Государственный бюджет: структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:19, курсовая работа

Краткое описание

В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственный бюджет и его использование. Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета. 6
Глава 2. Роль государственного бюджета в финансовой системе. Уровни государственного бюджета. 10
Глава 3. Бюджетный дефицит. Государственный долг, способы их урегулирования. Основы бюджетной системы России. 15
Заключение. 23
Список использованной литературы. 25
Приложение 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ               стр.

  

Введение 3
Глава 1. Государственный бюджет и его использование. Основные  статьи доходов и расходов государственного бюджета. 6
Глава 2. Роль государственного  бюджета  в финансовой системе. Уровни государственного бюджета. 10
Глава 3. Бюджетный дефицит. Государственный  долг, способы их урегулирования. Основы бюджетной системы России. 15
Заключение. 23
Список  использованной литературы. 25
Приложение 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В любой стране  государственный  бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых  категорий: налогов, государственных  расходов,  государственного  кредита   -   в   их действии. Тем не менее, являясь частью финансов,  бюджет  можно  выделить  в отдельную   экономическую   категорию,   отражающую    денежные    отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу  перераспределения национального  дохода  (частично  и  национального  богатства)  в  связи   с образованием  и  использованием  бюджетного   фонда,   предназначенного   на финансирование народного хозяйства, социально-культурных  мероприятий,  нужд обороны и государственного управления. Именно   с   помощью   бюджета   государство   имеет    возможность сосредоточивать  финансовые  ресурсы  на  решающих  участках  социального  и экономического развития,  с  помощью  бюджета  происходит  перераспределение национального дохода между  отраслями,  территориями,  сферами  общественной деятельности.  Ни  одно  из  звеньев   финансов   не   осуществляет  такого многовидового  и  многоуровневого  перераспределения  средств,  как  бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы,  протекающие  в  структурных звеньях  экономики,  бюджет  дает  четкую  картину  того,  как  поступают  в распоряжение   государства   финансовые   ресурсы   от   разных    субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых  ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при  правильном  подходе бюджет  объективно  может  быть   не   просто   средством   государственного экономического регулирования, он может реально влиять на  рост экономики и социальной   сферы,   ускорение   темпов   научно-технического    прогресса, обновление и совершенствование  материально-технической  базы  общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что  проявление  присущих  бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения  и  контроля возможно только в  процессе  человеческой  деятельности,  что  находит  свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме,  который  является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность  бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

     В России становление государственных финансов и их основного звена (государственного бюджета) связано с развитием в начале 19 в. министерской формы организации государственного управления и министерства финансов, пришедшего на смену коллегии, а затем (с реализацией идей «плана финансов» М.М. Сперанского, в котором была обоснована необходимость разработки этим министерством и утверждения законом сметы государственных расходов, исполняемой казначейством) – со статусом министерства. Эти идеи реализованы в функционирующем сегодня государственном бюджете. Однако реформы, проводимые с 2005 г. направлены на то, чтобы учесть существующий опыт других развитых стран, и надо отметить, что пока здесь не все гладко. Так, например  бюджетная система России сочетает не самые совершенные признаки японской, американской и европейской систем. Сходство с японской в ней было в том, что предприятия СССР также имели социальные фонды, обеспечивали на высоком уровне реализацию социальных функций. В годы реформ от этого осталось немногое, но все же осталось, в связи с чем профсоюзам России приходится сейчас все острее ставить вопрос о социальной ответственности бизнеса, как это практикуется в Японии. Пока что социальные функции бизнеса развиты слабо. Сходство бюджетной системы России с американской системой заключается в том, что при низкой средней заработной плате. гражданам навязывается американская модель оплаты многих социальных услуг, в том числе и коммунальных, за счет личного бюджета. Внедряется принцип платности всех услуг. Эта тенденция при низкой заработной плате делает бюджетную систему России неудачным копированием опыта США. Сходство бюджетной системы России с европейской системой заключается в том, что в ней еще присутствуют «остатки» прежней социальной защиты граждан за счет средств бюджетов всех уровней. Социальная направленность бюджетной политики России в последние годы проявляется все более отчетливо в связи с реализацией национальных проектов. Для всех моделей государств с социальной доминантой характерны следующие существенные признаки:

     - относительно высокая доля ВВП, перераспределяемого через бюджет на социальные цели. Через бюджетную систему в России перераспределяется около трети ВВП, а на расходы бюджетной системы направляется около четверти ВВП - вследствие ежегодно растущего профицита и накопления стабилизационного фонда;  

     - развитие государственных и фирменных  систем социальной поддержки  граждан (в Японии в связи  с доктриной пожизненного найма  явно выражена фирменная поддержка,  в Швеции - государственная, в других странах - смешанная плюс внебюджетные фонды). Перераспределяемая для общего блага часть продукта была определена Л. Эрхардом как «социальный продукт». В СССР существенной была доля общественных фондов потребления (льготные путевки, бесплатное образование и медицинское обслуживание, символические цены на лекарства, символическая плата за услуги общественного транспорта, бесплатный проезд для пенсионеров и т.п.). В пореформенной России все это деформировано с отрицательным эффектом, например, практически ликвидирована общественная система дошкольного воспитания детей;

     - высокая доля занятых в сфере  производства нематериальных благ  и услуг социального характера,  незначительные масштабы безработицы,  высокий уровень социальной защиты  безработных и других категорий  населения, не занятого трудом  по объективным причинам. В нашей стране доля услуг в структуре ВВП росла, прежде всего, за счет развития посреднических услуг;

     - в целом высокий уровень производства  и потребления ВВП на душу  населения, рост уровня оплаты  труда по мере роста ВВП  и личного трудового вклада каждого работника;

     - развитые формы массового удовлетворения  социальных потребностей при некоторой дифференциации качества предоставляемых социальных благ с оплатой потребителем (развитие культуры, искусства, просвещения, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, информатики и т.п.);

     - приоритетное развитие нематериального  производства как фактора усиления  социально-реабилитационных функций  общества, по значимости приравниваемых к функциям социальной экологии. В России экономика и социальная сфера имеют все признаки сильной деформации, прежде всего с точки зрения содержания ее «социальности».

     Цель  данной работы показать в общих чертах основные положения и принципы бюджетной системы России в целом и основные показатели бюджета на период с 2007 по 2010 гг., определить, на чем основан рост профицита последних лет, и понять, так ли стабильно сегодняшнее «процветание». А вообще хотелось бы выразить надежду на дальнейшую социализацию государства при имеющихся финансовых средствах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

Государственный бюджет и его использование. Основные статьи доходов  и расходов государственного бюджета.

     Бюджет  – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. (ст.6 БК РФ)

     Основой современной теории государственных  финансов является положение о том, что доходы бюджета, получаемые преимущественно  от налогоплательщиков, являются своеобразной платой за оказываемые государством услуги и предоставление общественных благ. Предполагается, что государство  должно, прежде  всего, заниматься производством тех благ, которые нерационально  (или невозможно) приобретать в индивидуальном порядке. Целевые ориентиры государства находят отражение в бюджетной политике. Государство определяет содержание и направления своей деятельности, обеспечивая соответствующее финансирование государственного сектора экономики, науки, образования, всей системы государственного управления, здравоохранения, культуры, обороны, правоохранительных органов и т.п. Это находит отражение в официальных документах, являющихся обязательными при составлении бюджета. Например, в России, в соответствии с Конституцией РФ, Президент РФ, не позднее марта года, предшествующего бюджетному, обязан обратиться с бюджетным посланием к Федеральному Собранию, в котором определяются приоритеты бюджетной политики. Этот документ является основой для разработки правительством основных направлений бюджетной и налоговой политики, где определяются сферы приоритетного бюджетного финансирования. В последние годы особое внимание уделяется повышению доли инвестиционных расходов в структуре расходов бюджета, повышению эффективности использования бюджетных средств, направляемых на финансирование государственных заказов для удовлетворения потребностей бюджетной сферы.

     Бюджетная политика определяет также стратегию  в области доходов и расходов бюджетов. Существенный акцент в этой политике сместился в сторону роста доходов от продажи энергоресурсов, что отрицательно сказывается на развитии инвестиционного процесса в случае снижения цен на нефть. С помощью бюджетов, так же как и посредством связанных с ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы – это две стороны медали. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на структуру производства, направления его развития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике. В рамках бюджетной системы государство реализует многие задачи управленческого характера применительно ко всей территории страны и с учетом возможностей всей бюджетной системы. Это достигается в процессе концентрации в централизованных фондах значительной доли национального дохода и последующего распределения бюджетных ресурсов. Составление  и   исполнение   бюджета   базируется    на    бюджетной классификации, в которой выделяются  целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Единая бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов  и обеспечивает  сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, она дает  возможность экономического и статистического анализа доходов  и  расходов  бюджетов  РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

           Доходы бюджета РФ.

        Доходами бюджетов принято считать установленные законодательством и решениями органов представительной власти обязательные поступления средств в распоряжение государства и органов местного самоуправления в виде налогов, сборов и других платежей. Бюджеты всех уровней бюджетной системы формируются на основе закрепления за ними доходов и расходов. В настоящее время в Российской Федерации доходы бюджетов всех уровней оставляют -30% от ВВП, из них федерального бюджета -16% от ВВП. Прослеживается тенденция абсолютного увеличения доходов всех уровней бюджетной системы, что связано с ростом ВВП. В условиях ускорения темпов роста ВВП те же и даже возрастающие доходы могут быть получены и при снижении налогового бремени.

     Существенное  значение для повышения качества бюджетной политики имеют состав и структура доходов всех уровней бюджетной системы. В случае закрепления за бюджетами определенных доходов их финансовая база становится надежной, из политики расходов исключается риск, поэтому в последнее время существенное значение придается обоснованному распределению (закреплению) доходов за соответствующими бюджетами, что находит свое отражение в главах 7 (доходы федерального бюджета), 8 (доходы субъектов федераций), 9 (доходы местных бюджетов) бюджетного кодекса Российской Федерации. Это важно из-за значительной дифференциации регионов страны по производству объема ВВП на душу населения.

        В  соответствии  с  бюджетной   классификацией   выделяются   следующие основные виды доходов: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозвратные безвозмездные перечисления.

     Налоговые доходы: налоги на прибыль, доходы; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; государственная пошлина; задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам; доходы от внешнеэкономической деятельности.

     Из  неналоговых же доходов основными являются следующие виды: доходы от внешнеэкономической деятельности; собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет; возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет; прочие неналоговые доходы.

     Безвозмездные поступления: безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций; прочие безвозмездные поступления.

      В настоящее время в структуре  доходов федерального бюджета основная масса – налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные платежи, - неналоговые, в том числе и от продажи государственного имущества (приложение 1), а факторами абсолютного роста доходов федерального бюджета является увеличение добычи и экспорта нефти и газа, а также рост мировых цен на экспортируемую нефть (приложение 2). Однако при замедлении темпов добычи и экспорта нефти в ближайшие годы возможно снижение поступлений налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозных таможенных пошлин. Наиболее активный рост поступлений будет обеспечен за счет роста сборов НДС, в среднем за 2007-2009 гг. реальные темпы роста составят 17,9%. В результате доля НДС в структуре доходов федерального бюджета к 2009 г. возрастет до 40,5% (на 15,6 процентного пункта по сравнению с 2006 г.)

Информация о работе Государственный бюджет: структура и функции