Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:09, курсовая работа
Государственное регулирование экономики - это система мер государства, посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. На сегодняшний день, актуальность темы заключается в необходимости развития собственного рынка и расширения экономики, за счет государственного регулирования
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики
1.1. Взгляды экономических школ на государственное регулирование……...4
1.2. Роль и пределы государственного вмешательства в экономику………...10
Глава 2. Инструментарий государственного регулирования экономики
2.1. Основные направления экономической деятельности государства…….14
2.2. Методы государственного регулирования экономики…………………..19
Глава 3. Государственное регулирование экономики в России
3.1. Роль и методы государственного регулирования в современной России………………………………………………………………………….....25
3.2. Последние тенденции экономического развития в России………………32
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...40
- Налоговое перераспределение доходов - подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей.
- Рыночной экономике
присуща неравномерность,
8. Макроэкономическая стабилизация экономики - мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики. К основным мерам, направленным на достижение макроэкономической стабилизации, относятся: изменение государственных расходов, налогов и др. В период кризисной ситуации достижение стабилизации экономики требует чрезвычайных мер, предусмотренных программой стабилизации или оздоровления экономики.
9. Фискальная политика - это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определенных макроэкономических целей. Если экономика действует ниже своих возможностей, то государство проводит расширительную фискальную политику. Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к росту бюджетного дефицита. Для преодоления инфляционных разрывов используется ограничительная фискальная политика, которая предполагает сокращение правительственных расходов и рост налоговых ставок.[5, с.250]
10. Поддержка малого бизнеса. Под малым бизнесом понимается совокупность мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест, по средствам налоговой, кредитной политики, оказания услуг и так далее.
11. Регулирование внешнеэкономической деятельности. На усиление роли государства во внешнеэкономической деятельности влияют такие факторы, как обострение конкурентной борьбы на мировых рынках; дестабилизация валютных курсов; возросшее неравновесие платежных балансов; огромная внешняя задолженность.[5, с.252]
Каждое государство
стремится создать
12. Поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики - постоянное внедрение новой техники, технологий, являющихся результатом достижений научно-технического прогресса, развитие изобретательства. Дальнейшее совершенствование рыночных отношений предполагает еще большее увеличение значимости знаний, научных разработок, идей и др.
13. Обеспечение экологической безопасности - важная функция государства в социальной рыночной экономике. Вторая половина XX века показала, что экстенсивное развитие экономики сопровождается рядом отрицательных последствий. Среди них разрушение экосистем, потеря части ВВП. Такие потери приводят к негативным экономическим, финансовым и социальным последствиям. Их можно устранить или снижением темпов экономического развития, или осуществлением комплекса мер по экологизации производства. В свою очередь государство:
- организует систему
контроля, оценки и слежения за
изменениями состояния
- создает сеть стационарных
станций наблюдения, авиакосмические
средства контроля позволяют
следить за изменениями
- посредством законов,
- контролирует эксплуатацию
2.2 Методы государственного регулирования экономики
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния.
Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата, но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.[8, с.124]
Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.[8, с.125]
Методы государственного
регулирования классифицируются и по
организационно-
1. Административные методы
- Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание каких-либо товаров и услуг и их компонентов общественно вредными, ненужными, не допускаемыми к применению. Например, государство может ввести запрещение транзита, т.е. следование через находящуюся под его суверенитетом территорию неугодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности или по другим причинам.
- Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия). Например, в Великобритании существует особое разрешение на расширение производственных мощностей. Оно выдается местными властями по согласованию с органами пожарного надзора, контроля над окружающей средой и др.
- Принуждение - один из методов управления, основанный на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, несвоевременная уплата налогов, уменьшение налогооблагаемой базы приводят к взиманию штрафов с налогоплательщиков.
2. Экономические методы
не ограничивают свободу
В современном обществе государственное регулирование экономикой осуществляется преимущественно на основе экономических методов.
Существенные позиции среди экономических методов занимают:
- Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика включает следующие инструменты регулирования: регулирование учетной ставки; установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в центральном банке; операции государственных организаций на рынке ценных бумаг.
-Бюджетно-финансовая политика сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем для реализации социально-экономической политики и зависит от конкретной хозяйственной и политической ситуации, а также от стратегии экономического развития страны. В зависимости от этих факторов предусматривается разная степень перераспределения национального дохода через бюджет, больший или меньший уровень централизации финансовых ресурсов внутри бюджетной системы, усиление или ослабление регламентации использования бюджетных средств, приоритетность бюджетного финансирования тех или иных мероприятий, выбор путей достижения сбалансированности бюджетных доходов и расходов и т.д.
- Ускоренная амортизация - это амортизация по повышенным ставкам в сравнении с действующими или средними ставками. Смысл ускоренной амортизации состоит в установлении такого уровня ежегодных списаний в амортизационный фонд, который превышает размеры фактического морального и физического износа элементов основного капитала. Ускоренная амортизация разрешает переносить существенную часть прибыли в статьи издержек производства, не облагаемых налогами. Такая политика способствует росту собственных финансовых возможностей предпринимателей для осуществления капитальных вложений, а также
снижению доли заемных средств в процессе капитального строительства и модернизации капитала.
В развитых странах применяется
текущее регулирование
1. Текущее регулирование
экономики осуществляется в
Текущее регулирование
экономики нацелено, прежде всего, на
поддержание определенного
В условиях падения объемов
производства, роста безработицы
применяются противоположные
2. Государственное программирование - это долговременное, целевое регулирование экономики, предусматривающее разработку не только экономических, но и социальных программ. Государственное программирование может охватывать всю экономику в целом или ее отдельные отрасли, регионы, отдельные группы населения и так далее. Существуют различные виды государственных программ, в зависимости от использования конкретных критериев их можно подразделить на ряд видов.
1. В зависимости от временного периода программы бывают: краткосрочные (от 1 года до 3 лет); среднесрочные (период в 3-5 лет); долгосрочные (составляются на 5 лет и более).
2. В зависимости от
объекта программирования
- Общегосударственная программа фиксирует основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Программы направлены на деятельность государственного сектора, а также на регулирование деятельности частных фирм.
- Региональные программы
охватывают деятельность
- Целевые программы
предусматривают развитие
- Чрезвычайная программа
разрабатывается в тех случаях,
Государственное программирование наиболее распространено в странах Западной Европы, а также в Японии, менее - в США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики. Программирование экономики применяется и в развивающихся странах. Это объясняется тем, что развивающиеся страны сталкиваются в своем развитии с проблемами, преодолеть которые через механизм стихийного регулирования экономических процессов невозможно.[11, с.362]
Информация о работе Государственное регулирование экономики в России