Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о том, означает ли финансирование государственных расходов с помощью займов большее бремя для будущих поколений по сравнению с налогами, вызывает жаркие споры среди профессионалов. Одно из недоразумений связано с тем, что государственный долг зачастую рассматривают по аналогии с частным долгом. Это действительно справедливо для внешнего государственного долга, но совсем не для внутренней задолженности государства своим гражданам.

Содержание

Введение…………………………………………………………… 2
1. Бюджетный дефицит и формирование государственного долга………………………………………………………………… 3
2. Государственный долг: виды, последствия и методы управления………………………………………………………….. 5
3. Государственный долг в экономике России и его влияние на макропроцессы………………………………………………………11
Заключение…………………………………………..………..…….. 20
Список литературы………………………………………………..... 22
Практикум…………………………………………………………… 23

Вложенные файлы: 1 файл

Макр.экон. №12.docx

— 41.71 Кб (Скачать файл)

 

 Управление государственным  долгом включает также следующие  меры:

- эффективное использование  средств заимствования;

- поиск средств для  выплаты долга;

- нейтрализация негативных  последствий государственного долга.

 

 Эффективное использование  средств заимствования предполагает  направление их в проектах, позволяющих  за отведенный срок получить  доход, превышающий не только  сумму долга, но и выплат  по нему процента. Величина процента  становится минимальным критерием  эффективности использования заемных  средств. Их доходность должна  превышать эту величину. В таком  случае государство не только  выплатит процент, но и получит  дополнительный доход. Невыполнение  данного условия создает проблемы  поиска средств из других источников  для выплаты долга. Задержка  выплаты долга чревата нарастанием  убытков, связанных с увеличением  процентных ставок к качестве  штрафных санкций.

 

 Обременительность государственного  долга и навязывание условий  при его формировании приводят  к тому, что в современных условиях  страны стараются перейти от  политики дефицитного финансирования  к бездефицитным бюджетам. Новая  бюджетная политика находит выражение,  прежде всего, в изменениях  в доходной части государственных  бюджетов, стимулировании инвестиционной  деятельности и расширении налоговой  базы за счет роста доходов  и рентабельности национальной  экономики.

 

 

3. Государственный  долг в экономике России и  его влияние на макропроцессы.

 

 Государственным долгом  являются все накопленные обязательства  по возврату средств (с процентами), принятые от имени государства  или от имени его уполномоченных  органов перед кредиторами.

 

 Государственный долг - это по существу сумма задолженностей  государства по размещенным и  непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним  проценты). И в зависимости от  валюты, в которой размещен займ, государственный долг бывает  внутренним или внешним. Соответственно, внешние заимствования привлекаются  в иностранной валюте, а внутренние - в рублях. Поэтому займы, которые  Правительство РФ берет у Центрального  банка РФ в иностранной валюте, относятся к внешнему долгу  России.

 

 В соответствии с  действующим законодательством  (ст. 98 БК РФ) долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать  в форме:

 

- кредитных соглашений  и договоров, заключенных от  имени Российской Федерации как  заемщика с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями;

 

- государственных займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской  Федерации;

 

- договоров и соглашений  о получении Российской Федерацией  бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других  уровней бюджетной системы Российской  Федерации;

 

- договоров о предоставлении  Российской Федерацией государственных  гарантий;

 

- соглашений и договоров,  в том числе международных,  заключенных от имени Российской  Федерации, о пролонгации и  реструктуризации долговых обязательств  Российской Федерации прошлых  лет.

 

 В общую сумму государственного  внутреннего долга Российской  Федерации включаются:

 

- основная номинальная  сумма долга по государственным  ценным бумагам Российской Федерации:

 

- объем основного долга  по кредитам, полученным Российской  Федерации;

 

- объем основного долга  по бюджетным ссудам и бюджетным  кредитам, полученным Российской  Федерацией от бюджетов других  уровней;

 

- объем обязательств  по государственным гарантиям,  предоставленным Российской Федерацией.

 

 В общую сумму государственного  внешнего долга Российской Федерации  включаются:

 

- объем обязательств  по государственным гарантиям,  предоставленным Российской Федерацией;

 

- объем основного долга  по полученным Российской Федерацией  кредитам от правительств иностранных  государств, кредитных организаций,  фирм и международных финансовых  организаций. 

 

 Включение в состав  государственного долга обязательств  по соглашениям и договорам  о пролонгации/реструктуризации  в качестве самостоятельного  элемента государственных обязательств  методологически неверно ввиду  того, что пролонгации и реструктуризации обязательств определяют, как правило, лишь порядок и условия замены одних долговых обязательств другими, с иными условиями обслуживания и погашения.

 

 Среди проблем современной  бюджетной политики проблема  государственного долга занимает  особое место. Она является  одной из основных проблем  российской экономики, оказывающей  непосредственное влияние как  на темпы экономического роста  страны в целом, так и на  направления финансовой и бюджетной  политики.

 

 Расходы по обслуживанию  государственного долга становятся  фактором торможения реализации  политики преодоления опасности  техногенных катастроф, запредельного  износа фондов и, в целом,  обеспечения перевода экономики  на уровень развития высоких  технологий. В сочетании с продолжающемся  процессом утечки капитала из  финансового оборота национальной  экономики выведение финансовых  ресурсов из бюджетной системы  резко снижает потенциал развития  экономики (отсутствие средств  на: 1) развитие производств с нанотехнологиями; 2)разведку новых месторождений; 3)реконструкцию и модернизацию  предприятий авиатранспорта; 4) финансирование  сельскохозяйственной отрасли и  т.д.).

 

Подлили масла в огонь  крупные кредиты государственных  заемщиков со значительной премией  к рынку. Это в совокупности с  сокращением количества рыночных выпусков привело к существенной переоценке риска на рынке и повышению  стоимости заимствований.

 

 До недавнего времени  в большинстве прогнозов по  рынку облигационных заимствований  присутствовала положительная направленность. Предполагалось, что несмотря на  возросшую инфляцию, размещения  будут сохранять свои объемы, либо возможно их незначительное  уменьшение, а ставки привлечения  будут выше, но не намного. При  достаточной общей ликвидности  на рынке мало кто прогнозировал  кризисную ситуацию. Более того, некоторые аналитики считали,  что сектор облигационных займов  будет только укрепляться. Однако  в возникших условиях нестабильности  ставки привлечения средств значительно  выросли. Ставки по высококачественным  облигациям выросли на 1,5 процента. В связи с ухудшением общей  ситуации на рынке заимствований  складываются негативные условия,  когда у предприятий появляются  кассовые разрывы, эмитенты не  способны выплачивать по офертам,  возникают технические дефолты.  Как следствие кредитные организации  стали давать взаймы только  надежным эмитентам, причем под  более высокие ставки. Таким образом,  в условиях кризиса произошел  сдвиг в сторону высококачественных  бумаг с государственным участием, с рейтингами от международных  рейтинговых агентств. Другие эмитенты становятся неликвидны, их бумаги приходится держать до погашения. Однако в условиях кредитного кризиса появляются инвесторы-спекулянты и фонды, пытающиеся сыграть на скупке высокодоходных рискованных инструментов. Основными негативными факторами являются рост процентных ставок и выход нерезидентов с рынка из-за политических рисков. Инвесторам не имеет смысла покупать бумаги с низкой доходностью, если доходность банковских депозитов будет выше.

 

Проект погашения государственного внешнего долга России — крупнейший и наиболее эффектный проект Алексея  Кудрина в должности министра финансов. На старте проекта РФ была должна миру более $143 млрд, из которых $93 млрд были взятые на себя Россией  долги бывшего СССР. На старте программы предполагалось, что она затянется на десятилетия: Минфин приступил к проекту в 2001 году, и уже тогда в адрес Алексея Кудрина высказывалась критика, погашение госдолга многие политики, в том числе околоправительственные, считали ложным приоритетом. К 2006 году, когда в целом активная часть программы была завершена (этому способствовала не только конъюнктура нефтяных цен, гораздо более слабая, чем в последующие годы, но и налоговая реформа), расходы на обслуживание госдолга РФ не были опасны как фактор, блокирующий экономический рост. Наиболее заметным следствием реформы стало изменение международного позиционирования России — став нетто-кредитором в системе международных заимствований, РФ стабилизировала свой реальный статус и в международных финансовых организациях.

 

С момента своего назначения на должность министра финансов Алексей  Кудрин проводил последовательную политику по сокращению внешнего госдолга РФ, накопленного как в советский период, так  и после 1991 года. Эта программу, де-факто  продолжавшуюся до 2006 года, когда был  завершен обмен второй части коммерческой задолженности СССР на еврооблигации  РФ, а статус РФ как надежного  заемщика подтвердил саммит G8 в Москве, логично завершил переход РФ в статус международных кредиторов. В октябре 2010 года правительство РФ обсуждало с Исландией предоставление ей кредита на спасение экономики, а в 2011 году Минфин готов был участвовать в спасении уже целого Евросоюза: предложение Алексея Кудрина вложиться в бумаги Европейского фонда финансовой стабильности было обнародовано за считанные дни до его отставки.

 

За год — с назначения в августе 2000 года управляющим от РФ в Международном валютном фонде (МВФ) до сентября 2001 года — Алексей  Кудрин провел инвентаризацию всех внешних долгов РФ. На тот момент объем государственного внешнего долга РФ составлял $143,3 млрд, из которых $93,3 млрд были долгами СССР, а $50 млрд — «новыми» долгами, образовавшимися после 1991 года.

 

Уже в октябре 2001 года Кудрин сделал первый шаг к сокращению госдолга, подготовив поручение президента досрочно погасить задолженность ЦБ перед  МВФ ($11,7 млрд). Окончательно он был погашен  в феврале 2005 года — притом что  по графику платежи должны были осуществляться до 2008 года. Экономия на процентах составила $204 млн — впоследствии она была использована для финансирования созданного в 2006 году инвестиционного фонда РФ.

 

В продолжение этого процесса в ноябре 2002 года Минфин начал обмен  «коммерческой» задолженности СССР — за три последующих года РФ выплатила по долгу вместе с процентами более $56 млрд. На январь 2004 года основной госдолг РФ сократился до $119 млрд, что  позволило Минфину заявить: по основным показателям долговой нагрузки РФ относится  к государствам с умеренным уровнем  долга, отношение платежей по госдолгу к экспорту товаров и услуг  в 2003 году составило 10 %, к доходам  федерального бюджета — около 17,8 %. В феврале 2004 года РФ полностью  расплатилась с Германией по долгам бывшего СССР бывшей ГДР, перечислив последний транш «живыми» деньгами в размере $75 млн (всего РФ заплатила немцам $500 млн).

 

В июне 2006 года Минфин договорился  о досрочном погашении долга  Парижскому клубу — с дисконтом $1 млрд. К 21 августа 2006 года Москва погасила весь долг перед Парижским клубом в размере $21,3 млрд, а общая экономия от долгосрочного погашения составила $7,7 млрд. К декабрю 2006 года завершился обмен второй части коммерческой задолженности бывшего СССР на еврооблигации РФ на общую сумму $1,075 млрд — в структуре внешнего долга РФ долг СССР сократился со $130 млрд в начале 2000 года до $4,9 млрд.

 

Государственный внешний долг РФ на начало 2012 года.

 

Государственный внешний  долг РФ на 1 декабря 2011 г. составил 35 млрд 838,1 млн долл. (или 26 млрд 824,9 млн евро), что на 10,3 % меньше, чем на начало 2011 г. За ноябрь 2011 г. внешний госдолг  снизился на 0,35 %. Задолженность перед  официальными кредиторами — членами  Парижского клуба, не являвшаяся предметом  реструктуризации, за январь-ноябрь 2011 г. снизилась на 28 % — до 559,6 млн  долл. (418,9 млн евро). Задолженность  перед официальными кредиторами  — не членами Парижского клуба  на 1 декабря 2011 г. составила 1 млрд 484,1 млн  долл. (1 млрд 110,8 млн евро), что на 13,8 % меньше, чем на начало 2011 г. Коммерческая задолженность бывшего СССР на 1 декабря 2011 г. составила 56,3 млн долл. (42,1 млн евро), что на 0,9 % больше, чем  на начало 2011 г. Задолженность перед  официальными кредиторами — бывшими  странами — участницами Совета экономической  взаимопомощи — за 11 месяцев 2011 г. снизилась  на 9,2 % и на 1 декабря 2011 г. составила 1 млрд 010,9 млн долл. (756,7 млн евро). Задолженность перед международными финансовыми организациями за январь-ноябрь 2011 г. уменьшилась на 18,7 % и на 1 декабря 2011 г. составила 2 млрд 553,6 млн долл. (1 млрд 911,4 млн евро). Задолженность  по гарантиям РФ в иностранной  валюте на 1 декабря 2011 г. составила 965,6 млн долл. (722,8 млн евро), что на 5,7 % больше, чем на начало 2011 г. Задолженность по еврооблигациям РФ на 1 декабря 2011 г. составила 29 млрд 183,4 млн долл. (21 млрд 843,8 млн евро), что на 4,18 % меньше показателя на начало года.

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных  ценных бумагах, в феврале 2012 года вырос  на 82,5 миллиарда рублей, или 2,3%, составив 3,622 триллиона рублей на 1 марта против 3,54 триллиона рублей на 1 февраля  текущего года.

 

С начала года объем долга  вырос на 75,9 миллиарда рублей, или  на 2,14%, — с 3,546 триллиона рублей на 1 января 2012 года.

 

По состоянию на 1 марта  долг по облигациям федерального займа  с постоянной доходностью (ОФЗ-ПД) вырос  по сравнению с показателем на 1 февраля до 1,915 триллиона рублей с 1,817 триллиона рублей. Долг по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) снизился до 1,064 триллиона  рублей с 1,08 триллиона рублей, по государственным  сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) — не изменился, составив 421,15 миллиарда рублей. Долг по государственным  сберегательным облигациям с фиксированной  процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) в феврале также не изменился  — 132 миллиарда рублей. Не изменился  и объем задолженности по облигациям внутренних облигационных займов (ОВОЗ) — 90 миллиардов рублей.

 

Задолженность по государственным  сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) по итогам февраля составляла 11,6263% внутреннего долга, по государственным  сберегательным облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) — 3,6440%, по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) — 29,3753%.

Информация о работе Государственный долг