Государственное регулирование безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие, как программы страхования по безработице, смягчают экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 Теоретические аспекты безработицы………………………………….4
1.1. Сущность безработицы………………………………………………………4
1.2. Измерение безработицы……………………………………………………...5
1.3. Причины безработицы……………………………………………………….6
1.4. Виды безработицы……………………………………………………………7
1.5. Порядок и основание признания граждан безработными…………………9
Глава 2 Социально-экономические последствия безработицы……………...12
2.1. Социальные последствия………………………………………………...…12
2.2. Экономические последствия. Закон Оукена……………………………..13
Глава 3 Современное состояние рынка труда в России. Безработица на Дальнем Востоке…………………………………………………….…………..17
Глава 4 Государственное регулирование безработицы………………..……..23
Заключение……………………………………………………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 110.65 Кб (Скачать файл)

 

Закон Оукена: изменение конъюнктурной (циклической) безработицы на один процентный пункт вызывает прямо пропорциональное изменение конъюнктурного разрыва на g процентных пунктов.

Потери экономики, связанные  с конъюнктурным разрывом выше, чем  отклонения от фактической безработицы  по следующим причинам:

  • не все уволенные регистрируются на рынке труда в качестве безработных;
  • занятые на производстве в условиях высокой безработицы работают неполный рабочий день, уходят в отпуска;
  • снижается средняя производительность труда из-за наличия скрытой безработицы в условиях циклического спада производства.

График кривой Оукена приведен на рисунке.

В состоянии полной занятости  величина национального дохода составляет Y*, а уровень безработицы - u*. Если занятость понизится, то величина национального дохода уменьшится до значения Y1, а фактический уровень безработицы увеличится и составит u1, что соответствует точке А кривой Оукена. Аналогичным образом находится точка В и все другие точки кривой Оукена.

При увеличении величины национального  дохода полной занятости кривая Оукена смещается вверх, при уменьшении - вниз; при увеличении нормы естественной безработицы кривая сдвигается вправо, при уменьшении - влево.

Рисунок - Кривая Оукена

Во-вторых, большие экономические  потери терпят те граждане, которые  оказываются отверженными экономикой и становятся безработными.

В-третьих, безработица, особенно циклическая, - не только экономическое  бедствие, но и социальное. Выброшенность человека "за борт" часто ведет к потере квалификации, моральных устоев, деградации личности, увеличению беспорядков и преступности, к росту смертности людей.[5]

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Современное  состояние рынка труда в России

Рынки труда в России весьма существенно различаются в разных регионах.

Российский рынок труда  не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре, т.е. происходит перенакопление рабочей силы на предприятиях, аккумуляция избыточной численности работников, при этом повышение спроса на рабочую силу приводит к трудодефициту.

"В 2011 году работодатели оказываются в сложной ситуации,- говорят специалисты кадрового агентства "Анкор".- Рынок труда, перешедший в 2009 году на сторону работодателя, через два года вновь склоняется к соискателю. Вопрос найма квалифицированных специалистов встанет довольно остро. Необходимо будет выбирать: либо принимать на работу сотрудников с более низкой квалификацией, чем требуется, и собственными силами их доучивать, либо перекупать профессионалов у других компаний, что является сценарием более затратным, так как для высококвалифицированного сотрудника важную роль играет не только уровень зарплаты, но также социальное обеспечение". Напряженность на рынке труда спала уже в первой половине 2010 года. Согласно отчетам Минздравсоцразвития России, безработица к этому времени вернулась к докризисным показателям. В зимние месяцы она традиционно выше - в январе 2011 года общая безработица составила 6,4 млн человек, но к марту  снизилась до 6,2 млн. По данным исследовательского центра SuperJob.ru, к середине 2010 года основные параметры рынка труда восстановились, а во второй половине ушедшего года устремились к новым высотам. Количество вакансий на этом рекрутинговом портале сегодня даже несколько превышает докризисное. Соотношение предложения и спроса, рассчитываемое для всей базы портала, за первое полугодие уменьшилось практические вдвое, а во втором полугодии установилось на докризисном уровне 5,3-5,4 резюме на одну вакансию. Конкуренция за рабочие места, таким образом, ослабла существенно, но горячие точки этой конкуренции выглядят более или менее стабильно. Легче всего найти работу профессиональным рабочим. А больше всего резюме на одно место - в госслужбе, и это уже давно не кажется странным, даже учитывая более низкий уровень оплаты труда в казенных учреждениях.

"На данный момент  можно сказать, что практически  во всех отраслях рынка труда  кризис преодолен. Разумеется, есть  сферы, относительно которых можно  говорить подобное с осторожностью,  но, так или иначе, 2011 год озаглавлен как год оживления рынка",- уверяет управляющий директор хедхантинговой компании Cornerstone Сергей Ражев. Богатый урожай с рынка намерены собрать и сами рекрутеры. Если в 2010 году компания SuperJob оценила весь рынок рекрутинговых услуг в $500 млн, то в 2011-м он должен вырасти в денежном выражении на 15-20%.

Самый высокий уровень  безработицы по методологии МОТ (Международная организация труда) отмечается в Чеченской Республике и Республике Ингушетия, где уровень безработицы составляет, соответственно, 66,9% и 58,5%. По данным Федеральной службы государственной статистики.

Численность экономически активного  населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в июне 2011г. составила 76,0 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 71,4 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,6 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

По сравнению с июнем 2010г. численность занятого населения  практически не изменилась, численность  безработных сократилась на 528 тыс. человек, или на 10,2% (в сопоставимой методологии).

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с  критериями МОТ, в 3,2 раза превышает  численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях  службы занятости населения. В конце  июня 2011г. в государственных учреждениях  службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1425 тыс.человек.

Как показывают материалы  обследований населения по проблемам  занятости, 64,9% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб  занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в  поисках работы, чем женщины. Среди  безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости  в июне 2011г. составила 31,4%, среди безработных  женщин - 39,4%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и  знакомых - его используют более  половины безработных.

Среди безработных, по методологии  МОТ, доля женщин в июне 2011г. составила 46,0%, доля городских жителей - 64,5%.

Безработица городского и  сельского населения характеризуется  превышением уровня безработицы  среди сельских жителей по сравнению  с уровнем безработицы среди городских жителей. В июне 2011г. это превышение составляло

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных  в июне 2011г. составил 34,8 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,0%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 6,4%, 20-24 лет - 20,6%. Высокий уровень  безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (30,6%) и 20-24 лет (12,9%). По сравнению  с маем 2011г. уровень безработицы  в возрасте 15-19 лет снизился на 0,5 процентного пункта.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы  в июне 2011г. составил 15,0%, в том  числе среди городского населения - 13,5%, среди сельского населения - 18,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в  среднем по возрастной группе 15-24 лет  по сравнению с уровнем безработицы  взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том  числе среди городского населения - 3,4 раза, сельского населения - 2,4 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 30,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии  поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более  ищут работу 35,3% безработных (застойная  безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 40,2%, среди городских - 32,6%.

Наличие опыта работы. В  численности безработных 28,3% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В июне 2011г. их численность  составила 1,3 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 18,3% составляет молодежь до 20 лет, 44,6% - от 20 до 24 лет, 19,8% - 25-29 лет.

В июне 2011г. среди безработных  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников, ликвидацией организации  или собственного дела, составила 20,5%, а доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с увольнением  по собственному желанию - 22,4%.

Безработица по федеральным  округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном  округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе. [6]

 

 

Безработица на Дальнем  Востоке

В Хабаровске снижается уровень безработицы

В настоящее время численность безработных в Хабаровском крае составляет 19 900 человек, что на 5 тысяч человек меньше по сравнению с началом 2011 года. Уровень регистрируемой безработицы составил 2,6 % против 3,2 % на начало года.

Это стало возможным благодаря  реализации на территории края ряда мер, направленных на содействие занятости  населения.

 

В частности, речь идет о  сокращении иностранной рабочей  силы. Квота на использование трудовых мигрантов из-за рубежа в 2011 году составит 18,8 тыс. единиц, что на 6,7 тыс. единиц меньше, чем в 2010 году.

 

Снижение безработицы  произошло, во многом, за счет реализации «Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда  Хабаровского края в 2011 году». В ее рамках более 650 человек открыли собственное  дело, обеспечив работой не только себя, но и своих земляков.   Порядка 500 жителей, находящиеся под  риском увольнения, прошли опережающее  профессиональное обучение и продолжили деятельность на предприятиях Хабаровского края. Невостребованные выпускники учреждений начального и среднего профессионального  образования получили возможность  стажировки. Приобретенный опыт работы позволил трудоустроиться 855 молодым  специалистам. Более 150 женщин, находящихся  в отпуске по уходу за ребенком, прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Среди  жителей края по-прежнему остаются востребованными участие в общественных работах, временное трудоустройство  за пределами края и другие направления  занятости.

 

В целом, по состоянию на 1 сентября 2011 года за счет мероприятий  Программы в крае созданы 1 940 рабочих  мест.

 

Свой вклад внесла и  краевая целевая программа «Развитие  и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском  крае на 2010-2012 годы». В ее рамках в 2011 году будет создано около 600 рабочих  мест, численность индивидуальных предпринимателей составит 35,5 тыс. человек.

 

Губернатор Хабаровского края выразил обеспокоенность по поводу сокращения финансирования ФЦП (Федеральные целевые программы) «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», что негативно отразится на занятости населения. По данным главы региона, министерством регионального развития РФ разработан проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в ФЦП, в котором предусмотрено уменьшение финансирования программы за счет средств федерального бюджета в 2011 – 2013 годах на 187,0 млрд. рублей, в том числе в 2011 году на 39,5 млрд. рублей.

 

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ на 01.10.2011 г. составил:

 в  ХАБАРОВСКЕ   0,48  %  от экономически активного  населения.

 по ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ  на 01.09.2011г. - 2,6  % от экономически  активного населения (по данным  Комитета по труду и занятости  населения Правительства Хабаровского  края).

 

Динамика численности  безработных граждан

на 01.10.07 г.

на 01.10.08 г.

на 01.10.09 г.

на 01.10.10 г.

на 01.10.11 г.

тыс.чел.

в % к  01.01.07

тыс.чел.

в % к  01.01.08

тыс.чел.

в % к  01.01.09

тыс.чел.

в % к  01.01.10

тыс.чел.

в % к  01.01.11

22,8

84,7

19,2

79,9

29,5

132,3

23,6

77,6

18,9

75,6


 

 

По состоянию на 01.10.11 года численность безработных, состоящих  на учете, в сравнении с аналогичной  датой прошлого года, уменьшилась  на 277 человек, в сравнении с августом 2011 года уменьшилась на 19 человек.

 

 Основной контингент безработных составляют женщины – 63,8 %; 10% - это лица предпенсионного возраста; 28,8% - молодежь в возрасте от 16 до 29 лет; 18,7% - инвалиды.

 

  Спрос и предложение рабочей силы  по состоянию на 01.10.2011 г.

 Заявленная работодателями  потребность в работниках на 01.10.2011 года составляет  6852 единицы, в  т.ч. по рабочим  профессиям  – 4451 единица, вакансии с оплатой  труда выше прожиточного минимума  – 5026 единиц.

  Наиболее востребованные работники и специалисты:

- строительство (плотник, каменщик, штукатур, маляр, плотник-бетонщик, арматурщик, машинист бульдозера, машинист экскаватора, машинист крана автомобильного, электрогазосварщик, отделочник)

 -торговля и общественное питание (продавец, кондитер, повар, официант,  бухгалтер, товаровед, агент торговый).

- транспорт (водитель автомобиля, водитель автобуса, водитель трамвая, автоэлектрик);

 -электроэнергетика (электромонтажник, электромонтер);

 -жилищно-коммунальное хозяйство (слесарь-сантехник, дворник, электрик, уборщица, уборщик лестничных клеток);

 -здравоохранение (врач, медицинская сестра, санитарка)

- образование (учитель, воспитатель).

Зарегистрировано безработными – 3381 чел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4 Государственное  регулирование безработицы

Безработица - постоянный спутник  рыночной экономики, связана с определенными  потерями для общества. Поэтому оно  должно эти потери минимизировать. Прежде всего, необходимо создать условия, при которых безработные слои населения могли как-то просуществовать  в период вынужденного бездействия.

Организационное воздействие  механизма занятости в Российской Федерации осуществляет Федеральная  служба занятости населения. Система  содействия занятости представляет собой Федеральную службу занятости  населения Российской Федерации  и региональные (городские) центры занятости, которые работают по единой методологии  в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Имеются четкие инструкции о порядке работы служб  занятости в Российской Федерации, отраженные в технологии организации  работы центра занятости в Российской Федерации.

В настоящее время во всех субъектах Федерации действуют  программы содействия занятости  населения, включающие меры активной политики занятости (мероприятия по содействию трудоустройству населения, в число  которых входят: организация ярмарок  вакансий и учебных рабочих мест, общественных работ; информирование населения  и работодателей о положении  на рынке труда; социальная адаптация  безработных граждан на рынке  труда; временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие самозанятости; профессиональная ориентация граждан и профессиональное обучение безработных).

Безработным оказывают помощь по нескольким каналам.

Прежде всего, через систему  пособий по безработице. Эти пособия  финансируются из трех источников:

Информация о работе Государственное регулирование безработицы