Денежно кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 13:37, реферат

Краткое описание

Главной целью курсовой работы является выявление основного направления денежно-кредитной политики государства и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования. Основными задачами являются:
1.Определение понятия денежно-кредитной политики;
2.Рассмотрение основных целей;
3.Ознакомление с инструментами денежно-кредитной политики;
4.Рассмотрение моделей денежно-кредитной политики;
5.Рассмотрение современной денежно-кредитной политики в Российской Федерации;
6.Рассмотрение проблем в регулировании денежно-кредитной политики в России и нахождение путей их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

Денежно кредитная политика.docx

— 63.70 Кб (Скачать файл)

Введение

денежный  кредитный рефинансирование банк

Кредитно-денежная политика очень важна для любого государства особенно на сегодняшний  день, когда основной функцией государства  является обеспечение рыночного  хозяйства достаточным количеством  денежной наличности. Также необходимо отметить, что общее состояние  экономики в большой мере зависит  от состояния денежно-кредитной  сферы. Достаточно заметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве  стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10%- банкноты центрального банка.

Главной целью  курсовой работы является выявление  основного направления денежно-кредитной  политики государства и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования. Основными задачами являются:

1.Определение  понятия денежно-кредитной политики;

2.Рассмотрение  основных целей;

3.Ознакомление  с инструментами денежно-кредитной  политики;

4.Рассмотрение  моделей денежно-кредитной политики;

5.Рассмотрение  современной денежно-кредитной политики  в Российской Федерации;

6.Рассмотрение  проблем в регулировании денежно-кредитной  политики в России и нахождение  путей их решения.

Нельзя не отметить, что взгляды на вопросы  регулирования денежно-кредитной  сферы в течение длительного  времени неоднократно менялись. Увеличивалось  количество и качество мероприятий  государства, регулирующих денежное обращение. Таким образом, в данной работе необходимо выявить наиболее актуальные и наиболее действенные инструменты регулирования  денежно-кредитной сферы, которые  необходимо использовать для достижения главной цели денежно-кредитной  политики.

1.Сущность  денежно-кредитной политики

 

1.1Определение  денежно-кредитной политики

 

Денежно-кредитная  политика- это важнейшее направление экономической политики государства. Денежно-кредитная политика, являясь частью общегосударственной экономической политики, должна быть «вписана» в общую цель развития национальной экономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия.

Денежно-кредитная  политика в экономической литературе чаще всего определяется, как политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. Согласно комментариям к федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)», денежно-кредитная  политика определяется, как составная  часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства.

Более точную трактовку данной категории проводит Симановский А.Ю.. Данная политика определятся  им, как «управление денежным предложением или создании условий для доступа  экономических субъектов к кредитам и (или) под процентную ставку, соответствующую  определенным экономическим целям». В отличие от первого определения, второе подчеркивает возможность влияния  денежно-кредитной политики не только на сферу обращения, но и на сферу  производства.

Садков В.Г. и Овчинникова О.П. придерживаются мнению, что денежно-кредитная политика-это совокупность мероприятий государства в лице Банка России, направленных на разработку и реализацию стратегии по обеспечению целенаправленного, эффективного и устойчивого развития и функционирования социальной, экономической и экологической сфер страны на основе эффективного формирования и использования денежных и кредитных ресурсов.

В зарубежной литературе денежно-кредитная политика подразделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством  проведения валютных интервенции, изменения  уровня учетной ставки. А также  других инструментов, оказывающих влияние  на состояние национальной денежной единицы. И «широкую», непосредственно воздействующую на объем денежной массы в обращении. Эти меры должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Объекты и  субъекты денежно-кредитной политики.

Объектами денежно-кредитной  политики являются спрос и предложение  на денежном рынке.

Субъектами  денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

 

1.2 Основные цели денежно-кредитной  политики

 

В общем виде цель государственного регулирования  экономики- достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста. Иногда говорят, что целью государственного регулирования экономики является одновременное достижение всех поставленных целей в «магическом четырехугольнике» (рис. 1).

 



 

Рис.1. Достижение поставленных целей в «магическом  четырехугольнике»

 

Индекс цен  Показатели уровень безработицы

Уровень безработицы Отдельные задачи безработицы на уровне естественной

Внешнеторговый  баланс Показатели рост реального ВНП

Положительный Отдельные задачи оптимальные темпы  внешнеторговый баланс экономического роста

Если цель развития национальной экономики заключается  в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении  стабильности цен, снижении инфляции, эффективной занятости населения  и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий  в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитной  политики. Промежуточной, или тактической, целью денежно-кредитной политики может быть и таргетирование инфляции, и стабилизация валютного курса, в связи с чем текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и легкодоступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, ставки рефинансирования коммерческих банков.

Выбор промежуточных  целей определяется степенью либерализации  экономики и независимости центрального банка, стоящими перед мим задачами, его функциями в экономике. Промежуточные цели денежно-кредитной политики тесно взаимосвязаны. Например, если в условиях свободно конвертируемой валюты центральный банк стремится к фиксации процентной ставки на определенном уровне, то в разработке мероприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять устанавливаемый рынком курс национальной валюты. И наоборот, при выборе целей денежно-кредитной политики, связанной с ограничениями по валютному курсу, центральному банку необходимо учитывать складывающийся уровень процентной ставки. Если же центральный банк ставит цель поддержания реальной процентной ставки на положительном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и т.п.

 

1.3 Инструменты денежно-кредитной политики

 

В мировой  экономической практике центральные  банки используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:

-изменение  норматива обязательных резервов  или так называемых резерв- ных требований;

-процентную  политику центрального банка,  т.е. изменение механизма заимствования  средств коммерческими банками  у центрального банка или депонирования  средств коммерческих банков  в центральном банке;

-операции  с государственными ценными бумагами  на открытом рынке.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ  РЕЗЕРВЫ

Обязательные  резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого  банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном  банке. Исторически обязательные резервы  рассматривались центральными банками  как экономический инструмент, обеспечивающий коммерческим банкам достаточную ликвидность  в случае массового.изъятия.депозитов,позволяющийпредотвратитьнеплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, или резервных требований, используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы. Механизм действия данного инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

-если центральный  банк увеличивает норму обязательных  резервов, то это приводит к  сокращению избыточных резервов  коммерческих банков, которые они  могут использовать для проведения  ссудных операций. Соответственно  это вызывает мультипликационное  уменьшение денежного предложения,  поскольку при изменении норматива  обязательных резервов меняется  величина депозитного мультипликатора;

-при уменьшении  нормы обязательных резервов  происходит мультипликационное  расширение объема предложения  денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы  обязательных резервов способно вызвать  существенные изменения в объеме банковских резервов и привести к  модификации кредитной политики коммерческих банков.

Увеличение  денежной базы приводит частично к  росту количества денег на руках  населения, частично к увеличению вкладов  в коммерческих банках. Это в свою очередь влечет за собой усиление процесса мультипликации и расширение объема денежной массы на величину большую, чем денежная база.

В статье Медведева  Н.Н. говорится, что при создании системы обязательного резервирования центральному банку любой страны необходимо учитывать синергетическое  взаимодействие ряда факторов. В России длительный период времени при обсуждении проблем обязательных резервов на первое место ставился вопрос о размерах нормативов резервирования. Особенно часто требования о снижении нормативов звучали со стороны банковского сообщества в 2002-2003 гг. После существенного уменьшения нормативов резервирования в 2004г. Интенсивность дискуссии ослабла. В большинстве выступлений снижение нормативов рассматривается как оперативная и адекватная реакция Банка России на события лета 2004г. Пока нет оценок долгосрочных последствий столь радикального (более чем в 2 раза) и столь быстрого снижения нормативов. Практически без должного внимания остался и не менее важный вопрос- существенная модернизация механизма обязательного резервирования.

Исторически сложились 3 основные формы хранения средств, выделенных в качестве резерва. Первая, в виде неснижаемого остатка  денежной наличности в кассе кредитной  организации. Вторая- неснижаемого уровня средних хронологических остатков на корреспондентском счете организации. Третья, размещение резервов на специально открытых для этих целей счетх в центральном банке. В современных условиях часто используется сочетание всех трех форм. В отдельных странах используются другие формы хранения средств обязательных резервов, например, в виде вложений в государственные ценные бумаги.

Впервые обязательные резервы были введены в США. Первоначально  они рассматривались как своеобразная гарантия по обязательствам банков. Затем  все более значимой стала их функция  как инструмента регулирования  денежного предложения в стране. Масштабы использования и величина нормативов обязательного резервирования в различных странах в разные годы существенно отличается. Наиболее высокий их уровень был установлен в Италии(20%), Испании (17%). Напротив, в  Японии норматив оставался 2.2%, в Великобритании 0.45%. В последние годы наблюдается  общая тенденция к отходу от активного  использования резервных требований центральными банками в качестве регулирующего инструмента и  снижения их величины. Особенно ярко это  проявилось в связи с созданием  Европейского валютного союза. Европейский  центральный банк установил диапозон возможных колебаний отчислений в резервы от 0 до10%. В настоящее время ставка резервных отчислений по всем видам депозитов и эмитированных ценных бумаг со сроком действия до 2-х лет установлена в 2%, а по ряду других обязательств равна 0. Отдельные страны, например, Канада, Дания, Мексика не используют обязательные резервы для целей денежно-кредитного регулирования.

ПРОЦЕНТНАЯ  ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

Процентная  политика центрального банка проводится по двум направлениям: регулирование  займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая еще может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования — это процент, под который  центральный банк предоставляет  кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учетная ставка — процент (дисконт), по которому центральный  банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает  центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими  банками увеличиваются их резервы, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И  наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Определение размера учетной ставки — один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной  ставки выступает показателем изменений  в области кредитно-денежного  регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой  инфляции и в то же время оказывает  на инфляцию большое влияние. Когда  центральный банк намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать  одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без  фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необязательны  для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с другими  банками. Однако уровень официальной  учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных  операций.

Вместе с  тем именно использование этого  инструмента показывает, что результаты денежно-кредитной политики слабо  предсказуемы. Например, снижение ставки рефинансирования рассматривается  как мера, приводящая к расширению денежного предложения. Однако снижение ставки рефинансирования влияет на рыночную ставку процента, которая снижается, следовательно, увеличивается спрос  на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находится в  обратной зависимости от уровня процентной ставки. В свою очередь спрос на депозиты снижается — мультипликатор уменьшается, но как и в каком периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитной политике следует различать краткосрочные и долгосрочные периоды. В краткосрочном периоде снижение ставки рефинансирования является «расширительной» мерой, в долгосрочном — сдерживающей.

Информация о работе Денежно кредитная политика государства