Главные этапы истории экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:48, лекция

Краткое описание

В 16-17 вв. зарождается Классическая политэкономия (Монкретьен): политика поощрения торговли, увеличения дохода государства и монарха. Основные направления – меркантилизм: основа национального процветания – накопление золота и серебра (Т.Мэн, Ж-Б Кольбер); физиократия: только сельское хозяйство создает доход, превышающий затраты, другие виды деятельности бесплодны (Ф.Кенэ, Анн Тюрго); рыночная школа: источник богатства – производство, свободная конкуренция, невмешательство государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекции по экономической теории.docx

— 326.09 Кб (Скачать файл)

Ценовая эластичность: Ed=(процентное изменение количества Q)/(процентное изменение цены P).

Перекрестная эластичность спроса характеризует зависимость  спроса на данный товар (х) от изменения  цены на другой товар (у). Эластичность по доходу рассчитывается как отношение  процентного изменения величины спроса к процентному изменению  дохода.

 

Конспект лекции: Предложение и эластичность предложения

 

Предложение - это количество продукта, который продавцы желают и могут предложить для продажи  по разным ценам на рынке. Различается индивидуальное (предложение данного товара одной фирмой) и рыночное предложение (всех продавцов данного товара).

Величина предложения  – количество произведенного и доставленного  на рынок товара в определенный момент времени по определенной цене. Чем  выше цена, тем большее количество товаров будет поставлено на рынок - это закон предложения.

Цена, по которой продавец согласен продать свой товар - это  цена предложения. Цена предложения  определяется максимальными издержками, допустимыми в данный момент рынком - предельными рыночными издержками.

Зависимость между ценой  товара (Р) и его количеством (Qs), который  производители хотят представить на рынке показывает кривая предложения.

Точки A1, А2, A3 и т.д. показывают величину предложения при соответствующей цене. От изменения величины предложения следует отличать изменения в предложении, которые происходят под воздействием неценовых факторов предложения.

Qs = f(P,PaPb,...,T,X), где Qs – величина  предложения, P - цена на данный  товар, Pa- цены на товар, в производстве  которого используются те же  ресурсы, Pb - цены на экономические  ресурсы, T - технология производства, X - государственные налоги или субсидии.

Также оказывают влияние  ожидания продавцов, внешние (природные  факторы) и др. Реакция предложения  на изменение цены - это эластичность предложения по цене. Но, в отличие  от спроса, эластичность предложения  всегда положительна. В исключительных случаях эластичность предложения = 0 (шедевры живописи).

Эластичность предложения = (процентное изменение объема предложения Qs)/(процентное изменение цены P).

 

Конспект лекции: Закон спроса и предложения. Рыночное ценообразование

 

Взаимодействие спроса и  предложения формирует рыночное равновесие и равновесные цены, что  определяется законом спроса и предложения: на конкурентном рынке спрос и  предложение стремятся к взаимному  уравновешиванию, то есть к ситуации, когда к продаже предлагается ровно такое количество товара, на которое предъявлен спрос.

В точке Е при равновесной цене (Pe) спрос и предложение взаимоуравновешиваются (Qs=Qd). Ры¬нок сбалансирован. Покупатели и продавцы отстаивают свои интересы.

Слишком высокая цена (выше равновесной цены Рe) препятствует формированию спроса, так как поставщики захотят продать больше товара (Qs1), чем смогут купить потребители (Qd1). В результате возникновения излишек, избыточное предложение. При затоваривании продавцы вынуждены будут снижать цену, чтобы рассосались излишки.

Слишком низкая цена исключает  получение прибыли, так как при  цене Р2 (ниже равновесной цены) показатели могли бы приобрести товара (Qd2) больше, чем продавцы могли бы поставить (Qs2). - дефицит товара. В случае дефицита всегда найдется покупатель, способный заплатить большую цену за необходимую вещь. Эти колебания цены будут приводить к восстановлению рыночного равновесия.

Правила проса и предложения:

  • 1) Рост спроса вызовет рост как равновесной цены, так и равновесного количества товаров.
  • 2) Снижение спроса вызовет снижение равновесной цены и равновесного количества товаров.
  • 3) Рост предложения товаров ведет к снижению равновесной цены и росту равновесного количества товаров.
  • 4) Снижение предложения товаров ведет к росту равновесной цены и снижению равновесного количества товаров.

От снижения цены на каждую последующую единицу товара выигрывает покупатель – потребительский излишек - разница между ценой, которую  потребитель готов заплатить  за товар, и той, более низкой ценой (равновесной), которую он действительно  платит при покупке. Продавцы, у которых индивидуальные издержки ниже предельных рыночных (ниже цен равновесия), получают дополнительный доход (дополнительный выигрыш), - рента продавца - это разница между ценой, по которой производитель готов поставить товар, и более высокой (равновесной) ценой, по которой он его продает.

 

Конспект лекции: Потребительский выбор

 

Каждый потребитель будет  так использовать доход, чтобы получить максимальную степень удовлетворения, руководствуясь аксиомами:

  • 1. Независимости выбора.
  • 2. Рациональности.
  • 3. Упорядоченности, означает, что потребитель может сравнить все наборы товаров и услуг, обладая для этого необходимой информацией, стоимость продукта игнорируется.
  • 4. Транзитивности - если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то потребитель также предпочитает набор А набору С.
  • 5. Ненасыщения. Потребители всегда предпочитают большее количество любого товара меньшему (стоимость не учитывается).

На выбор потребителя  оказывают воздействие ряд эффектов, которые характерны для определенных групп потребителей и не соответствуют  данным аксиомам:

  • 1. Эффект присоединения к большинству (стремление ряда людей приобрести товар, который покупают другие) - величина, на которую возрастет спрос на товары из-за того, что другие покупают этот же самый товар.
  • 2. Эффект сноба (стремление людей к исключительности) - величина, на которую спрос упадет из-за того, что другие уже потребляют данный товар.
  • 3. Эффект Веблена (демонстративное потребление). Показательное потребление - величина, на которую возрастет спрос, потому что товар имеет более высокую, а не более низкую цену.

Анализ поведения потребителя  позволяет углубить анализ спроса, в основе которого лежит предельная полезность товара. Функцию полезности можно выразить в виде: Uxy = f(х,y), где Uxy- полезность набора благ, х, y - количество благ.

Для анализа потребительского поведения используется аппарат  кривых безразличия.

Кривая безразличия характеризует  набор из 2 благ, дающий одинаковую суммарную  полезность при любом сочетании. Одна кривая безразличия отличается от другой, прежде всего, величиной  суммарной полезности набора, так  что, переходя от набора с меньшей  полезностью к набору с большей  полезностью, мы как бы восходим на холм, каждая линия (каждый уровень) которого дает возможность потреблять больше обоих благ, сохраняя свободу в  выборе структуры набора.

Проекция этих кривых на горизонтальную плоскость дает нам  карту безразличия.

Для увеличения потребления  блага А (Δх) потребитель должен перейти  от набора «а» к набору «б», пожертвовав  некоторым количеством блага  В (-Δу). Но возникает такая ситуация, когда потребитель не может пожертвовать даже единицей одного блага ради увеличения потребления другого. Тогда кривая трансформируется в прямую, т.е. потребителю необходимо минимальное количество того и другого блага (одежды и обуви).

Отрезок кривой, соединяющий  точки «а» и «с» показывает зону безразличия, т.е. совокупность потребительских  наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей, при условии, что величина потребительских  благ А и В больше 0. Комбинация благ, обладающая большей или меньшей полезностью, будет находиться выше или ниже данной кривой безразличия. U1, U2 отличаются от Uo тем, что представляют наборы, характеризующиеся большим количеством благ X и У.

Кривые безразличия обладают рядом свойств: отрицательный наклон, не пересекаются, различаются величиной  суммарной полезности, выпуклы в  сторону начала координат. Крутизна (выпуклость) кривой и ее наклон отражает величину предельной нормы замещения  блага Y благом X. - (MRSxy) показывает отношение, в котором потребитель увеличивает  потребление одного блага и уменьшает  потребление другого: MRSxy=-ΔY/ΔX=MUx/MUy.

 

 

Конспект лекции: Влияние бюджетного ограничения  на потребительский выбор

 

На потребительский выбор  оказывает влияние бюджетное  ограничение в виде цен и доходов. Бюджетное ограничение означает ограничение платежеспособного  спроса потребителей, величиной их доходов; различные наборы благ которые  может приобрести покупатель на имеющиеся  у него доходы.

Графическое изображение  бюджетного ограничения – бюджетная  линия.

Обозначая цену товаров, соответственно, через Рa и Рb можем установить, какая сумма денег затрачена  на приобретение товара А (Рa*А) и на приобретение товара В (Рb*В).

Бюджетная линия указывает  на все сочетания двух товаров, при  которых общая сумма денег, затраченная  на их приобретение, равна доходу (I). В результате комбинация двух товаров, которые можно приобрести, будет  находиться на прямой, описываемой следующим уравнением: I=РaА+РbВ.

Максимизации удовлетворения потребностей сводится к выбору оптимальной  точки на бюджетной линии, т.е. к  определению равновесного состояния  потребителя (совмещение на одном графике  карты безразличия и бюджетной  линии). Потребитель достигает оптимума, когда предельные полезности всех благ в наборе, соотнесенные с их ценами, равны друг другу: MUy/Py=MUx/Px.

 

Конспект лекции: Эффекты дохода и замещения. Закон  Энгеля

 

Эффект дохода состоит  в том, что с увеличением реальных доходов увеличивается спрос  на нормальные блага. С ростом дохода семьи удельный вес расходов на питание  снижается, на одежду, отопление, жилище меняется мало, а на удовлетворение культурных потребностей увеличивается.

На этом основании формируется  закон Энгеля: доля расходов на питание  является показателем уровня благосостояния, как для отдельной семьи, так  и для страны в целом. Эффект замены одного блага другим состоит в  том, что снижение цены одного блага, как правило, приводит к увеличению объема спроса на него. Изменение цены некоторого товара оказывает влияние  на изменение величины спроса потребителя  на этот товар двумя путями.

С одной стороны, величина спроса изменяется под влиянием изменения  относительной цены данного товара, а с другой стороны - под влиянием изменения реального дохода потребителя: общий эффект изменения величины спроса делится на две составляющие части: эффект замещения и эффект дохода.

Кривая «доход-потребление» с наклоном вверх показывает смещение кривой спроса вправо. Суммирование спроса всех покупателей с различными доходами данного товара даёт рыночный спрос.

Кривая «цена-потребление» показывает изменение величины спроса, поскольку при снижении цены на благо А, относительно дорогое благо В замещается относительно дешевым благом А, в результате этого происходит движение вдоль кривой спроса.

 

Конспект лекции: Производство. Производственная функция

 

Производство - любая деятельность человека, направленная на преобразование ресурсов в необходимые блага, которые  предназначены для удовлетворения потребностей непосредственно, или  опосредованно через создание капитальных  благ. Виды производства:

  • - материальное (производятся осязаемые блага – продукты и услуги) и нематериальное (производятся неосязаемые блага – информация, знания, зрелища);
  • - массовое и мелкосерийное.

Фирма - институт, преобразующий  ресурсы в продукцию, который  присутствует на рынках путем приобретения ресурсов и продажи товаров. В микроэкономике принято рассматривать фирму, максимизирующую прибыль.

Производственная функция - это соотношение между ресурсами, затраченными фирмой (трудом, капиталом, землей, предпринимательскими способностями) и получаемой продукцией или услугами. Определяет максимальный объем производимого  продукта при каждом заданном количестве ресурсов.

Математически производственная функция представляется в следующем  виде: Q=f(K,L,N), где Q – максимальный объем  продукта, который можно произвести при заданной технологии и определенном количестве факторов производства; К, L, N - затрачиваемое количество различных видов ресурсов (капитала, труда, земли).

Производственная функция  всегда конкретна, т.е. отражает зависимость  между максимально возможным  объемом продукта и количеством  необходимых ресурсов при данной технологии. Если будет использоваться новая технология - ее будет характеризовать  новая производственная функция.

Графическим изображением производственной функции является изокванта - кривая, на которой расположены все сочетания  производственных факторов, обеспечивающих одинаковый объем выпуска продукции.

 

 

Конспект лекции: Спрос на факторы производства и  их цены

 

Свой выбор производства продукции п/п всегда согласовывают с выбором потребителей: выпускают только тот товар, который в данный момент времени пользуется спросом. Соответственно, фирмы предъявляют спрос на необходимые ресурсы на рынке факторов производства, затраты на приобретение которых для фирм оборачиваются издержками производства.

Во многом рынки ресурсов похожи на рынки продуктов и услуг. Однако рынки ресурсов отличаются тем, что фирмы являются покупателями факторов производства, а собственники ресурсов - продавцами.

Кривые предложения ресурсов являются восходящими, показывающими прямую связь между ценой ресурса и объемом их предложения. Владельцам факторов производства выгоднее поставить на рынок большее количество данного ресурса по более высокой цене. Продавцы услуг труда получают заработную плату (w), капитала - процент (г), земли - земельную ренту (n).

Информация о работе Главные этапы истории экономической теории