Государственное регулирование, методы и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Огромная роль государства и его способность регулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития.

Содержание

Введение

I.Необходимость существования государственного регулирования.

I.1 Необходимость государственного регулирование в условиях рыночной экономики.

I.2 Объекты и цели государственного формирования экономики.

II. Формы и методы государственного регулирования экономики.

II.1 Государственное экономическое прогнозирование и программирование экономики.

II.2 Бюджетно-налоговая система.

II.3 Денежно-кредитная политика.

II.4 Регулирование валютного курса.

II.5 Особенности государственного регулирование в современной. России.

Заключение.

Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya (1).docx

— 59.20 Кб (Скачать файл)

Среди общих принципов налоговой  системы можно выделить следующие:

- Налоговые поступления формируют  необходимую финансовую базу  для операций государства в  экономической сфере, а сама  структура, объемы и методы  налоговых изъятий создают возможность  целенаправленного воздействия  со стороны государства на  темпы и пропорции накопления  общественного денежного и производительного  капитала, позволяют ему контролировать  практический весь совокупный  общественный спрос. В движении  капитала на разных стадиях  его кругооборота и в различных  сферах можно выделить пункты  изъятия налогов и создать  целостную систему налогообложения.

- В соответствии с законом  об основах налоговой системы  в Российской Федерации взимаются:

- Федеральные налоги и сборы  - устанавливаемые Налоговым Кодексом  РФ и обязательные к уплате  на всей территории РФ. К ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.

- Региональными признаются налоги  и сборы, устанавливаемые в  соответствии с Налоговым Кодексом  РФ и вводимые в действие  законами субъектов РФ и обязательные  к уплате на территории соответствующих  субъектов РФ. К ним относятся:  налог на имущество организаций;  налог на недвижимость; дорожный  налог; транспортный налог; налог  с продаж; налог на игорный  бизнес; региональные лицензионные  сборы.

- Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в действие нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. К ним относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.[Налоговый кодекс РФ]

 

II.3 Денежно-кредитная политика.

Денежно–кредитная политика* - является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком. Денежно – кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы*, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета*, создания финансовых условий выхода из кризиса. В процессе реализации денежно – кредитных способов регулирования экономики тесно переплетаются прямые экономические и косвенные методы.

К инструментам прямого экономического воздействия относятся:

  • целевое кредитование;
  • установление кредитных «потолков»;
  • прямой контроль за установлением уровня процентных ставок.

Меры, связанные с целевым кредитованием, выражаются в существовании специальных  кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли  по более льготным ставкам. Эти банки, как правило, пользуются определёнными  льготами в своей деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные  цели и в определённых размерах.

Установление так называемых кредитных  «потолков» есть не что иное, как  ограничение объёмов кредитов тех  или иных видов, что позволяет  сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной  деятельности.

Прямой контроль за уровнем процентных ставок связан с установлением Центральным Банком ставки рефинансирования (нормы процента – платы за кредит, выдаваемый ЦБ РФ с коммерческих банков), с определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном Банке.

Более широко используется косвенные  методы денежно – кредитного регулирования:

  • регулирование минимальных резервных требований;
  • осуществление дисконтной политики* (регулирование учётных ставок по кредитам);
  • купля – продажа иностранной валюты;
  • регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;
  • изменение курса национальной валюты;
  • эмиссия денег* в обращение в рамках определённых нормативов;

- продажа – скупка государственных  ценных бумаг.

Большинство современных экономистов  рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для  демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному  диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности  отдельных субъектов.Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП*.

Эта цель достигается с помощью  мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более  конкретные и доступные цели, чем  указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег  в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д.

В том или ином случае проводником  монетарной политики является Центральный  Банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся  в обращении.

Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средства обращения (иначе, деловой, операционный или спрос  на деньги для совершения сделок) и  как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос*).

Инструментарий  кредитно-денежной политики

В мировой экономической  практике используются следующие инструменты  регулирования денежной массы* в обращении:

- операции на открытом рынке*, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг;

- политика учетной ставки, т.е.  регулирования процента по займам  коммерческих банков у центрального  банка;

- изменение норматива обязательных  резервов.

В настоящее время в мировой  экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки  или продажи на открытом рынке  казначейских ценных бумаг центральный  банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему  государства, либо изъять их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся Центральным Банком обычно совместно  с группой крупных банков и  других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что  ЦБ размещает (в ситуации излишка  денежной массы в обращении) или  скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение  денег на денежном рынке.

Политика учетной ставки (дисконтная политика). Учетная ставка - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем Центральный Банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности.

Учетную ставку устанавливает ЦБ. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся  получить кредит. При этом увеличиваются  избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения.

Среди инструментов монетарной политики, политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального Банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании  с деятельностью центрального банка  на открытом рынке.

Изменение нормы обязательных резервов банков*. Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков:

- если центральный банк увеличивает  норму обязательных резервов, то  это приводит к сокращению  избыточных резервов банков и  к уменьшению денежного предложения;

- при уменьшении нормы обязательных  резервов происходит расширение  предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает  основы всей банковской системы.

Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

 

 

 

 

II.4 Регулирование валютного курса.

Устойчивость  и сила национальной валюты - ключевой фактор снижения инфляции, достижения макроэкономической стабилизации и  экономического роста. Положение национальной валюты имеет ключевое значение для  развития и процветания экономики  и общества. Наиболее высокий уровень  инфляции наблюдается в странах, где определение курса национальной валюты предоставлено «рыночным  силам».

В мире существуют три основных режима валютного курса - фиксированный, плавающий и ограниченно  плавающий.

В режиме фиксированного обменного курса, доминировавшем в  прошлом столетии, учреждения, проводящие денежную политику, фиксируют относительную  цену отечественной и иностранной  валюты. Для поддержки паритетного  курса Центральный Банк берет  обязательство покупать или продавать  иностранную валюту по данному курсу.

В режиме плавающего курса учреждения, проводящие денежную политику, не принимают обязательств по его поддержанию на заданном уровне. Колебания спроса и предложения  денег отражаются в изменениях валютного  курса. Если Центральный Банк совсем не покупает и не продает иностранную  валюту, то такой режим называется «чистым» плаванием. Если же Центральный  Банк осуществляет валютные операции, то такой режим называется ограниченно  плавающим.

По мнению известного западного экономиста П. Кругмана, «неконтролируемый рынок не может использовать всю имеющуюся информацию и, таким образом, устанавливает валютный курс на экономически неверном уровне; так как это может неблагоприятно сказаться на потреблении и инвестициях и ухудшить экономическую активность, рынок должен быть защищен от самого себя».

Официальное регулирование  валютного курса основано на том  мнении, что официальные власти лучше, чем рынок, справляются с нахождением  долгосрочного равновесного значения валютного курса.

Вообще, валютная политика должна быть направлена на решение  следующих задач:

- сглаживание  резких краткосрочных колебаний;

- остановка волны  чрезмерной спекуляции*, вызванной изменением экономической ситуации;

- прекращение  тренда* на валютном рынке;

- установление  целевого значения валютного  курса;

- сопротивление  валютным колебаниям, в случае когда они превышают определенное допустимое изменение;

- стимулирование  начала определенного ценового  тренда, оправданного экономической  ситуацией.

Валютный курс представляет собой цену, относящуюся  к двум странам, поэтому валютная политика одной стороны может  иметь серьезные последствия  для других стран. В целях недопущения  манипулирования своей валютой  МВФ* выработал ряд рекомендаций, которым его члены должны следовать при разработке своей валютной политики:

- он должен  избегать манипулирования своей  валютой с целью неэффективного  выравнивания платежных балансов  или получения преимуществ в  международной конкурентной борьбе;

- он может  осуществлять интервенцию на  валютном рынке только при  необходимости сглаживания краткосрочных  колебаний рыночного курса своей  валюты;

- при проведении  своих интервенций члены МВФ  должны принимать во внимание  интересы других членов, включая  тех, валюты которых также оказываются задействованы в ходе интервенции.

Информация о работе Государственное регулирование, методы и инструменты