Государственная политика занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Законодательство о занятости, приоритеты государственной политики в данной сфере, ее финансовое обеспечение многократно корректировались. При этом четко прослеживается тенденция усиления финансовых и административных ограничений, касающихся оказания помощи безработным.

По признанию западных экономистов, безработица сегодня - центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. Американские исследователи установили, что один год безработицы отнимает у человека пять лет жизни

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты государственной политики занятости. 5
1. 1. Понятие и формы занятости. 5
1.2. Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости и трудоустройства. 7
Глава 2. Государственная политика занятости в Российской Федерации. 10
2.1. Система социальной поддержки безработных граждан. 10
2.2. Характеристика занятости. 11
Глава 3. Государственное регулирование занятости и рынка труда. 14
3.1. Государственная политика занятости и рынка труда в Российской Федерации. 14
3.2. Служба занятости, ее задачи и функции. 15
Глава 4. Безработица населения. 19
4.1. Сущность и виды безработицы. 19
4.2. Причины безработицы. 22
4.3. Методы борьбы с безработицей. 23
Заключение. 25
Список литературы. 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.docx

— 61.62 Кб (Скачать файл)

Государственная политика занятости в России.

 

Томск - 2014

Содержание.

Введение.

Глава 1. Теоретические аспекты государственной политики занятости.                                 5

1. 1. Понятие и формы занятости.                                                                                                5

1.2. Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости и трудоустройства.                                                                                                      7

Глава 2. Государственная политика занятости в Российской Федерации.                            10

2.1. Система социальной поддержки безработных граждан.                                                  10

2.2. Характеристика занятости.                                                                                                  11

Глава 3. Государственное регулирование занятости и рынка труда.                                     14

3.1. Государственная политика занятости и рынка труда в Российской Федерации.           14

3.2. Служба занятости, ее  задачи и функции.                                                                           15

Глава 4. Безработица населения.                                                                                                19

4.1. Сущность и виды безработицы.                                                                                          19

4.2. Причины безработицы.                                                                                                        22

4.3. Методы борьбы с безработицей.                                                                                        23

Заключение.                                                                                                                                25

Список литературы.                                                                                                                  28

Приложения.                                                                                                                              29

 

 

Введение.

В современном мире занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значительные трудности. Чем больше людей занято общественно полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт (при прочих равных условиях). Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП (выпуск продукции при полной и эффективной занятости), что создает для государства значительные трудности в решении социальных проблем. В особенно тяжелом положении оказываются лица, длительное время не работающие и не имеющие источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии с теми или иными государственными программами. Это толкает их на поиск жизненных средств незаконным путем, усиливает криминальную ситуацию и другие негативные явления в обществе.  
 
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Для большинства людей потеря работы означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы довольно часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие, как программы страхования по безработице, смягчают экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.  
 
Политика занятости должна формироваться с учетом возможности трудиться различных категорий населения. Более пристальное внимание следует уделить группе риска, т.е. занятости женщин, молодежи, инвалидов, и т.д., стабильности получении ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах. Последнее относится также к мигрантам, людям другой расы, цвета кожи, религии, политических взглядов и социального происхождения. Поэтому такую политику, как относительно самостоятельную можно осуществлять только при тесном взаимодействии, координации экономической и социальной политики по обеспечению полной, продуктивной и свободно избираемой занятости.  
 
Законодательство о занятости, приоритеты государственной политики в данной сфере, ее финансовое обеспечение многократно корректировались. При этом четко прослеживается тенденция усиления финансовых и административных ограничений, касающихся оказания помощи безработным.  
 
По признанию западных экономистов, безработица сегодня - центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. Американские исследователи установили, что один год безработицы отнимает у человека пять лет жизни. Известны и трудные социальные последствия безработицы: преступность, рост наркомании, и увеличение численности самоубийств.

 

Глава 1. Теоретические аспекты государственной политики занятости.

1. 1. Понятие и формы занятости.  
 
Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных проблем, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия, адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения. [5,26]  
 
Закон о занятости в первой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.  
 
Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость нелегальная или незаконная.  
 
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. К числу занятых действующее законодательство относит следующих граждан:  
 
а) работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая временные и сезонные работы;  
 
б) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;  
 
в) занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;  
 
г) выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей); 
 
д) избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;  
 
е) проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;  
 
ж) проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;  
 
з) временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.  
 
и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.  
 
Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости, самым главным следует признать их право на выбор места работы. Это свое право граждане осуществляют путем прямого обращения к работодателю – организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. Заключается трудовой договор по обоюдному согласию сторон. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью иных организаций по содействию в трудоустройстве населения. Существует две формы осуществления права граждан на избрание места работы выражается важнейший принцип правового регулирования рынка труда – принцип свободы трудового договора. [1] 
 
Занятость населения проявляется в значительном разнообразии форм и видов. Виды занятости отражают распределительные активные части трудовых ресурсов по сферам и отраслям национальной экономики, а формы занятости организационно-правовые способы, условия трудоиспользования. 
 
1.По характеру производственной деятельности выделяют: занятость рыночного характера и занятость нерыночного характера; 
 
2.По сфере общественного производства: занятость в материальном производстве и занятость в нематериальном производстве; 
 
3.По способу участия в общественном труде: самостоятельная занятость и занятость по найму; 
 
4.По степени кооперации: индивидуальная занятость и коллективная занятость; 
 
5.По степени легитимности трудоустройства: формальная занятость и неформальная; 
 
6.По условиям организационно-трудовых процессов: стандартная занятость и нестандартная; 
 
7.По режиму рабочего времени: занятость с режимом полного рабочего времени и занятость с режимом неполного или частичного рабочего времени; 
 
8.По регулярности участия: постоянная занятость, временная и вторичная. [17, 106] 
Таким образом, можно сделать вывод, что государство наряду с органами службы занятости населения и работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, направленную на продуктивную, полную и свободно избранную занятость.  
 
 
1.2. Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости и трудоустройства 
 
Отношения в области занятости определяются национальными и международными нормативными правовыми актами.  
 
Российское Законодательство о занятости населения состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», принятого 19.04.1991 года с последующими изменениями и дополнениями, других ФЗ и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения. 
 
В статье 37 Конституции Российской Федерации установлены базы занятости населения о свободе труда, воспрещении принудительного труда трудовых работ, о праве свободно распоряжаться возможностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. о вознаграждении за труд без какой-нибудь дискриминации.[2] 
 
Направления политики государства в области содействия следуют также из международно-правовых актов. В частности, указание на необходимость создания страной критерий для более полного существования права на труд содержится также в Международном акте об социальных, экономических и культурных правах.  
 
Важнейшие направления политики государства по содействию реализации прав граждан на продуктивную, полную и свободно избранную занятость закреплены в статье 5 «закона о занятости» среди которых, частности, последующие: 
 
-международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами местности Российской Федерации и иностранных граждан на местности Российской Федерации, соблюдение интернациональных трудовых норм. 
 
-координация деятельности государственных органов, профсоюзов, других представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения; 
 
-объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; 
 
-поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новейшие рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; 
 
предупреждение массовой и сокращение долговременной (наиболее одного года) безработицы; 
 
-осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; 
 
-поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их возможностей к производительному, творческому труду; 
 
-создание критерий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; 
 
-обеспечение равных способностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, общественного положения, политических убеждений и дела к религии в реализации права на добровольный труд и вольный выбор занятости; 
 
-развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита государственного рынка труда; 
 
Выше приведенные направления государственной политики, обычно, получают свое формирование в иных нормативных правовых актах (самое главное - территориальных и федеральных программах содействия занятости), а также в коллективных Конвенциях с ролью органов государства. [1] 
 
В зависимости от содержания главных направлений государственной политики в области занятости можно выделить два её вида: 
 
1) активную государственную политику в области занятости; 
 
2) пассивную государственную политику в области занятости. 
 
Активной политике присуще наличие форм снабжения занятости, сконцентрированных на быстрый поиск работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, иными словами правительство определяет дополнительные стимулы для тех, кто пробует получить работу. 
 
Пассивной политике присуще наличие завышенных размеров пособий по безработице и прочих критериев оказания финансовой поддержки безработным, иными словами поддержание жизненного уровня граждан во время безработицы. [4,45] 
 
Беря во внимание Российскую Федерацию резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственная политика по снабжению занятости является активной, потому что низкий размер пособия заставляет безработных заниматься самостоятельным поиском работы. 
 
В упоминавшихся соглашениях так же указывалось на то, что, политика государства обязана быть ориентирована на формирование коллективного партнерства на всех степенях, работодателей, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, профсоюзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда.[6,67] 
 
Закон о занятости закрепляет право профсоюзов на роль в разработке государственной политики в сфере содействия занятости населения. В особенности принципиальным является роль профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников. [1] 
 
Заметно, то, что в отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, правительство воспринимает на себя обязательства по созданию завышенных гарантий в области их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, формирование особых программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Аналогичные обязательства государства конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством Российской Федерации (также государственными органами субъектов Федерации) особых целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения. [3,141] 
 
Таким образом, мы рассмотрели основные направления государственной политики Российской Федерации в области трудоустройства и содействия занятости. Государственная политика занятости как отражение стратегии занятости - это часть социально-экономической политики развития государства, направленная на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и действенного использования трудового потенциала.  
 

Глава 2 Государственная политика занятости в Российской Федерации

 2.1. Система социальной поддержки безработных граждан 
 
Экономические, правовые и организационные основы государственной политики содействия занятости населения прописаны в Федеральном Законе от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».  
 
Безработные граждане имеют право на получение услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, профессиональному обучению, переподготовке и повышению квалификации, трудоустройству, поддержке в самозанятости и поддержке в переселении для работы в сельской местности. А также, в полномочия службы занятости входят оказание психологической помощи и социальная адаптация безработных граждан (п. 3 ст. 7.1 Закона о занятости). В свою очередь административный регламент предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда прописан в приказе Минздравсоцразвития от 07.06.2007 г. № 400. При этом административный регламент предоставления государственной услуги по психологической помощи безработных граждан утвержден приказом Минздравсоцразвития от 27.11.2007 г. № 726. [1]  
 
Оказание безработным гражданам поддержки в подискивании подходящей работы реализовывается исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости свободных рабочих мест (должностей). 
 
При этом не разрешаются:

  • направление граждан на рабочие места, находящиеся за гранями транспортной доступности. Транспортная доступность (наибольшая удаленность) подходящей работы от места жительства гражданина назначается соответствующим органом местного самоуправления с учетом формирования сети общественного транспорта в данной местности;
  • направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей);
  • приглашение граждан в учреждения службы занятости чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое приглашение связано с предложением подходящей работы или с предложением об участии в специальных программах содействия занятости.  
     
    В случае невозможности предоставления безработным гражданам подходящей работы из-за отсутствия нужной профессиональной квалификации, в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам, с утратой способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности) им может быть предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку), повысить квалификацию по направлению учреждений службы занятости.

В целях защиты от безработицы государство гарантирует:

  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
  • информирование о положении на рынке труда.

Безработным гражданам гарантируются:

  • финансирование в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения. [14,96]
  • бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;
  • осуществление мер активной политики, занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
  • социальная поддержка;

Таким образом, мы рассмотрели социальную поддержку государства безработных граждан.

2.2.Характеристика  занятости. 
 
Занятость населения является значительной социально- экономической категорией, связанной с осуществлением права человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»3. При всей, на первый взгляд, очевидности понятие «занятость населения» содержит вопросы, которые требуют своего рассмотрения. 
 
Федеральный закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» трактует занятость населения как «деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству страны и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход» (статья1 пункт 1). Однако необходимо отметить, что подобное понятие противоречит данному в этом же Законе (ст. 2) понятию «занятые», к которым относят не только разные категории работающих, но также и тех, кто временно отсутствует на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, забастовкой и иными подобными причинами4. Следовательно, занятость характеризуется не только деятельностью, но и периодами временного бездействия людей в связи с болезнью, периодами отпусков и т.п. Более того, можно быть занятым, но не работать в силу того, что окончилось рабочее время и наступило время отдыха. 
 
Наиболее точным, с нашей точки зрения, социально-экономическую категорию занятость населения можно определить, как состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, то есть не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия. Иначе говоря, занятость - это обеспеченность людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход5. 
 
Другим состоянием экономически активного населения по его отношению к наличию (отсутствию) работы будет безработица. 
 
Состояние занятости напрямую связано с понятием «занятые», которое в официальной российской экономической практике имеет неоднозначную трактовку. Так, Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации»6, категорию занятых трактует шире, чем это определено в рекомендациях МОТ, которым следует Росстат от мая 1993 года. 
 
По методологии Международной организации труда, занятые - это лица обоего пола в возрасте до 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые:  
 
1) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную, приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или дохода за свою деятельность; 
 
2) временно отсутствовали на работе из-за: болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов и по другим подобным причинам; 
 
3) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии. 
 
Согласно Закону о занятости населения в Российской Федерации, занятые - это граждане: 
 
- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан указанных в сноске7); 
 
- зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; 
 
- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; 
 
- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); 
 
- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; 
 
- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости); 
 
- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; 
 
- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций, 
являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства. 
 
Сравнение категории «занятые» в обоих источниках показывает, что Федеральный закон в отличие от рекомендаций МОТ и методики Росстата России от 25 мая 1993 г., помимо различных групп работающих и временно отсутствующих на рабочем месте (что по существу совпадает в отмеченных документах) относит к занятым большую группу безработных, участвующих в общественных работах, а также граждан, обучающихся очно в разных учебных заведениях. 
 
Что касается общественных работ, то тяжело понять, почему одна часть безработных, участвующих в их выполнении, отнесена Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» к занятым, а другая - к незанятым. Почему, например, безработный, стремящийся возобновить трудовую деятельность после более чем годичного перерыва, и участвующий в общественных работах, относится к занятым, а если такое желание появилось у безработного в срок менее годового перерыва (даже на один день), будет отнесен к незанятым? Здесь можно предположить какие-то конъюнктурные соображения, о которых догадаться довольно сложно8. 
 
Относительно очно обучающихся положение более понятное. В самом деле, обучающиеся очно - люди занятые, такими их считает Федеральный закон. Но следует понимать, что в методике Госкомстата России речь идет о занятых как о части экономически активного населения, а обучающиеся очно к этой категории отнесены быть не могут, так как в силу специфики своей деятельности - дневного обучения - они должны быть экономически не активны, то есть не работать на производстве или в сфере услуг с целью получения заработка9. 
 
Подобное, казалось бы, разночтение согласуется при рассмотрении видов и форм занятости.

Информация о работе Государственная политика занятости в России