Государственный бюджет, его организационно-экономическая структура. Доходная база бюджетов, их расходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 09:17, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение экономической сути таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность, бюджетное регулирование.

Содержание

Введение……………………………………………………………….2
Сущность государственного бюджета……………………………3
Доходы и расходы бюджета………………………………………..7
Проблема сбалансированности бюджета……………………….11
Формы и методы бюджетного регулирования………………….14
Особенности бюджетной политики Республики Беларусь…..16
Заключение………………………………………………….……….18
Список литературы………………………………………….…….

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Эк Теор.docx

— 66.32 Кб (Скачать файл)

          Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на экономику опирается на теоретические концепции. На протяжении многих десятилетий в развитых странах господствовала концепция «нейтрального бюджета», отвечающая интересам экономики только в том случае, если не требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Концепция «нейтрального бюджета» привязывала всю бюджетную политику государства к задаче обеспечения сбалансированности бюджета и предусматривала «нейтральное» отношение к ходу воспроизводственного процесса. Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств).

           Кейнсианский метод использования государственного бюджета впервые признал за бюджетными инструментами функций по стабилизации экономики. В основе его лежит концепция «функциональных финансов», согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включают как финансовую, так и экономическую сторону, причем последней отдается предпочтение. Главное - сбалансированность экономики

          Бюджетное регулирование - одна из важнейших хозяйственных функций государства. Его цель - обеспечение и поддержание стабильности экономики, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.

              Государство берет на себя роль субъекта распределения финансовых ресурсов с помощью бюджета, потому что кроме него этого никто не может сделать. Только государство способно решить задачи, осуществление которых посредством только рыночных механизмов бесперспективно. Это стабилизация экономики и преодоление колебаний деловой конъюнктуры, защита конкурентной среды и национального производства, обеспечение процесса социально справедливого перераспределения доходов и национального богатства, выравнивание уровня экономического развития регионов страны.

          Так как применяемые методы бюджетного регулирования весьма разнообразны, целесообразно провести их классификацию для обеспечения возможности выбора оптимального сочетания данных методов с целью усиления роли бюджета и повышения его действенности.

 

Выделяют следующие уровни бюджетного регулирования:

 

1) общегосударственный - устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общегосударственного воспроизводства в рамках государства;

 

2) межтерриториальный - регулирует  уровень развития территорий;

 

3) межбюджетный - обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

 

4) межгосударственный - регулирует  степень участия республики в  межгосударственных программах  и мероприятиях, финансируемых за  счет средств бюджета.

 

Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинации форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения.

 

Для регулирования межбюджетных отношений используются:

 

- межбюджетные трансферты - бюджетные  средства, передаваемые из одного  бюджета в другой бюджет на  безвозвратной и безвозмездной  основе;

 

- бюджетный кредит - бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего  бюджета нижестоящему бюджет, а  также из республиканского бюджета  бюджету государственного внебюджетного  фонда или из бюджета государственного  внебюджетного фонда республиканскому  бюджету на возвратной основе.

 

Государство может применять прямые и косвенные методы регулирования, влияя тем самым на экономические интересы субъектов хозяйствования. Прямые методы государственного управления непосредственно воздействуют на субъект хозяйствования и ограничивают его экономические свободы. Косвенные, или рыночные, методы в форме бюджетной политики действуют обезличенно и направлены на управление мотивациями и логическими действиями субъектов хозяйствования для достижения поставленных целей экономического развития. Косвенные методы управления экономикой получили широкое распространение.

 

Задачи бюджетного регулирования:

 

1) регулирование народнохозяйственных  и отраслевых пропорций;

 

2) регулирование доходов населения  и уровня жизни;

 

3) обеспечение социальных гарантий

 

4) выравнивание уровня социально-экономического  развития регионов;

 

5) предупреждение и ликвидация  последствий нежелательных событий, стихийных бедствий, предупреждение  диспропорций в развитии экономики  путем создания бюджетных резервов  и финансирования соответствующих  мероприятий;

 

6) регулирование сальдо бюджета;

 

7) формирование бюджета Союзного  государства Беларуси и России  и участие в международных  общественных и финансовых организациях.

 

 

Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь

 

             Бюджет Республики Беларусь, как и большинства стран с переходной экономикой, имеет четко очерченную социальную направленность и ориентирован на поэтапное достижение важнейших параметров, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы. При этом  социальная направленность бюджета Республики Беларусь не препятствует динамичному росту ВВП – важнейшему показателю налогооблагаемой базы. Однако в стране продолжает использоваться затратная, неадекватная рыночной трансформации, модель социальной политики, которая имела место в административно-командной системе.

           В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система в Республике Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов. В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на:

 

бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

 

бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

 

бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.

 

Различают еще такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

 

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:

 

1. единства;

 

2. полноты отражения доходов  и расходов бюджетов;

 

3. сбалансированности бюджетов;

 

4. гласности;

 

5. самостоятельности бюджетов;

 

6. эффективности использования  бюджетных средств;

 

7. общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов;

 

8. достоверности бюджетов;

 

9. адресности и целевого назначения  бюджетных средств;

 

10. ответственности участников  бюджетного процесса.

 

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., основными направлениями бюджетной политики страны на среднесрочную перспективу являются:

 

1) повышение эффективности и  результативности бюджетных расходов  на основе совершенствования  форм и процедур их финансирования;

 

2) создание условий для полного  и устойчивого выполнения обязательств  государства и концентрации финансовых  ресурсов на достижении целей  и решении задач социально-экономического  развития при одновременном сокращении  неэффективности расходов;

 

3) совершенствование межбюджетных  отношений и организация бюджетного  процесса;

 

4) повышение эффективности использования  бюджетных средств;

 

5) завершение работы по привлечению  бюджетной классификации Республики  Беларусь в соответствие с  международными стандартами статистики  государственных финансов;

 

6) переход к среднесрочному бюджетному  планированию;

 

7) упорядочение государственной  поддержки реального сектора  экономики за счет сокращения  объема субсидий и льгот, ликвидации  перекрестного субсидирования в  сфере жилищно-коммунальных услуг  на основе пересмотра тарифов  и рационализации ценообразования  и т.п.;

 

8) обеспечение сбалансированности  бюджетов всех уровней и сокращение  их дефицита.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

            Практическая реализация бюджетной политики требует применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд инструментов и методов, с помощью которых осуществляется бюджетное регулирование в рыночной экономике.

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

          Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

          Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Он является финансовым планом формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства. А также государственный бюджет рассматривается как совокупность денежных отношений, которые складываются у органов власти и с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

1. Закон РБ «О бюджетной классификации  Республики Беларусь» от 05.05.98г., №15-3 // Ведомости  НС РБ.-  1998. - №20

 

2. Закон РБ «О бюджетной системе  Республики Беларусь» от  04.06.93г., №2348-XII // Ведомости  НС РБ. – 1999. -  №1

 

3. Законодательство о налогах и сборах в Республике Беларусь / серия: «Настольная книга бухгалтера». - Мн.: Право и экономика. 2001. - 192с.

 

4. Астапов К.Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политики//Финансы. – 2002. - №10. – С.19 - 23.

 

5. Государственный бюджет: учебное пособие /Под ред. М.И.Ткачук. – Мн.: Высш.школа, 1995. – 240с.

 

6. Корбут Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период. // Белорусский экономический журнал. – 1999. - №4. – С.4 - 15.

 

7. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года // Белорусский Экономический Журнал. – 2000. - №2. – С.4 – 24.

 

 


Информация о работе Государственный бюджет, его организационно-экономическая структура. Доходная база бюджетов, их расходы