Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.1
Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Госрегулирование.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

           Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека недостойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились экономические функции государства. Активно включившегося в перераспределение доходов. 

3.2 Занятость 

        Механизм рынка не реализует  автоматически право на труд  для тех, кто может и хочет  работать. Заметим, что обеспечение  указанного права не тождественно  наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Выше отмечалось, что для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости. Материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевшие найти их.

           Монополизм и инфляция – тяжелые  «хронические болезни» рыночной экономики, которая нуждается в постоянно проводимой государством и антиинфляционной и антимонопольной профилактики.

           Развитие фундаментальных научных  исследований и связанных с  ними  крупных инвестиций с  длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Напротив, рынок эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии.

           Государство проводит региональную  политику, решая проблемы, возникающие  при воздействии на рыночную  экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

         

3.3 Реализация национальных интересов в мировой экономике 

      Предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

           Таковы в общих чертах верхние  максимально допустимые пределы  государственного вмешательства  в рыночную экономику. Эти рамки  достаточно широки для того, чтобы  разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.

           Если же государство пытается  делать больше, чем ему отмерено  рыночной экономикой, - продолжает  распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики избавление ее от чрезмерной государственной активности.

           Основными направлениями экономической  деятельности государства являются  следующие. 
 
 
 

3.4 Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма 

      Что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

           Выполнение функций, очерченных  минимально необходимыми и максимально  допустимыми границами вмешательства  государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

           Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др. 

      3.5 Инструментарий государственного регулирования

      Совокупность  инструментов государственного регулирования включает в себя следующие основные элементы:

  • Экономическое прогнозирование  - предвидение будущего состояние экономики и сопряженных с ней сфер.
  • Составление индикативного плана (прогноза) по всему комплексу хозяйства страны.
  • Разработка и реализация  адресного плана по определенному кругу  хозяйственных объектов, входящих в подведомственное государственным органам власти  хозяйство.
  • Применение инструментария косвенного воздействия  (через экономические рычаги) на хозяйствующие объекты.
  • Разработка и реализация целевых комплексных программ, по решению  наиболее приоритетных задач социально-экономического развития страны.

      Систему документов, регламентирующих социально-экономическое  развитие страны можно представить  следующим образом (Приложение 3).6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4. Сферы государственного регулирования

    Задачи  государственных  органов по регулированию  национальной экономики 

      Для большинства развитых стран мира  характерно расширяющееся и усиливающееся  вмешательство государства в  различные сферы экономической  жизни. Разница состоит лишь в  степени этого вмешательства. В  США оно меньше, в Швеции больше. Но даже в Соединенных Штатах Америки государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой составной частью американского хозяйственного механизма.

      Основным  инструментом государственного регулирования  является бюджетно-налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство, как правило, ставит следующие цели:

  • достижение постоянного и устойчивого экономического роста;
  • обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
  • обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
  • обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;
  • создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
  • равновесие во внешнеэкономической деятельности.

      В целях воздействия на экономическое развитие страны государственные органы могут использовать целый арсенал средств. К важнейшим из них относятся:

      а. Управления ограниченными производственными ресурсами.

      б. Налоговое регулирование экономики.

      в. Монетарные методы воздействия на экономическую систему.

      Каждая  группа этих методов имеет свои особенности  и целесообразные границы применения. 

4.1 Государственное регулирование банковской деятельности 

      Государственное регулирование банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется, прежде всего, в рамках самой банковской системы и находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки Центрального Банка. Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задач общественного воспроизводства.

         В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции.7 Он находится в государственной собственности и служит основным субъектом государственного регулирования функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики.

      Одна  из ключевых задач ЦБ РФ по управлению денежно-кредитными отношениями - обеспечение  надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств банков.

      Рассматриваемая задача ЦБР  достигается в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных  ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти ещё весьма слабы.

            Воздействие Центрального Банка  на деятельность коммерческих  банков осуществляется по следующим  основным направлениям:

  • Создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий, позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы.
  • Проведение мер денежно-кредитного регулирования, оказывающих влияние на объём и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику.

      Установление  экономических нормативов и надзор за их соблюдением с целью обеспечение  ликвидности банковских балансов. 

4.2 Государственное регулирование в сфере инвестиций 

      Инвестиции  – процесс, затрагивающий интересы не только государства, но и частных  компаний, и отдельных лиц. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать интересы всех участников данного процесса, что в частности, способствует привлечению иностранного и частного капитала в развитие экономики страны и снижает возможные финансовые риски, связанные с инвестированием экономики России в настоящий период.

      Поскольку, государство играет ключевую роль в финансовой деятельности, оно не может не использовать инвестиционные вложения в экономику в своих интересах. А если государство использует в своих интересах инвестиции, оно будет стремиться регулировать инвестиционный процесс в стране. В целях регулирования инвестиционной деятельности государство использует самый доступный для него и самый действенный регулятор – право. Следовательно, юридической формой осуществления инвестиционной деятельности в стране являются финансово-правовые акты.

      Так как государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.

      В ситуации продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности – одно из условий выхода России из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.

      Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена  на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а так же поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты.

      Вмешательство государства должно отвечать интересам  всех слоев общества, для того чтобы  достичь наиболее эффективного общественного  производства. Общественное производство может считаться эффективным  только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие  социальной, экономической и культурной сферы.

Информация о работе Государственное регулирование экономики