Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:30, контрольная работа
Порой можно услышать мнение, что экономическая наука – материя сухая и скучная. Между тем экономическое устройство общества содержит не меньше увлекательных проблем, чем неразгаданные тайны самой природы, раскрыть которые пытались и пытаются мыслители и ученые. Неудивительно потому, что экономическая теория – единственная из общеобразовательных наук, по которой присуждается Нобелевская премия.
Введение
Возникновение и развитие экономической теории.
Вклад в мировую экономику меркантилистов и классической школы.
Вклад Маркса и Энгельса в развитие экономической науки.
Маржинализм и неоклассическое направление, и их влияние на современную экономическую науку.
Тестовые задания (вариант 1)
Заключение
Список литературы
В конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века экономика капиталистических стран столкнулась с устойчивым и длительным состоянием макроэкономического неравновесия периода «Великой депрессии». Объяснить это устойчивое негативное явление в экономике, найти рецепты выхода из этой ситуации используя положения классической теории - не удавалось. Позиция классиков относительно саморазвития экономической системы и невмешательства государства в экономику не подтверждалась на практике.
С опубликованием в 1936 году знаменитой книги Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» начинается кейнсианская революция в экономической теории, поворотный пункт в экономической науке ХХ в.
Новаторство экономического учения Дж. Кейнса проявилось в анализе рынка и всей экономики, как единого целого организма, где все взаимосвязано, где действует система взаимообусловленных совокупных показателей национального дохода, потребления, сбережений, инвестиций. Дж. Кейнс и его последователи исходили их того, что рыночный механизм без государственного регулирования не справляется с многочисленными проблемами на макроуровне: безработицей, инфляцией, нарушением пропорций и т. д. В теории Дж. Кейнса формирование эффективного совокупного спроса является основой динамического развития экономики.
Эффективность регулирования государством экономических процессов, по Дж. Кейнсу, определяется политикой государственного инвестирования, регулирования нормы процента, занятости населения, вплоть до планирования общенациональной экономики, что является характерным для посткейнсианского направления в экономической теории.
В современном кейнсианстве доминируют две тенденции: американская (Э. Хансен, С. Харрис и др.) и европейская (Ф. Перру и др.) по разному определяющие размер государственного вмешательства в экономику.
До второй половины 70-х годов неокейнсианство было одним из главных экономических течений, но в условиях одновременно высокой инфляции и экономического спада в экономике Запада 70-х годов рецепты кейнсианской школы не работали, к вопросу государственного вмешательства в экономику стали относиться негативно.
Уже в 30-е годы для противодействия кейнсианским идеям госрегулирования возникла неолиберальная концепция в теоретических разработках. Неолибералы отстаивали свободу предпринимательства, отводя государству роль «ночного сторожа» либо «спортивного судьи».
Одним из наиболее ярких представителей неолиберального направления является чикагская школа во главе с М. Фридменом. Они считали, что деньги в современном обществе играют чрезвычайно важную роль, и что путем регулирования объема денежной массы можно оказывать влияние на экономику. Монетарные идеи легли в основу экономической политики в Великобритании и США в конце 80-х - начале 90-х годов и способствовали выходу из кризисного состояния этих стран.
Следующий этап в развитии экономической теории связан с великим популяризатором экономических идей американским ученым Полем Самуэльсоном. Он пришел к идее «Великого Неоклассического Синтеза», то есть разумном сочетании всего наиболее ценного в неокейнсианских и неоклассических теориях. В своем знаменитом учебнике он выступает за активное вмешательство государства, при сохранении традиционных ценностей западной цивилизации демократии, личной свободы, частной собственности, свободной конкуренции, гарантирующих свободу индивидуального выбора, то есть объединяет эти два начала, совмещает и заставляет их работать согласованно.
В отличии от многих школ маржинализм до настоящего времени остается питательной средой и теоретической основой для многих современных экономических концепций. Это обусловлено методологической ориентацией маржинализма на неисторический подход к исследованию, дающий возможность выявить ряд закономерностей. Маржиналистам, несмотря на некоторое несовершенство построений, удалось повернуть экономическую науку к проблемам потребления и спроса, дать толчок последующим исследованиям рынка и ценообразования. Проблемы редкости, ограниченности ресурсов, психологических мотивов хозяйственного поведения субъектов и многие другие прочно вошли в орбиту теоретических и прикладных исследований в экономике .
Заключение
Экономическая тория не претендует на абсолютно точное отражение процессов, протекающих в реальной действительности, Перед ней постоянно возникают новые, неотложные проблемы, решить которые нелегко или невозможно. Поэтому подлинно научная теория находиться в непрерывном поиске, развитии. Нередко уточнения и изменения касаются не только деталей, положений, но и основополагающих, фундаментальных концепций и выводов. Прежние представления и идеи не отвергаются, обычно сохраняется их рациональная основа, освобожденная от всего, что не соответствует действительности.
Экономика и экономические процессы представляют собой сочетание объективных условий и субъективных устремлений, Экономическая теория призвана изучать обе эти стороны, она не в праве игнорировать субъективный фактор – интересы, психологию, ожидания участников экономических процессов. Без учета субъективного фактора нельзя понять регулирующую роль государства, цели и специфику предпринимательской деятельности, механизм функционирования рынка, основы маркетинга, позитивные стороны различных экономических концепций.
Меняется сам предмет
экономической науки. Изучаемые
ею экономические отношения
Современный подход к познанию экономической действительности предполагает творческое взаимодействие и взаимообогащение различных теорий. Формирование собственной позиции, самостоятельной оценки происходящего, обоснование и реализация нестандартных, но эффективных решений – вот что должно послужить целью и практическим результатом знакомства с экономическими теориями и фундаментальными выводами экономической науки.
а) Описательным.
б) Гипотетическим.
в) Дедуктивным.
г) Индуктивным.+
Ответ: Индукция и дедукция представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения.
Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция, ли обобщение. А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией.
Например, факты увеличения цен на хлеб, молоко, мясо и другие продукты наводят на печальную мысль о росте дороговизны в стране (индукция). В свою очередь, из общего положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия (дедукция).
а) Среднюю.
б) Бухгалтерскую.
в) Экономическую.+
г) Валовую.
Ответ: Экономическая прибыль равна общей выручке от продаж за вычетом альтернативных издержек. Альтернативные издержки складываются из явных и скрытых издержек и включают в себя нормальную прибыль предпринимателя. Бухгалтерская прибыль равна общей выручке за вычетом бухгалтерских ( явных) издержек.
Экономическая прибыль
представляет собой общую
Задача: Функция спроса населения на товар: Qd=9-P и предложения: Qs=2P-6.
а) Изобразите на графике кривую спроса и кривую предложения.
б) Рассчитайте равновесную цену и равновесный объем производства на этом рынке.
в) Что произойдет, если правительство
установит фиксированную
Решение: а) Изобразим на графике кривую спроса и кривую предложения
P |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Qd |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
P |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Qs |
-4 |
-2 |
0 |
2 |
4 |
6 |
8 |
P
9 Qd=9-P
8 * Qs=2P-6
7 *
6 * *
5 * равновесная цена
4 * *
3 *
* 2 *
* 1
-4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Q
S-предложение; Q-товар; D- спрос; P- цена
б) Рассчитаем равновесную
цену и равновесный объем
Qd=Qs
9-P=2P-6
-P-2P=-6-9
-3P=-15
P=-15/(-3)=5 – равновесная цена
9-5=2*5-6
4=4 – равновесный объем производства
в) Qd=9-4=5 - спрос
Qs=2*4-6=2 - предложение
Вывод: Если правительство вмешается в рыночный механизм и введет на товар фиксированную цену 4 рубля, то образуется дефицит товара, так как при цене 4 рубля величина спроса превысит величину товара
Список литературы
Информация о работе Возникновение и развитие экономической теории