Государственная и муниципальная форма собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:39, контрольная работа

Краткое описание

Тема управления государственной и муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения. Основными источниками регулирования отношений собственности в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации "Право собственности и другие вещные права" (ст. 209-306).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.06 Кб (Скачать файл)

В состав муниципальной собственности  входят предприятия и объекты  общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в  ведении Министерства сельского  хозяйства России и, за исключением  закрытой сети, все предприятия розничной  торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, находящиеся  в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.

Объекты, переданные в государственную собственность  субъектов федерации, муниципальную  собственность городов и районов, могут быть переданы в муниципальную  собственность административно-территориальных  образований, входящих в их состав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Отличительные  черты и взаимодействие государственной  и муниципальной собственности

Российский государственный сектор (в его узком значении) включает только два уровня предприятий: федеральные  и региональные (субъектов федерации). Муниципальные предприятия государственными - по законодательству - как бы не являются (поэтому в Москве, например, где путем юридических ухищрений муниципальный уровень слит с уровнем субъекта федерации, одни и те же предприятия, включая очень крупные, являются одновременно и региональными и "муниципальными"), но их отличие от государственных чисто пространственное: на какую территорию работают.

Поскольку муниципальная собственность  является одной из составляющих государственной  собственности, между этими структурами  существует тесная взаимосвязь, заключающаяся  в возможности передачи отдельных  объектов государственной собственности (федеральной) в собственность муниципалитета и механизме данной процедуры.

Характерно, что общим для объектов государственной и муниципальной собственности является наличие среди них объектов, составляющих соответственно исключительную государственную и муниципальную собственность.

Однако при  наличии общих черт право государственной и право муниципальной собственности существенно различаются. Различны, прежде всего конкретные носители таких прав.

Субъектом права государственной  собственности может быть только государственное образование: Российская Федерация в целом и ее субъекты.

Муниципальная собственность является самостоятельной формой собственности, а ее субъектами выступают муниципальные  образования, к числу которых  относятся поселения и территории.

И государственное, и муниципальное  имущество подразделяется законом  на две группы. Первая из них одновременно закрепляется на иных вещных правах - праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления - за предприятиями, учреждениями, организациями, создаваемыми государственным или муниципальным образованием.

Вторая группа имущества (как правило, денежные средства) такими производными вещными правами не обременяется. Имущество второй группы образует казну - государственную либо -муниципальную.

Различия в субъектах имеют  важные правовые последствия. Так, земля  и другие природные ресурсы, не находящиеся  в собственности граждан, юридических  лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Таким образом, при отсутствии сведений о собственнике тех или иных природных  ресурсов последние предполагаются принадлежащими государству, но не муниципальному образованию.

Другим примером служит унитарное  предприятие, основанное на праве оперативного управления. Создание подобных предприятий, именуемых казенными, предусмотрено  Гражданским кодексом Российской Федерации  только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Регулирование порядка передачи объектов федеральной собственности и  объектов собственности федерации  в муниципальную собственность  отнесено к полномочиям органов  государственной власти, соответственно, Российской Федерации и ее субъектов.

Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью как  вопрос местного значения находится  в ведении муниципальных образований.

В случае если в границах территории муниципального образования (за исключением  города) имеются другие муниципальные  образования, предметы ведения муниципальных  образований, объекты муниципальной  собственности, источники доходов  местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.

В субъектах федерации - городах  федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге) в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся  на их территориях муниципальных  образований, в том числе установленные  федеральным законом, объекты муниципальной  собственности, источники доходов  местных бюджетов определяются законами этих городов.

От имени муниципального образования  права собственника осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов  федерации и уставами муниципальных  образований - население непосредственно.

Институт права муниципальной  собственности также находится  в стадии становления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ исследуемой темы позволяет сделать следующие выводы:

Государственная и муниципальная  собственность - формы собственности, в соответствии с которыми имущество  принадлежит на праве собственности  особого рода субъектам - государству  и муниципальным образованиям. Субъекты государственной и муниципальной  собственности являются публично-правовыми  образованиями. В данной связи указанные  формы собственности именуют  обобщенно публичной собственностью.

Преимущество муниципальной собственности  перед государственной заключается  в том, что многие вопросы относительно владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью могут  решаться не только представительными  органами, но и населением непосредственно  в соответствии с его волей  и в его интересах.

Отличительная особенность государственной  собственности, в том что, круг объектов права данной собственности неограничен. В собственности государства может находиться любое имущество, в том числе и то, которое не входит в круг объектов права частной собственности. Таковым является имущество, составляющее исключительную собственность государства. Это имущество, которое находится в исключительном обладании общества и используется исключительно в интересах народа или для обслуживания особых государственных нужд.

Так же мы выявили схожие характерные  черты, что общим для объектов государственной и муниципальной собственности является наличие среди них объектов, составляющих соответственно исключительную государственную и муниципальную собственность.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Амбрамцумов А., Стерликов Ф. 1000 терминов  рыночной экономики. Москва, 1994.

2. Гражданский кодекс РФ.-М.,2005.

3. Добрынин А.И., Журавлева Т.П. Общая экономическая теория: Учебное пособие.-СПб.:Питер,2002

4. Комментарии к Гражданскому кодексу РФ. Части первой/под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кобалкина.-М.:Юрайт-издат.2002-880с.

5. Иноземцев В.Л. Собственность в постиндустриальном обществ Вопросы философии №12,2000

6. Корнаи Я. Социалистическая система. Политическая экономия коммунизма.-М.,2000

7. Курс экономики: Учебник.-3-е изд., перераб. И доп./Под ред. Б.А. Райзберга.-М.:ИНФРА-М,2001.

8. Курс экономической теории/Под ред. М.И. Чепурина, К.И. Киселевой.-Киров:АСА,2000.

9. Носова С.С. Экономическая теория.-М.:ВЛАДОС, 2001.

10. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. Учебно-практическое пособие.-М.:Дело,1999-512с.

11. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес).-М.,2005.

12. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия. Учебник для вузов.-М.,2000.

 


Информация о работе Государственная и муниципальная форма собственности