его последователей,
такая социальная система способна максимально
увеличить всеобщее благосостояние и
распределить его по возможности справедливее.
Утилитаристская философия Бентама значительно
отличается от классических либеральных
взглядов XVIII в., провозглашавших свободу
индивида как конечную цель общественной
политики. Он увидел возможности потенциального
конфликта в идее, что только деятельность
индивида может способствовать благосостоянию.
Возможно, например, что действия преследующего
личные цели человека может повредить
другому и таким образом ограничить его
свободу. К тому же, человеческое общество
организовано созданными самими же людьми
социальными институтами. Сознательная
деятельность людей может способствовать
и появлению социальных форм, которые
позволят им жить справедливее. Таким
образом, классический либерализм через
утилитаризм Бентама допускает вмешательство
государства в общественную жизнь ради
социального блага.
Экономический либерализм выступает
за свободу предпринимательской деятельности,
право частной собственности, право на
наследство, свободную конкуренцию и невмешательство
государства в экономическую деятельность
индивидов. Главную задачу государства
он видит в том, чтобы оно не препятствовало
развитию инициативы и предприимчивости
субъектов экономической деятельности,
а помогало им. Государство не должно посягать
на экономическую свободу, а поддерживать
тех, кто взял на себя ответственность
и риск за собственное дело. Угрозы, ограничения
и жесткие законы еще никогда не способствовали
эффективному развитию экономики, а приводили
к противоположному результату.
Если ограничена свобода индивидов
в праве выбора рода деятельности, в праве
создавать промышленные или коммерческие
предприятия, едва ли можно говорить о
либеральной экономике вообще. Либерализм
стремится максимально ограничить вмешательство
государства в экономику и видит основными
субъектами экономической жизни частные
лица.
Таким образом, вмешательство
государства в экономику должно ограничиваться
уважением законов функционирования капитализма.
Либерализм является осознанной альтернативой
авторитарным и тоталитарным взглядам
на государство и его роль в экономической
и политической жизни общества. Либерализм
противостоит социализму, полагая, что
любое вмешательство в экономическую
деятельность индивидуума противоречит
принципу свободной конкуренции. По мнению
либерального философа Филиппа Немо, «социальная
справедливость глубоко аморальна».
Либерализм является одной
из так называемых «базовых идеологий»,
имеющих за собой традицию и продолжающих
«работать» сегодня. В то же время современный
либерализм подвергается острой критике
со стороны как консервативных кругов,
так и со стороны леворадикальных политических
сил.
Трудовая теория
стоимости.
6.1. Теория Ульяма
Петти.
Уильяма Петти можно считать
основателем трудовой теории стоимости.
Самым важным экономическим сочинением
Петти считается “Трактат о налогах и
сборах”.
Петти в полной мере был открыт для науки
лишь Марксом. Только Маркс, по-новому
осветив всю историю политической экономии
своим материалистическим и классовым
анализом, показал подлинное место, которое
занимает в ней гениальный англичанин.
Петти – родоначальник буржуазной классовой
политической экономии, которая перешла
к анализу внутренних закономерностей
капиталистического способа производства,
к поискам закона его движения.
Через 200 лет Карл Маркс писал
о “Трактате”: “В рассматриваемом нами
произведении Петти по сути дела определяет
стоимость товаров сравнительным количеством
содержащегося в них труда. В свою очередь,
“от определения стоимости зависит и
определение прибавочной стоимости”.
В этих словах Маркса в самой сжатой форме
выражена суть научного достижения английского
мыслителя.
Приведем один известный пример
из “Трактата” Петти. “Предположим, что
некто занимается производством зерна.
Часть произведенного им продукта вновь
пойдет на семена, часть будет потрачена
на удовлетворение им собственных потребностей
(в том числе путем обмена), а остаток хлеба
составляет единственную и истинную земельную
ренту”. Здесь намечено деление продукта
и его стоимости на три основные части:
1) часть, представляющую возмещение затраченных
средств производства, в данном случае
семя; 2) часть, необходимую для поддержания
жизни работника и его семьи, и 3) избыток
или чистый доход. Эта последняя часть
соответствует введенным Марксом понятием
прибавочного продукта и прибавочной
стоимости.
Любопытно, что в составе издержек
средств производства Петти опускает
другие затраты, помимо семян: навоз, износ
лошади, плуга, серпа т. п. Эти затраты не
возмещаются зерном в натуре (поэтому
Петти, возможно, не учитывает их), но должны
быть возмещены по стоимости. Скажем, через
10 лет пахарю потребуется новая лошадь.
Из каждого годового урожая он должен
удерживать какую-то часть стоимости для
последующей покупки этой лошади.
Заметим также, что здесь речь
идет о производстве без наемного труда.
Отчасти это можно объяснить тем, что Петти
стремится сделать свою “модель”, возможно,
более простой и наглядной. Но вернее всего
то, что простое товарное производство
(на своей земле, своими орудиями и без
найма рабочих) в его времена имело большое
значение, преобладая над капиталистически
организованным хозяйством.
Далее Петти ставит вопрос:
“…какому количеству английских денег
может равняться по своей стоимости этот
хлеб или эта рента? Я отвечаю: такому количеству
денег, которое в течение одинакового
времени приобретает за вычетом своих
издержек производства кто-нибудь другой,
если он всецело отдается производству
денег, т. е. предположим, что кто-нибудь
другой отправляется в страну серебра,
добывая там этот металл, очищает его,
доставляет его на место производства
хлеба первым, чеканит тут из этого серебра
монету и т. д. Предположим далее, что этот
индивидуум в течение того времени, которое
он посвящает добыванию серебра, приобретает
также средства, нужные для своего пропитания,
одежды и т. д. Тогда серебро одного должно
быть равно по стоимости хлебу другого;
если первого имеется, например 20 унций,
а последнего 20 бушелей, то унция серебра
будет представлять собой цену бушеля
хлеба”
Очевидно, что приравнивание
по стоимости частей зерна и серебра, представляющих
собой прибавочный продукт, равносильно
приравниванию всего валового продукта.
Ведь эти последние 20 бушелей зерна ничем
не отличаются от остальных, скажем 30 бушелей,
которые возмещают семена и составляют
пропитание земледельца. Это же относится
и к 20 унциям серебра, о которых выше идет
речь. В другом месте Петти выражает трудовую
теорию стоимости в чистом виде: “Если
кто-нибудь может добыть их перуанской
почвы и доставить в Лондон одну унцию
серебра в то же самое время, в течение
которого он в состоянии произвести один
бушель хлеба, то первая представляет
собой естественную цену другого…”
Итак, Петти, по существу, формулирует
закон стоимости. Он понимает, что этот
закон действует крайне сложным образом,
лишь как общая тенденция. Это выражается
в следующих поистине удивительных фразах:
“Я утверждаю, что именно в этом состоит
основа сравнения и сопоставления стоимостей.
Но я признаю, что развивающаяся на этой
основе надстройка очень разнообразна
и сложна”.
Между меновой стоимостью, величина
которой определяется затратами труда,
и реальной рыночной ценой множество посредствующих
звеньев, которые безмерно усложняют процесс
ценообразования. С необычной прозорливостью
Петти называет некоторые ценообразующие
факторы, с которыми приходиться считаться
современным экономистам и плановикам:
влияние товаров-заменителей, товаров-новинок,
мод, подражания, традиций потребления.
Петти делает первые шаги на
пути анализа самого труда, создающего
стоимость. Ведь каждый конкретный вид
труда создает только конкретное благо,
потребительную стоимость: труд земледельца
– зерно, труд ткача – полотно и т. д. Но
в любом виде труда есть что-то общее, делающее
все виды труда сравнимыми, а эти блага
– товарами, меновыми стоимостями: затраты
рабочего времени как такового, затраты
производительной энергии работника вообще.
Петти был в истории экономической
науки первым, кто стал прокладывать путь
к идее абстрактного труда, которая легла
в основу марксисткой теории стоимости.
Было бы странно искать у зачинателя
и первооткрывателя какую-то стройную
и законченную экономическую теорию. Петти
не может отделить меновую стоимость,
которая наиболее наглядно воплощается
в этих металлах, от самой субстанции стоимости
– затрат всеобщего человеческого абстрактного
труда. У него нет сколько-нибудь ясного
понятия о том, что величина стоимости
определяется затратами общественно необходимого
труда, типичными и средними для данного
уровня хозяйства. Затраты труда, превышающие
общественно необходимые, пропадают даром,
не создают стоимость. Многое с точки зрения
последующего развития науки можно признать
у Петти слабым и прямо ошибочным. Но разве
это главное? Главное то, что Петти твердо
стоит на избранной им позиции – трудовой
теории стоимости – и успешно применяет
ее ко многим конкретным проблемам.