Денежные доходы и роль социальной политики в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы «Денежные доходы и роль социальной политики в рыночной экономике» определяется необходимостью теоретического исследования проблемы государственного регулирования доходов населения и выявления путей совершенствования политики доходов вусловиях рыночных отношений. Распределение национального дохода – центральный вопрос при формировании модели социальной политики любой страны. Это связано с тем, что распределительные механизмы определяют уровень и качество жизни населения, наполняют реальным содержанием социальные взаимоотношения в обществе. Распределительные отношения имеют огромное значение для развития общественного хозяйства, прежде всего потому, что люди, вступающие в производственный процесс, вкладывающие в него свой труд или капитал, надеются получить определенные доходы.

Содержание

Введение
1. Понятие и виды доходов
2. Распределение доходов и его формы
3. Неравенство доходов населения и его причины
4. Способы измерения неравенства доходов населения
5. Уровень дифференциации доходов населения РФ
6. Система социальной защиты населения
7. Соотношение справедливости и равенства в распределении доходов
Заключение
Приложения
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 107.31 Кб (Скачать файл)

В России налицо также аномальная дифференциация доходов населения в региональном и отраслевом аспектах. Исключительная неравномерность экономического развития субъектов РФ (так, десять регионов-лидеров производят свыше 60% всего объема промышленной продукции, а десять аутсайдеров — чуть более 1%) предопределяет и гипертрофированные различия в доходах граждан, в них проживающих. Если среднедушевой доход в Москве составлял в декабре 2005 г. 39,8 тыс. руб., то в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе — всего 3,4 тыс.; разброс в Центральном федеральном округе — между столицей и Ивановской областью (5,2 тыс. руб.) — был не столь уж существенно меньшим. Следует иметь в виду и различия в покупательной способности единой национальной валюты в регионах, усугубляющие рассматриваемую асимметрию.

Иррационален и разрыв в оплате труда по отраслям народного  хозяйства. В 2004 г. уровни среднемесячной оплаты труда в пятерке лидирующих по этому показателю отраслей были следующими: «финансы, кредит и страхование» — 16,6 тыс. руб.; «геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы» — 11,5 тыс.; «транспорт» — 9,5 тыс.; «связь» — 9,0 тыс.; промышленность —7,9 тыс. руб. «Замыкающая» же пятерка характеризовалась так: «оптовая и розничная торговля, общественное питание» — 4,8 тыс. руб.; «здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение» — 4,7 тыс.; «культура и искусство» — 4,3 тыс.; «образование» — 4,2 тыс.; «сельское хозяйство» — 2,8 тыс. руб.6

Таким образом, в России налицо значительная дифференциация доходов населения. Поэтому государство должно проводить активную социальную политику, направленную на обеспечение социальной стабильности в обществе и смягчению социальной напряженности в стране.

6. Система социальной  защиты населения

Как уже было отмечено, рыночное распределение доходов на основе конкурентного механизма спроса и предложения на факторы производства приводит к тому, что вознаграждение каждого фактора происходит в соответствии с его предельным продуктом. Естественно, указанный механизм не гарантирует равенства в распределении доходов, и в настоящее время наблюдается значительное неравенство в их распределении. Но современной рыночной экономике соответствует и определенный социальный критерий – наделение каждого домохозяйства доходом, обеспечивающим достойную жизнь, независимо от результатов хозяйственной деятельности. Именно этот, хотя и весьма абстрактный критерий, определяет масштабы вмешательства государства в перераспределение дохода.7

В социальной сфере РФ также  накопился широкий круг острых проблем, важнейшими из которых являются: неравномерность  в доступе к финансовым ресурсам регионов, которая приводит к неравномерности  пространства минимальных социальных гарантий и требует активной государственной  политики выравнивания возможностей регионов; высокий износ основных фондов и  инфраструктуры социальной сферы при  недостаточных инвестициях в  обновление фондов; низкий уровень заработной платы работников бюджетной сферы, что приводит к снижению квалификации занятых в воспроизводстве человеческого потенциала и другие.

В связи с этим Российской Федерацией принимаются различные  меры по повышению благосостояния населения. Среди них можно отметить установление обязательного минимума заработной платы как базы оплаты труда, индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции, проведение в рамках управления социальным риском подходов и программ социальной защиты (например, социальное страхование), предоставление социальных выплат в форме денежных и натуральных трансфертов и другие.

Для повышения благосостояния населения, сокращения бедности, обеспечения  населения качественными социальными  услугами в среднесрочной перспективе  совокупные бюджетные расходы на душу населения в России намечено повысить с 3,5 тыс. руб. в месяц в 2005 г. до 5,8 тыс. руб. в 2008 г. Так, например, среднемесячная заработная плата работников бюджетной  сферы в 2008 году должна составить 9875 руб., что примерно в 1,5 раза больше, чем в 2005 году (См. Приложение 5). Расходы на образование вырастут на 26,4% по сравнению с уточненными расходами на 2005 г. Почти 80% из их обшей суммы направляется в сферу гражданского образования, прежде всего вузовского образования (77%). Будет осуществляться финансирование федеральных целевых программ в области образования: "Развитие образования на 2006-2010 гг."; "Русский язык" (2006-2010 гг.); "Дети России"; "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" (2005-2009 гг.). Предусмотрены рост оплаты труда работников образования и повышение стипендий, социальнаяподдержка детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. С 1 января 2006 г. повышены стипендии для аспирантов и докторантов образовательных учреждений высшего профессионального образования соответственно до 1500 и 3000 руб. Размер стипендии студентам федеральных государственных высших учебных заведений был повышен с 1 сентября 2005 г. до 600 руб. и сохраняется на существующем уровне. Не остаются без внимания и дети – сироты. Так, например, при формировании федерального бюджета на 2006 г. было выделено 617,4 млн. руб. на обеспечение 48,4 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатным питанием, одеждой, проездом на внутригородском, пригородном транспорте.8

В рамках управления социальным риском подходы и программы социальной защиты имеют своей задачей защиту людей от возникающих в течение  жизни социальных рисков и снижение бедности. Базовым механизмом нейтрализации  риска является социальное страхование. В странах с рыночной экономикой социальное страхование - главная среди основных организационно - правовых форм системы социальной зашиты, степень использования других форм обусловливается ограниченностью возможностей самого института социального страхования в организации всеобъемлющей системы социальной защиты, а также степенью развитости института социального страхования в отдельных странах. Основными механизмами предохранения человека от внезапного и недопустимого снижения уровня жизни являются его сбережения, личное страхование, добровольное и обязательное социальное страхование. При этом задача государства заключается в создании такого финансового климата, который позволяет функционировать всем этим механизмам самофинансирования возможных сокращений доходовработника. Свобода выбора образа жизни и сопряженная с ней ответственность каждого индивидуума за формирование и управление своими доходами и расходами, включая этапы утраты трудоспособности (временной иди постоянной, частичной или полной) или места работы, порождает случаи материальной необеспеченности существования. В целях финансирования минимальных социальных гарантий для трудоспособного населения индустриальное общество создало институт обязательного социального страхования. Социальное страхование с экономических позиций выступает как институт социальной защиты, органически включающий в себя механизмы страхования, оценки страховых событий и распределение убытков между теми, кто подвержен риску, возмещения убытков, организованное на сочетании принципов солидарности и возмездности в рамках общественной взаимопомощи. Это особая форма организованной взаимопомощи, при которой риск известного несчастья учитывается заранее, а связанные с ним материальные потери заранее же распределяются между всеми участниками страховой программы. В России система социального страхования включает государственные внебюджетные фонды социального страхования, а также негосударственные фонды. Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, включающий 88 территориальных фондов, обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условияхрыночной экономики. Деятельность их подчиняется принципам самостоятельности и независимости от государственного, региональных и местных бюджетов. Согласно Бюджетному кодексу РФ внебюджетные социальные фонды являются финансовыми учреждениями при Правительстве РФ. Так, например, в соответствии с законодательством Российской Федерации в 2006 году из федерального бюджета было выделено 87,80 млрд. руб., предназначенных па выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, и на выплату дополнительного материального обеспечения работникам, работавшим в организациях ядерного оружейного комплекса. 210,2 млрд. руб. шло на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан. Доходы, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, в 2006 г. составили 103,0 млрд. руб., на конец 2006 г. накопительная составляющая бюджета Пенсионного фонда оценивалась в 346,6 млрд. руб.9

Таким образом, на основе данных показателей можно сделать вывод  о том, в России проводится социальная политика государства по сокращению значительной дифференциации доходов населения. Но, к сожалению, пока эти меры не являются особо результативными и требуют дальнейшего их совершенствования.

7. Соотношение  справедливости и равенства в  распределении доходов

И теория, и практика свидетельствуют, что при рыночной экономике материальные блага и доходы распределяются в  высшей степени неравномерно. А справедливо  ли неравномерное распределение доходов? Имеются два подхода к решению данного вопроса. Сторонники первого исходят из необходимости достижения полного равенства доходов в обществе, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности людей. Максимальная полезность товаров и услуг достигается при выравнивании доходов потребителей.

Сторонники второй концепции  считают, что в основе идеи равенства доходов лежит ложное допущение, согласно которому существует постоянный объем распределяемого дохода. На самом деле, как они утверждают, объем производимого и распределяемого дохода зависит от способа его распределения. Главная идея данной концепции: неравенство доходов необходимо, чтобы сохранить стимулы для повышения эффективности производства.10

Известны также четыре методологические трактовки, объясняющие  социальную справедливость: эгалитаризм - необходимость получения всеми членами общества равных благ; роулзианский подход - важность максимизации полезности наименее обеспеченных лиц; утилитаризм - максимизация общей полезности всех членов общества; либерализм - справедливость, устанавливаемая рынком.

Не вдаваясь в описание этих постулатов, отмечу, что только эгалитарный принцип предусматривает распределение соразмерно трудовым усилиям, остальные три означают применение пофакторного распределения в той или иной степени. А пофакторный принцип распределения всегда ведет к неравенству, так как рыночное распределение доходов предполагает соответствие дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученного от данного фактора. Поэтому правительство, если оно заботится о благосостоянии общества, должно смягчить данное неравенство и осуществлять перераспределение доходов, ведь одна из важнейших функций государства связана именно с перераспределением дохода для обеспечения социальной стабильности в обществе и благоприятных условий для всестороннего развития личности. Цель политики государства в этой области заключается в ослаблении социальной напряженности и экономического неравенства. Однако деятельность государства по перераспределению доходов не должна приводить к их уравниванию. Ведь важнейшим положением кокурентно-рыночной экономики является то, что неравенство доходов есть важное условие высокоэффективного функционирования рыночной системы, действенный фактор мотивации к высокорезультативному творчеству, к труду, к росту инвестиционной активности наци. В связи с этим важнейшей задачей государства следует считать устранение неравенства до таких пределов, чтобы, с одной стороны, происходил экономический рост, а с другой – всем гражданам обеспечивался общественно нормальный уровень жизни. При этом не следует забывать, что не «уравниловка» в доходах, а именно неравенство присуще современному рыночному хозяйству. В то же время экономисты едины в том, что для эффективного функционирования экономики следует обеспечить равенство экономических прав и возможностей.11

Таким образом, социальная политика государства в рыночной экономике должна быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой – никоим образом не подрывать стимулов высокоэффективного производства.

 
Заключение

 

Быстрый поиск по Банку  Рефератов:     | Описание работы | Похожие работы

 

Смотрите также: Доходы населения и социальная политика государства (Реферат, 2010) и Доходы населения России и их дифференциация(Курсовая, 2010)

 

Таким образом, рыночное распределение доходов без всякого вмешательства государства означает, что доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов спроса и предложения, а также предельной производительности факторов. Но механизм рыночного ценообразования на факторы производства приводит к существенному неравенству в распределении доходов между различными собственниками данных факторов и другими слоями населения, что объясняется, прежде всего, логикой конкуренции и динамической эффективностью рыночного механизма. Кроме того, всегда существуют нетрудоспособные члены общества, которые вообще остаются далеко за пределами рыночного распределения факторных доходов. В связи с этим на государство возлагается задача по регулированию социально-экономических условий жизни общества, по поддержанию отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечению условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, созданию социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Социально ориентированная рыночная экономика предполагает подчинение системы задачам развития личности и обеспечения принципа справедливости. Но очень часто социальная справедливостьпротиворечит экономической эффективности. Например, государственное перераспределение дохода может привести к уменьшению совокупной нормы сбережений нации, так как высокие ставки налогообложения сокращают располагаемые личные доходы обеспеченных домохозяйств, у которых при этом уменьшается предельная склонность как к потреблению, так и к сбережению. Кроме того, все граждане, включая и бедных, в условиях действия множества программ социального обеспечения сокращают уровень сбережений сегодня, надеясь на государственную помощь завтра.

Так каким же образом минимизировать издержки, возникающие в связи  с реализацией социальных программ, если государство по понятным причинам не может отказаться от перераспределения  дохода в пользу бедных?

Минимизировать негативные последствия государственной помощи малоимущим и увеличить предложение  человеческого капитала на соответствующем  рынке можно путем внедрения  такой формальной и неформальной институциональной нормы, как требование о поиске работы. Однако в действительности реализация этого требования сталкивается с множеством проблем: именно малоимущим недостает квалификации и творчески-трудовых навыков, за которые на рынке человеческого капитала платят высокую цену. Государство может само оживить спрос на человеческий капитал, что в перспективе может привести к "эффекту вытеснения" человеческого капитала из частного сектора в пользу хозяйственных сфер, где готовятся и резервируются правительственные рабочие места и т. д. Но все-таки государственные программы стимулирования поиска работы малоимущими следует считать в целом перспективными.

Важнейшим фактором, стимулирующим  трудовую деятельность, является отрицательный подоходный налог в форме дополнительного дохода.Смысл данного налога состоит в том, чтобы государственная поддержка доходов не подрывала стимулы работника к созидательной деятельности. Решение проблемы заключается, во-первых, в обеспечении домохозяйств некоторым базовым пособием, во-вторых, в разрешении личности сохранять значительную часть заработанных денег, несмотря на наличие данного базового пособия. Например, домохозяйство может получать 1000 руб. базового пособия и платить, например, не более чем 30-процентный налог с каждого дополнительного рубля доходов.

Конечно же, компромисс между  равенством и эффективностью в каждой стране достигается по-своему. В  современной переходной российской экономике реализация задач социальной справедливости существенно затруднена противоречиями переходного периода, продолжающимися институциональным  кризисом, отсутствием общенационального  оптимизма. Но, тем не менее, меняющиеся представления россиян о социальной справедливости в распределении  и перераспределении дохода приобретают  все более «рыночные», а не уравнительные  характеристики.

 
Приложение 1

Состав денежных доходов населения

 

1970

1980

1990

1995

2000

2001

2002

2004

2006

2008

 

Миллиардов рублей (1995 г. - трлн. руб.)

Денежные доходы - всего

115,6

201,8

383,2

910,9

3983,9

5325,8

6831,0

8900,5

10976,3

13667,8

в том числе:

                   

доходы от предпринимательской  деятельности12

2,9

4,4

14,3

149,7

612,2

672,2

810,7

1066,9

1285,5

1580,3

оплата труда

96,3

161,1

292,7

571,8

2501,9

3439,5

4493,9

5691,9

7137,9

8662,5

социальные выплаты

14,6

30,4

56,4

119,5

551,1

808,3

1040,5

1253,4

1407,4

1755,6

доходы от собственности

0,6

2,7

9,5

59,0

270,9

304,6

353,8

694,5

904,2

1402,9

другие доходы

1,2

3,2

10,3

10,9

47,8

101,2

132,1

193,8

241,3

266,5

 

В процентах к итогу

Денежные доходы - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

                   

доходы от предпринимательской  деятельности13

2,5

2,2

3,7

16,4

15,4

12,6

11,9

12,0

11,7

11,6

оплата труда

83,3

79,8

76,4

62,8

62,8

64,6

65,8

63,9

65,0

63,4

социальные выплаты

12,6

15,1

14,7

13,1

13,8

15,2

15,2

14,1

12,8

12,8

доходы от собственности

0,6

1,3

2,5

6,5

6,8

5,7

5,2

7,8

8,3

10,3

другие доходы

1,0

1,6

2,7

1,2

1,2

1,9

1,9

2,2

2,2

1,9

Информация о работе Денежные доходы и роль социальной политики в рыночной экономике