Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 09:17, контрольная работа
Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность, бюджетное регулирование.
Введение……………………………………………………………….2
Сущность государственного бюджета……………………………3
Доходы и расходы бюджета………………………………………..7
Проблема сбалансированности бюджета……………………….11
Формы и методы бюджетного регулирования………………….14
Особенности бюджетной политики Республики Беларусь…..16
Заключение………………………………………………….……….18
Список литературы………………………………………….…….
Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на экономику опирается на теоретические концепции. На протяжении многих десятилетий в развитых странах господствовала концепция «нейтрального бюджета», отвечающая интересам экономики только в том случае, если не требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Концепция «нейтрального бюджета» привязывала всю бюджетную политику государства к задаче обеспечения сбалансированности бюджета и предусматривала «нейтральное» отношение к ходу воспроизводственного процесса. Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств).
Кейнсианский метод использования государственного бюджета впервые признал за бюджетными инструментами функций по стабилизации экономики. В основе его лежит концепция «функциональных финансов», согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включают как финансовую, так и экономическую сторону, причем последней отдается предпочтение. Главное - сбалансированность экономики
Бюджетное регулирование - одна из важнейших хозяйственных функций государства. Его цель - обеспечение и поддержание стабильности экономики, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.
Государство берет на себя роль субъекта распределения финансовых ресурсов с помощью бюджета, потому что кроме него этого никто не может сделать. Только государство способно решить задачи, осуществление которых посредством только рыночных механизмов бесперспективно. Это стабилизация экономики и преодоление колебаний деловой конъюнктуры, защита конкурентной среды и национального производства, обеспечение процесса социально справедливого перераспределения доходов и национального богатства, выравнивание уровня экономического развития регионов страны.
Так как применяемые методы бюджетного регулирования весьма разнообразны, целесообразно провести их классификацию для обеспечения возможности выбора оптимального сочетания данных методов с целью усиления роли бюджета и повышения его действенности.
Выделяют следующие уровни бюджетного регулирования:
1) общегосударственный - устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общегосударственного воспроизводства в рамках государства;
2) межтерриториальный - регулирует уровень развития территорий;
3) межбюджетный - обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
4) межгосударственный - регулирует степень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета.
Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинации форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения.
Для регулирования межбюджетных отношений используются:
- межбюджетные трансферты - бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе;
- бюджетный кредит - бюджетные средства,
предоставляемые из
Государство может применять прямые и косвенные методы регулирования, влияя тем самым на экономические интересы субъектов хозяйствования. Прямые методы государственного управления непосредственно воздействуют на субъект хозяйствования и ограничивают его экономические свободы. Косвенные, или рыночные, методы в форме бюджетной политики действуют обезличенно и направлены на управление мотивациями и логическими действиями субъектов хозяйствования для достижения поставленных целей экономического развития. Косвенные методы управления экономикой получили широкое распространение.
Задачи бюджетного регулирования:
1) регулирование
2) регулирование доходов
3) обеспечение социальных
4) выравнивание уровня социально-
5) предупреждение и ликвидация
последствий нежелательных
6) регулирование сальдо бюджета;
7) формирование бюджета Союзного
государства Беларуси и России
и участие в международных
общественных и финансовых
Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь
Бюджет Республики Беларусь, как и большинства стран с переходной экономикой, имеет четко очерченную социальную направленность и ориентирован на поэтапное достижение важнейших параметров, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы. При этом социальная направленность бюджета Республики Беларусь не препятствует динамичному росту ВВП – важнейшему показателю налогооблагаемой базы. Однако в стране продолжает использоваться затратная, неадекватная рыночной трансформации, модель социальной политики, которая имела место в административно-командной системе.
В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система в Республике Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов. В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на:
бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.
Различают еще такое понятие, как «консолидированный
бюджет», который представляет собой совокупность
бюджетов Республики Беларусь или соответствующей
административно-
Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:
1. единства;
2. полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
3. сбалансированности бюджетов;
4. гласности;
5. самостоятельности бюджетов;
6. эффективности использования бюджетных средств;
7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
8. достоверности бюджетов;
9. адресности и целевого
10. ответственности участников бюджетного процесса.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., основными направлениями бюджетной политики страны на среднесрочную перспективу являются:
1) повышение эффективности и
результативности бюджетных
2) создание условий для полного
и устойчивого выполнения
3) совершенствование
4) повышение эффективности
5) завершение работы по
6) переход к среднесрочному
7) упорядочение государственной
поддержки реального сектора
экономики за счет сокращения
объема субсидий и льгот, ликвидации
перекрестного субсидирования
8) обеспечение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практическая реализация бюджетной политики требует применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд инструментов и методов, с помощью которых осуществляется бюджетное регулирование в рыночной экономике.
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Он является финансовым планом формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства. А также государственный бюджет рассматривается как совокупность денежных отношений, которые складываются у органов власти и с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и граждан.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон РБ «О бюджетной
2. Закон РБ «О бюджетной системе Республики Беларусь» от 04.06.93г., №2348-XII // Ведомости НС РБ. – 1999. - №1
3. Законодательство о налогах и сборах в Республике Беларусь / серия: «Настольная книга бухгалтера». - Мн.: Право и экономика. 2001. - 192с.
4. Астапов К.Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политики//Финансы. – 2002. - №10. – С.19 - 23.
5. Государственный бюджет: учебное пособие /Под ред. М.И.Ткачук. – Мн.: Высш.школа, 1995. – 240с.
6. Корбут Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период. // Белорусский экономический журнал. – 1999. - №4. – С.4 - 15.
7. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года // Белорусский Экономический Журнал. – 2000. - №2. – С.4 – 24.