Государственная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы заключается в раскрытии темы: «Социальная политика государства». А также в показании социальных проблем, в общем, социальных проблем в России, программ, мероприятий, проводимых правительством по улучшению жизни населения, повышения уровня их доходов. Мер по защите социально незащищенных слоев общества (стариков, детей) и т.д.
В настоящее время вопрос о социальной политике остро стоит во многих государствах, в России в эпоху перемен и преобразований он особенно актуален.

Содержание

Введение ……………..3

1. Социальная политика - как часть государственного управления
1.1. Происхождение и сущность социальной политики
государства ………………..6
1.2. Функции и методы социальной политики ...…………..14
1.3. Основные принципы и направления социальной политики …………….16
1.4. Экономическая социальная политика: проблемы
согласования …………….24
2. Проблемы социального развития государства и пути
их решения
2.1. Социальная политика: реформы и обязательства ……………..28
2.2. Социальные проблемы современной России ……………..31
2.3. Результаты реализации социальной политики
в России на сегодняшний день ………………35

Заключение ………………39
Список использованной литературы ……………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Эконом.теория курсак.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

    Среди частных проблем совершенствования  социальной политики основными являются следующие:

    · стабилизация финансового положения  государственных внебюджетных социальных фондов;

    · погашение задолженности работникам по заработной плате;

    · расширение источников финансирования социальных услуг;

    · внедрение адресной системы социальной поддержки населения;

    · введение единого порядка корректировки  шкалы и ставок подоходного налогообложения.

    Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение  государства. Многим социальным преобразованиям необходимо продолжение или переход к какому-то новому подходу к проблемам жизни населения России. 

2.3 Результаты реализации социальной политики в России на сегодняшний день

    В результате реформ социально-трудовая сфера приобрела новое качество. Институциональные нововведения повлияли, во-первых, на возникновение принципиально новых сфер и видов деятельности и, во-вторых, на формирование новой структуры возможных источников доходов. Наиболее радикальным было правовое ирреальное оформление института частной собственности, следствием чего стало:

    - становление и развития нового сектора экономики и соответственно создание новых рабочих мест.

    - образование нового источника доходов - предпринимательского и дохода от собственности в самых разнообразных его видах.

    Множественность форм трудовой активности, особенно развитие индивидуальной трудовой деятельности, привело к возрастанию самозанятости  населения. В связи либерализацией таможенной политики и правил торговли наибольший размах получил так называемый “челночный” бизнес. Снятие ограничений на вторичную занятость также расширило спектр источников доходов.

    Политика  искусственного поддержания сложившегося уровня занятости или медленные  темпы роста безработицы, осуществляемая на основе применения льготных режимов кредитования и дотирование нерентабельных производств, неизбежно приводит к появлению и воспроизводству высокой легентной безработицы. В России наибольшее распространение получили две её формы: отправление работников в вынужденные неоплачиваемые (или частично оплачиваемые) отпуска и использование разнообразных режимов неполного рабочего времени.

    Существование большой скрытой безработицы  обусловлено сознательным выбором  на макроэкономическом уровне. Негативные экономические и социальные последствия этого феномена хорошо известны: консервация большого количества неэффективных рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятого населения, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду и т. п. Однако с точки зрения конкретных функций правительства при этом достигается ещё один, менее очевидный эффект: если в рамках сегодняшнего законодательства зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионов формально занятых, но лишённых постоянного источника трудовых доходов людей оказываются за рамками системы социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.

    Изменение экономической ситуации в стране обусловило необходимость создание правовых основ. Регулирующих поведение всех экономических субъектов на рынке труда. Несмотря на то, что Закон о занятости - первый правовой акт, нормы которого в основном адекватны формирующимся рыночным отношениям, отдельные его статьи и механизм реализации привели к возникновению ряда социальных проблем. Социальное и экономическое положение сегодняшнего безработного крайне противоречиво. Введённые Законом о занятости нормы социальной защиты безработных на первый взгляд довольно либеральны: минимальный стаж работы, достаточный для получения пособия, составляют лишь 12 недель за предыдущий год, размер пособия по безработице гарантирован не ниже минимальной заработной платы, определены достаточно высокие пороги шкалы пособия. Однако при сложившейся инфляционной динамики реальное наполнение этих выплат стремительно обесценивается и пособия не в состоянии эффективно выполнять функцию поддержание доходов безработных на приемлемом уровне, что сводит на нет усилия по социальной защите данной категории людей.

    В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда, носят стихийный, неорганизованный характер и что  реальное влияние на них ФСЗ минимально. Особые надежды с точки зрения стабилизации рынка труда возлагались  на реализацию идеи социального партнёрства и регулирование занятости на основе коллективных и индивидуальных трудовых договоров. В условиях массового высвобождения тарифных соглашений предусматривает ряд гарантий для них: направление на переобучение или освоение другой профессии с отрывом от производства с выплатой разницы между стипендией и средней заработной платы по месту последней работы; защиту интересов работников в период массового высвобождения со стороны общественных организаций (профсоюзов); приоритетное право работника, временно переведённого на другое предприятие, на восстановлении в прежней должности по окончанию реконструкции и прочее.

    Формирование  рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к  рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

    Социальная  защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения  социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях - по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах.

    Финансирование  социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

    В современных условиях особую сторону  приобрели проблемы безработицы  и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через  подготовку кадров, организацию фонда  помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходов т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.

    Индексация  осуществляется путем регулирования номинальной зарплаты, доходов, процентных ставок. Индексация может следовать за повышением цен либо предварять его. В первом случае она проводится через определенные промежутки времени. Во втором - заранее делаются надбавки к зарплате с учетом предполагаемого роста цен. Но предварительная индексация нацеливает предприятия на то, чтобы закладывать рост оплаты труда в договорные цены, усиливая тем самым инфляцию.

    Результаты  осуществляемой на сегодняшний день социальной политики, очень противоречивы, на лицо значительные сдвиги в выплатах населению, но тем не мене уровень нищеты в стране говорит о малой ее эффективности. 

Заключение

      Рассмотренные в курсовой работе проблемы в социальной политике государства требуют незамедлительного решения. Именно из-за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны. Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из кризиса.

    А также после рассмотрения и анализа вышеизложенных проблем и предложений по их решению, без которых немыслимо существование и плодотворная жизнедеятельность нашего общества, в этой непростой ситуации вывод, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики и успешного создания эффективного социально-защитного механизма являются следующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации.  

Список  использованной литературы

1.Камаева В.Д. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов 5-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2006 г.

2. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. - М.: Норма, 2003 г.

3.Сажина М.А.,Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов.- М.: НОРМА, 2003 г.

4.Тишин  Е.А. Актуальные проблемы социального развития: “Экономист”, №4, 2009 г.

5. Чепурина М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. – М.: Киров, 2004 г.

6.Беляева М.В. Социологические исследования. Актуальные проблемы социальной политики, №3 2009 г.

7.Московская А. В., Московская С. В. Качественные и количественные сдвиги в сфере занятости: “Вопросы экономики”: №9, 2009 г.

8. Ржаницина Л. Социальная политика. Вопросы экономики №7 2009 г.

9.Смирнов С., Исаев Н. Журнал “Вопросы экономики”. Социальная политика. Новый курс. № 2 2009г.

10.Газета  «Краевые новости», изд. №11, 2009 г.

11.Газета “Труд” №10, 17 окт.2009 г. 


Информация о работе Государственная политика государства