Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 14:07, контрольная работа
Целью данной работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………………………….
1. Государственный бюджет: понятие и роль в экономике
1.1 Социально-экономическая сущность и структура государственного бюджета……………………………………………………………………………………………
1.2 Функции государственного бюджета в современной экономике…………………………………………………………………………………………..
1.3 Проблема сбалансированности и механизмы регулирования структуры государственного бюджета………………………………………………………………………………………………
2.Анализ государственного бюджета РФ
2.1 Структура и динамика государственного бюджета РФ……………………………………………
2.2 Состояние и специфика бюджета переходной экономики России……………………………….
2.3 Пути совершенствования государственного бюджета РФ………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………………………………………………………..............
Доходы бюджета.
Доходы государственного бюджета ― это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение федеральных органов государственной власти.
В доходы государственного бюджета зачисляются:
-собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;
-собственные неналоговые
доходы (доходы от платных услуг,
оказываемых соответствующими
-остаток средств на конец предыдущего года;
-доходы, полученные в
виде безвозмездных и
Налоги ― главный источник формирования доходов государственного бюджета.
Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов
Расходы бюджета
Расходы государственного бюджета ― это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Расходы государственного бюджета классифицируют:
1) по экономической роли в процессе воспроизводства ― на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
2) по функциональному
назначению ― на затраты на
содержание аппарата
Формирование расходов государственного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами РФ, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти.
2.2 Состояние и специфика бюджета переходной экономики России
В условиях постоянного давления финансового кризиса, Госдума Российской Федерации все-таки приняла федеральный бюджет на 2009 год и на плановый период 2010–2011 годов. При этом бюджет был подвергнут существенным изменениям в соотношении с начальным вариантом. Никто из экспертов не берется давать прогнозы по успешности экономической и социальной политики. В рамках второго чтения депутаты утвердили бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым
статьям и видам расходов федерального бюджета. Был рассмотрен вопрос о распределении между субъектами РФ межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и на плановый период. Утверждены и программы государственных внутренних и внешних заимствований, а также программа госгарантий в российской валюте в период «скользящей трехлетки». Также стоит отметить и то, что в бюджете особое внимание уделено как раз антикризисным мерам, а именно: поддержанию финансового сектора, в частности банковского, возвращению утраченных позиций на фондовом рынке и развитию энергетической отрасли.
«Федеральный бюджет станет ядром для создания инфраструктуры, вложения в человеческий капитал, в обеспечение макроэкономической устойчивости и обеспечение обороноспособности страны», – заявил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Правительство, отметил он, считает своей задачей обеспечить приоритетное финансирование расходов на здравоохранение, образование, инновационное развитие экономики, развитие инфраструктуры и обеспечение безопасности граждан.
Впервые расходы на национальную экономику превышают ассигнования, выделяемые на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Это самый высокий рост расходов в структуре федерального бюджета.
В бюджете увеличивается финансирование важнейших социальных обязательств – индексация зарплаты, пенсий и пособий. Так, в 2009 году запланирована индексация базовой части трудовой пенсии с 1 марта на 8,5% и с 1 декабря – на 26,4%, а в 2010 году с 1 апреля – на 9,9%. В ближайшие три года будет также увеличиваться денежное довольствие федеральных госслужащих и военнослужащих – соответственно на 8,5%, на 7% и на 6,8%. Размер материнского (семейного) капитала в будущем году составит 299731 рублей. Кроме того, предусматриваются меры по увеличению среднегодового прожиточного минимального уровня – с 4135 рублей в 2009 году до 4989 рублей в 2011 году, что позволит к концу будущего года повысить средний размер социальной пенсии до уровня среднепрожиточного минимума пенсионера и сохранить выплаты на этом уровне в 2010 и в 2011 годах.
Увеличивается средний размер трудовой пенсии, студенческие стипендии. Будет завершено обеспечение жильем нуждающихся ветеранов ВОВ.
В 2009 году на строительство и модернизацию автодорог общего пользования ассигнуется 31,5 млрд. рублей.
В целом трехлетний бюджет достаточно сбалансирован. Первоначально к 2011 году планировался небольшой дефицит, но в итоге бюджет сформирован с профицитом. Существует определенные проблемы с объемами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, однако они носят технический характер и их решение связано с внесением изменений в Бюджетный кодекс. Проблема в другом. Новые условия, сложившиеся в мировой финансовой системе, потребуют пересмотра ключевых макроэкономических показателей, а значит, и бюджета.
В условиях финансового кризиса нам поможет большой объем накопленных золотовалютных резервов. Возможно, банковской системе придется предоставить больше ликвидности в связи с оттоком капитала на западные рынки, где ликвидности также не хватает. Доля источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в общем объеме ВВП несколько увеличивается, что связано именно с решением проблемы ликвидности.
Меры, принятые Минфином России и Центробанком в течении весны и лета, будут способствовать сдерживанию роста инфляции в начале 2009 года. Конечно, они носят монетарный характер, и в части инфляции издержек ситуация не изменится. Но это уже результат влияния тарифов естественных монополий. Предположительно по итогам года инфляция превысит 11,8%, достигнув уровня 12,3–12,5%. Однако в начале следующего года она уменьшится.
2.3 Пути совершенствования государственного бюджета РФ
Проблема нормализации системы расчетов и платежей в экономике страны остается нерешенной, что приводит к значительному сокращению финансовой базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за расходованием бюджетных средств.
Для обеспечения экономического роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.:
1. рост ВВП и продукции промышленного производства;
2. прекращение спада
3. создание условий для
переориентации финансовых
4. снижение налоговой
нагрузки на
5. рост реальных располагаемых денежных доходов населения;
6. поддержание уровня
занятости населения РФ и
Приоритетные задачи финансовой политики:
1) введение в действие
новых принципов межбюджетных
отношений, усиление координации
деятельности всех фискальных
органов, завершение перехода на
казначейскую систему
2) увеличение доходной базы бюджетов за счет собираемости налогов;
3) совершенствование структуры
расходов бюджетов на основе
сокращения прямых
4) существенное укрепление
текущего и последующего
5) формирование реалистичного бюджета;
6) проведение политики
на финансовом рынке, позволяющей
преодолеть последствия
7) повышение эффективности
валютно-финансовых операций и
дальнейшее укрепление
8) усиление страхового надзора и регулирования рынка страховых услуг.
Большое внимание следует уделить социальной политике, т.е. реформе здравоохранения и образования (адресная социальная помощь), концепции реформирования российской науки, созданию новой пенсионной системы и вводить ее постепенно, не ущемляя интересы пенсионеров.
Одним из резервов ресурсов подъема страны является эффективная внешняя политика. Необходимо добиваться отмены дискриминационных мер в отношении продукции наших фирм.
Необходимо провести административную реформу. Цель реформы – сделать госаппарат компактным, эффективным и подконтрольным обществу. Важное направление административной реформы – борьба с коррупцией.
Задача подъема России напрямую связана с развитием местного самоуправления – снижение федеральной опеки, больше доверия регионам. Но за центром всегда остаётся регулирование, контроль и координация. Один из эффективных рычагов региональной политики – федеральные трансферты. Необходимо увеличивать долю трансфертов, направляемых на конкретные цели. От местных властей во многом зависит проведение жилищно-коммунальной реформы, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка которого – аксиома стабильной экономики.
Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако, именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Сбалансированность бюджета − один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие − при его исполнении.
В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.
Подводя итоги, остановимся на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.
Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.
Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.
Список используемой литературы:
Гукасьян Г.М. Экономическая теория. 4-е изд. - СПб.:
Экономическая теория: Учебник. - Изд. Испр. и доп./ Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова
Экономическая теория: Учеб. Для студентов вузов/ Под ред. В.Д. Камаева.
Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд
http://www.bibliofond.ru/view.
http://referatwork.ru/refs/
http://xreferat.ru/105/1747-2-
Информация о работе Государственный бюджет: структура, значение, особенности в переходной экономике