Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 07:12, курсовая работа
Процесс изучения экономической теории в высших учебных заведениях предусматривает выполнение студентами двух видов письменной учебной и научной работы – рефератов и курсовых работ.
Цель написания реферата состоит в том, чтобы научить студентов пользоваться литературой, статистическими данными, связывать теорию с практикой, уметь популярно излагать сложные вопросы. Лучшие рефераты служат основой для написания студенческих работ, представляемых на конкурс. Курсовые работы занимают важное место в выработке студентами навыков самостоятельного изучения науки, в глубоком усвоении положений, выводов, законов, приобретении опыта самостоятельного получения и накопления знаний, что необходимо будущему дипломированному специалисту в его трудовой деятельности.
Введение ………………………………………………………………….
I. Написание, оформление и представление реферата ……………..
II. Подготовка и защита курсовой работы …………………………..
1. Роль курсовой работы в самостоятельном изучении
экономической теории ………………………………………..
2. Этапы выполнения курсовой работы и предъявляемые к ней
требования ……………………………………………………..
2.1. Выбор темы ……………………………………………..
2.2. Составление библиографии и работа над первоисточниками и литературой, использование Интернет-ресурсов………………………………………………….
2.3. Выбор статистического и цифрового материала ……..
2.4. Составление плана работы ……………………………..
2.5. Письменное изложение темы …………………………..
2.6. Оформление курсовой работы…………………….........
2.7 Защита курсовой работы ……………………………….
III. Примерные темы рефератов и курсовых работ по экономической теории………………………………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Подготовленный реферат представляется на семинарском занятии, лучшие рефераты – на ежегодной студенческой научной конференции, проводимой в апреле месяце. После обсуждения в группе или на потоке работа студента оценивается преподавателем и принимается решение о дальнейшей разработке этой темы автором для написания конкурсной работы.
Оценивая студенческий реферат, преподаватель обращает внимание на умение студента работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, способности логического мышления, культуру письменной речи, знание оформления научного текста, ссылок, составления библиографии. Соответствие содержания реферата заявленной теме, оптимальное ее раскрытие составляет один из критериев оценки. Необходимость устного выступления предполагает соответствие некоторым дополнительным критериям. Доклад по реферату должен хорошо восприниматься на слух, т.е. быть интересно и доступно изложен.
Целесообразно подготовить тезисы выступления, (а точнее – обозначение разделов реферата, сокращенное изложение основного материала, определение важнейших понятий, упоминание цифр и фактов, формулировка выводов) размножить и раздать их студентам в качестве сопроводительного иллюстративного материала к докладу.
Текст самого доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления. Преподаватель заранее сообщает, сколько времени отводится каждому докладчику. Уложиться в регламент очень важно, так как в противном случае выступление студента прервут, он не успеет сказать самого главного. От этого качество выступления станет намного ниже, а полученная оценка и произведенное впечатление не удовлетворит ни студента, ни аудиторию.
После выступления докладчик должен ответить на вопросы слушателей. Для того чтобы ответы получились четкими и продуманными, лучше сначала записать их в порядке поступления, затем при возможности сгруппировать и немного подготовившись, ответить сразу на все.
II. подготовка и защита курсовой работы
1. Роль курсовой работы в самостоятельном
изучении экономической теории
Выполнение курсовой работы – одна из важных форм самостоятельной работы студентов при изучении курса экономической теории. В процессе ее подготовки студенты изучают важнейшие и наиболее сложные проблемы экономической теории, учатся всесторонне анализировать современные явления экономической жизни общества и делать на основе этого научно обоснованные теоретические и практические выводы. В процессе выполнения курсовой работы студенты подробно и обстоятельно изучают работы экономистов как нашей страны, так и зарубежных, выявляют дискуссионные проблемы, анализируют статистические материалы.
В ходе подготовки курсовых работ студенты приобретают навыки самостоятельного подбора необходимого конкретного, фактического и цифрового материала, умение анализировать его, работать со статистическими справочниками, составлять таблицы, диаграммы. Все это помогает студентам углубить знания по курсу экономической теории, приобрести опыт научного исследования, самостоятельного обобщения практики работы предприятий (фирм), национальной экономики в целом, высказать собственные суждения относительно связи теоретических аспектов темы с проблемами практического воплощения их в экономической политике стран переходной экономики и развитых стран.
2. Этапы выполнения курсовой работы
и предъявляемые к ней требования
Успешное выполнение курсовой работы во многом зависит от того, насколько четко студент выполняет основные требования, предъявляемые к ней. Эти требования относятся, прежде всего, к содержанию работы, структуре, объему и форме изложения материала, а также к ее оформлению.
В курсовой работе должны получить отражение:
понимание студентом экономических процессов и явлений, что должно быть выявлено на основе грамотных и четких формулировок причин и их следствий;
умение свободно владеть основными понятиями и терминами микро- и макроэкономики, ориентироваться в содержании основных экономических проблем и различных подходах к их решению;
умение показать дискуссионные проблемы, осмысление различных аргументов и позиций, не допуская односторонности суждений;
осведомленность студентов по поводу сопоставления различных моделей становления рыночной экономики (кейнсианских, неоклассических, институционально-
умение раскрывать теоретические вопросы в тесной связи с жизнью, ее проблемами и противоречиями, социально-экономическими и национальными особенностями.
Курсовая работа должна отражать творческий подход, умение самостоятельно, логически последовательно и грамотно излагать свои мысли, делать выводы, обобщения, практические предложения и рекомендации по исследуемой теме. Курсовая работа выполняется в соответствии с графиком, приведенным в Приложении.
Этапы выполнения курсовой работы: 1) выбор темы; 2) составление библиографического описания и глубокое изучение первоисточников и литературы; 3) подбор примеров, иллюстративных материалов и их оформление (составление таблиц, схем, диаграмм и др.); 4) составление плана работы; 5) литературное и логически стройное изложение накопленного и осмысленного материала согласно составленному плану; 6) внешнее оформление работы и сдача ее на кафедру; 7) ознакомление с рецензией на работy и соответствующая реализация замечаний и советов рецензентов; 8) защита курсовой работы.
2.1. Выбор темы
Как правило, студент выбирает тему для курсовой работы из тематики, предложенной кафедрой. В отдельных случаях, с разрешения преподавателя, студент может взять тему, не предусмотренную предлагаемым перечнем. Это оправдано в том случае, когда студент уже разрабатывал какую-то проблему, выступал с докладами на семинарах, на студенческих конференциях, писал по этой проблеме реферат. Приветствуется выбор темы по тематике научных исследований кафедры или преподавателя (научного консультанта по курсовой работе).
Для студентов заочного или вечернего отделения тема курсовой работы может быть выбрана из круга вопросов, связанных с тем участком производства, на котором студент трудится. При этом исследование должно носить теоретико-экономический характер.
2.2. Составление библиографии и работа
над первоисточниками и литературой,
использование Интернет-ресурсов
Выполнение курсовой работы следует начинать с определения круга вопросов, которые рассматриваются в рамках выбранной студентом темы, а затем системы экономических показателей, количественно характеризующих изучаемое явление.
Вначале рекомендуется ознакомиться с соответствующими главами, разделами учебных пособий и монографий российских и зарубежных авторов. Далее целесообразно приступить к изучению экономических статей, печатаемых в научно-теоретических и научно-практических изданиях.
Для подбора литературы, соответствующей направлению исследования, желательно использовать библиографический справочник и картотеки в библиотеке и читальном зале университета (см. также стр. 7 данных методических указаний). Общий список может включать следующую литературу. (Для каждой темы выбирается литература, соответствующая направлениям исследования).
Рекомендуемая литература
Учебники и монографии:
1. Агапова, Т.А., Серегина, С.Ф. Макроэкономика: учебник / под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 2005.
2. Андрианов В.Д. Эволюция основных концепций регулирования экономики от теории меркантелизма до теории саморегулирования. – М.: Экономики, 2008.
3. Бартенев, С.А. История экономических учений. – М.: Юристъ, 2006.
4. Волгин Н.А., Будаев А.С. Оплата труда и проблема ее регулирования. М.: Альфа-Пресс, 2006.
5. Вугальтер А.Л. Фундаментальная экономика. Динамика. – М.: Экономика, 2007.
6. Гранатуров, В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2002.
7. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. – М.: Прогресс, 1969.
8. Дегтярева, И.В. Организационный и инвестиционный менеджмент банковских и небанковских финансовых институтов.: учебное пособие. / И.В. Дегтярева; Уфимск. гос. авиац. техн. унт-т. – Уфа: Изд-во УГАТУ, 2002.
9. Дегтярев, А.Н., Дегтярева, И.В. Эволюция экономической теории в биографиях ученых-экономистов. – Уфа: Изд-во УТИС, 2002.
10. Добрынин, А.И., Журавлева, Т.П. Общая экономическая теория: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2002.
11. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1978.
12. Кузнецова, Н.П. Экономический рост: история и современность: учебное пособие. – СПб., 2001.
13. Курс экономической теории / под ред. Сидоровича А.В. – М.: ДИС, 2004.
14. Курс экономической теории / под ред. М.И. Чепурина, К.И. Киселевой. – Киров: АСА, 2006.
15. Макконнелл, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2 т. / пер. с англ. – М., ИНФРА-М, 2002.
16. Макроэкономика. Теория и российская практика / под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Кнорус, 2005.
17. Маркс, К. Капитал – Маркс К., Энгельс Ф.: соч. – 2-е изд. – Тт. 23-25.
18. Маршалл, А. Принципы политической экономии. – М.: Прогресс, 1984.
19. Микроэкономика. Теория и российская практика / под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Кнорус, 2004.
20. Мэнкью, Н.Г. Принципы экономики / пер. с англ. – СПб.: Питер Ком, 2002.
21. Нестеренко Н.Ю. Малый бизнес: тенденции и ориентиры развития в современной России. – М.: Изд-во РГГУ, 2007.
22. Олейник А.Н. Институциональная экономика: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009.
23. Рыночная система теории: эволюция экономической роли государства / под ред. А.А. Пороховского. – М.: ТЕИС, 2004.
24. Самуэльсон, П., Нордхаус, В. Экономика / пер. с англ. – М.: БИНОМ, 2002.
25. Слепова В.А., Звонова Е.А. Международный финансовый рынок: учебное пособие. – М.: Магистр, 2007.
26. Собственность в экономической системе России / под ред. В.Н. Черковца и В.М. Кулькова. – М.: Изд-во МГУ, 2002.
27. Тарасова, С.В. Экономическая теория благосостсояния: учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2001.
28. Теоретические проблемы переходной экономики / под ред. В.В. Радаева. – М.: ТЕИС, 2005.
29. Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Юстицинформ, 2009.
30. Фишер, С., Дорнбуш, Р., Шмалензи, Р. Экономика / пер. с англ. – М.: Дело ЛТД, 2003.
31. Худокормов А.Г. Экономическая теория: Новейшие течения Запада. – М. Инфра-М, 2009.
32. Шахмалов, Ф.М. Россия в глобальной экономике: актуальные тенденции. – М.: Экономика, 2006.
33. Шлендер П.Э. Экономика труда – М.: Магистр, 2008.
34. Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2005.
35. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 2004.
36. Экономическая теория: учебник / под ред. В.И. Бархатова, Г.П. Журавлевой. – М.: Финансы и статистика, 2007.
Периодические издания:
Журналы – «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Проблемы теории и практики управления», «Мировая экономика и международные отношения», «Экономист», «Общество и экономика», «Финансы», «Финансы и кредит», «Деньги», «Бизнес», «Коммерсант», «Маркетинг», «Предпринимательство», «Риск», «Инвестиции в России», «Деловые люди», «Человек и труд» и др.
Газеты – «Экономика и жизнь», «Экономические новости», «Финансовая газета», «Собеседник», «Сегодня», «Деловой мир», «Ваш капитал», «Бизнес и банки», «Бизнес в России».
Интернет-ресурсы:
1. Вестник московского университета. Серия 6: Экономика (Москва) – научный журнал. Страница журнала на официальном сайте МГУ: http://msu.ru/depts/MSUPubl200
2. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика (Санкт-Петербург) – научно-теоретический журнал. Сайт Издательского Дома: http://vesty.unipress.ru
3. Вопросы экономики (Москва) – журнал института экономики РАН. Сайт журнала: http://www.vopreco.ru
4. Мировая экономика и международные отношения (Москва) – научный журнал. Cтраница журнала на сайте Института Мировой экономики и международных отношений: http://www.imemo.ru/meimo
5. Российский экономический журнал (Москва) – специализированный экономический журнал. Сайт издательства: http://www.finstal.ru
6. Общество и экономика (Москва) – международный научный и общественно-политический журнал. Страница журнала на сайте: http://www.transecon.ru/RU/sho
7. Экономическая наука современной России (Москва). Страница журнала на сайте ЦЭМИ: http://www.cemi.rssi.ru/ecr
8. ЭКО: Экономика и организация промышленного производства (Новосибирск) – научный журнал. Сайт журнала: http://www.econom.nsc.ru/eco
9. Сайт Федеральной службы государственной статистики: www.gks.ru
10. Сайт Министерства финансов РФ: www.minfin.ru
11. Сайт Президента РФ: www.kremlin.ru
12. Сайт Правительства РФ: www.goverment.ru
Информация о работе Государство и его роль в современной российской экономике