Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 06:34, контрольная работа
Учитывая развитие предпринимательства в России, можно сказать, что роль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании и регулировании предпринимательства.
Связь предпринимательства с деятельностью государственного аппарата четко прослеживается на всех этапах развития российской экономики.
Предпринимательская деятельность в современных условиях требует государственного регулирования, благодаря которому частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности.
Лицензирование
Государственное лицензирование предпринимательства до недавнего времени и было основным элементом такого регулирования. Чиновники обладали очень удобным механизмом: всегда можно проверить, как работают лицензированные фирмы, быстро пресечь нарушения - предупреждением, приостановлением или отзывом лицензии. В то же время лицензирование, устанавливая лишние бюрократические барьеры на пути предпринимателей, уменьшает, как показала практика, число участников рынка, а значит, ослабляет конкуренцию. Это опасно для экономики, особенно в условиях практически полного отсутствия общественного контроля за деятельностью бюрократической машины. Конечно, действия чиновника можно обжаловать в суде, и тот очень часто встает на сторону предпринимателя. Однако далеко не всегда бизнесмены осмеливаются затевать разбирательство. Судебного решения иногда приходится ждать довольно долго, а за это время чиновники могут парализовать деятельность строптивца.
Но у гослицензирования есть и другой недостаток: возможность его использования для устранения конкурентов. Предприниматели, сумевшие поладить с надзирающими органами, инициируют проверки конкурентов либо для получения закрытой информации, либо просто чтобы их разорить.
Сейчас под закон о лицензировании подпадают только те виды предпринимательской деятельности, "осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием". Кроме того, теперь лицензия выдается на срок не менее пяти лет (по старому закону - не менее трех). Уточняются полномочия лицензирующих органов, процедуры выдачи, переоформления и отзыва лицензии. Наконец, новый закон вводит исчерпывающий, значительно более короткий, чем в старой редакции, перечень лицензируемых видов деятельности.
Однако произошло неожиданное: многие профессиональные участники рынка, которых коснулась отмена лицензий, относятся к ней отрицательно. Основной мотив: на рынок хлынет поток непрофессионалов и откровенных жуликов, которые будут демпинговать и сделать качественную работу невыгодной. Особенно недовольны риэлтеры, хозяйствующие на рынке недвижимости. Появление на нем новых участников, выпргнувших как черти из табакерки, может привести к снижению цен на услуги, обману граждан.
Но авторы реформы вовсе не отказываются от администрирования в сфере предпринимательства. Снятие барьеров на входе в рынок компенсируется контролем за деятельностью непосредственно на рынке - вводятся новые для России механизмы регулирования предпринимательской деятельности. Так, с 1 июля вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Им предусмотрена административная дисквалификация участников рынка, нарушающих закон - запрет осуществлять определенную деятельность или занимать определенную должность на срок до трех лет. Применить такую санкцию может только суд.
Следует также заметить, что никто не отменял обязательную и добровольную сертификацию товаров, работ или услуг, а также определенные квалификационные требования, предъявляемые к участникам рынка. Например, хотя производство строительных конструкций и материалов теперь лицензироваться не будет, потребитель всегда сможет узнать о качестве стройматериалов по соответствующему сертификату.12
Возникают вопросы и с применение нового закона. После его вступления в силу вышло распоряжение правительства, в котором конкретно распределялись уровни лицензирования (федеральный, региональные). Однако соответствующих нормативных документов (Положений) о порядке лицензирования того или иного вида предпринимательской деятельности нет (за исключением туристического и строительного бизнеса) до сих пор нет.
Система лицензирования была неплохо отработана на региональном уровне. Требовалось лишь дополнить ее Федеральным лизинговым центром, что позволило бы более эффективно и оперативно решать возникающие вопросы. Государственный контроль за бизнесом должен быть. А что касается снятия с его пути административных барьеров, то почему, например, не ввести упрощенный порядок регистрации и оформления частных предприятий по методу так называемого "единого окна", когда в одном месте предпринимателю выдаются все необходимые документы (в том числе и лицензии)?13
II. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
Судьба предпринимательства напрямую связана с существующей в стране налоговой системой. Она создавалась с 1991 года практически заново методом “проб и ошибок” под сильным давлением текущих и весьма неблагоприятных обстоятельств и характеризуется очевидной фискальной направленностью. При этом нарастание проблем формирования бюджетов разных уровней сопровождается усилиями по реформированию налоговых взаимоотношений между различными уровнями налоговой системы. В современных условиях, когда уровень налогового бремени и без того достаточно высок, нельзя повышать долю закрепленных доходов в местных бюджетах путем введения новых местных налогов. Также неприемлемы предложения о полном переводе процесса формирования бюджетов субъектов Федерации только на их собственные налоги, ибо эти противоречит задаче сохранения единого экономического пространства.
Эффективным средством государственного регулирования
экономики, предпринимательства в рыночных
условиях является осуществление налоговой
политики в стране. Выполнение налоговых
обязательств предпринимателями-
31 декабря 2001 г. принят
Федеральный закон РФ № 198-ФЗ
"О внесении дополнений и
изменений в Налоговый кодекс
Российской Федерации и в
Налогообложение субъектов
малого предпринимательства в России
осуществляется на основе трёх систем:
общеустановленная система
Малый бизнес может быть организован как минимум в следующих формах:
Индивидуальный предприниматель уплачивает с суммы
полученной прибыли налог на доходы физических лиц по ставке 13% (ст. 224 НК РФ).Он также уплачивает косвенные налоги (НДС, налог с продаж). При небольших доходах (до 1млн. рублей выручки в квартал) индивидуальный предприниматель вправе получить освобождение от уплаты НДС согласно статье №145 НК РФ.
Кроме того, с суммы полученного дохода, за вычетом расходов, связанных с их увеличением, уплачивается единый социальный налог. С суммы полученной прибыли организация уплачивала налог на прибыль по ставке 20-24% (ст. 284 НК РФ), а с мая 2002 года налог на прибыль для этих предприятий снижается с 20 до 15% 16 . Конкретная ставка налога зависит от законодательства субъекта РФ, в котором расположена организация. Кроме того, имеются налоги, которые уплачиваются организацией (и не уплачиваются индивидуальными предпринимателями): налог на пользователей автодорог, который исчисляется в размере 1% от суммы выручки от реализации или при торговой деятельности - разницы между ценой реализации и приобретения товаров; налог на имущество организации, который уплачивается от балансовой стоимости имущества по ставке, установленной местными органами власти, но не более 2%.17
Участники малого бизнеса могут перейти на применение упрощенной системы налогообложение, учёта и отчетности. Такая возможность предоставлена только юридическим лицам - субъектам малого предпринимательства. Для юридического лица одним из аспектов, определяющих возможность перехода на упрощенную систему налогообложения, является наличие статуса субъекта малого предпринимательства. При этом средняя за отчётный период численность работников малого предприятия (не более 15 человек) определяется из расчёта всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учётом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Не могут перейти на упрощенную систему налогообложения предприятия, занимающиеся производством подакцизной продукции, малые предприятия, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также предприятия, для которых Минфином РФ установлен особой порядок ведения учёта и отчётности, например, кредитные организации, страховые компании, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного бизнеса, бюджетные организации.
Объектом обложения единым налогом является совокупный доход или валовая выручка. В том случае, если доход составляет 40% и более от выручки, единый налог исчисляется по ставке 30% полученного дохода. Доход определяется как разница между выручкой, полученной предприятием за отчётный год и расходами, понесёнными за этот период. Источником информации о выручке и затратах, понесённых предприятием, является книга учёта доходов и расходов. В том случае, если доход менее 40% полученной выручки, единый налог исчисляется исходя из выручки предприятия по ставке 10%.
Предприятие считается перешедшим на упрощенную систему налогообложения с того квартала, в котором произошла его официальная регистрация.18
Применение упрощенной
системы налогообложения для
индивидуальных предпринимателей означает
замену уплаты налога на доходы уплатой
стоимости фиксированного платежа
- патента. Стоимость патента устанавливае
Данный закон может являться нарушением конституционного принципа поддержки конкуренции (статья 8 Конституции РФ). Индивидуальные предприниматели, перешедшие на вмененный доход, поставлены в более невыгодные условия по сравнению с организациями.
Единый налог на вменённый доход.
По Федеральному закону от 31.07.1998г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности» появился особый режим налогообложения отдельных предприятий и предпринимателей: установление единого налога. Это, в первую очередь, направлено против уклонения отдельных налогоплательщиков от уплаты налогов, и впервые позволило обложить единым налогом на вменённый доход слабо контролируемый другими налогами налично-денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, реализуется от 30 до 80% отражаемых в отчётах товаров и услуг предприятий малого и среднего бизнеса.20
Принципиальным отличием режима налогообложения, использующего единый налог на вменённый доход, от традиционных схем налогообложения частных предприятий является то, что база налогообложения по каждому налогоплательщику и объекту обложения определяется не по их отчётности, а на основании определённой расчётным путём доходности различных видов бизнеса в соответствующих региональных и других условиях.21
Объектом налогообложения при применении единого налога является вменённый доход на очередной календарный месяц.
С мая 2002 года произошло то, на что бизнесмены, пожалуй, и не рассчитывали: президент поручил правительству отменить единый социальный налог (ЕСН) «задним числом» – с 1 января. Вместо ЕСН теперь будет нужно платить только страховые взносы в Пенсионный фонд. Фактически нынешние решения – это исправление ошибки, допущенной разработчиками налоговой реформы, «забывшими» снять ЕСН с малых предпринимателей, платящих вмененный налог. В результате ошибки налогообложение с 1 января не только не уменьшилось, как планировали реформаторы, но даже заметно увеличилось.22
Применение упрощенной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей означает замену уплаты налога на доходы уплатой стоимости фиксированного платежа - патента. Стоимость патента устанавливается законами субъектов Федерации. До недавнего времени предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивали ЕСН исходя из дохода, определяемого из стоимости патента. Т.е. предполагалось, что стоимость патента - это размер налога. А на основании этой величины методом обратного пересчета можно установить размер дохода, который соответствует этому налогу. Назовем такой доход условным. В тех регионах, где стоимость патента небольшая, не был большим и размер уплачиваемого ЕСН. Новый порядок уплаты ЕСН ставит вопрос о целесообразности применения упрощенной системы налогообложения в таких регионах под большое сомнение. Для налогоплательщиков этих регионов новые правила, установленные Федеральным законом РФ № 198-ФЗ, существенно увеличивают налоговую нагрузку. Фактически введен новый налог со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая обязанность по составлению и сдаче соответствующих налоговых деклараций.23
Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности