Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:03, курсовая работа
Актуальность темы «Денежные доходы и роль социальной политики в рыночной экономике» определяется необходимостью теоретического исследования проблемы государственного регулирования доходов населения и выявления путей совершенствования политики доходов вусловиях рыночных отношений. Распределение национального дохода – центральный вопрос при формировании модели социальной политики любой страны. Это связано с тем, что распределительные механизмы определяют уровень и качество жизни населения, наполняют реальным содержанием социальные взаимоотношения в обществе. Распределительные отношения имеют огромное значение для развития общественного хозяйства, прежде всего потому, что люди, вступающие в производственный процесс, вкладывающие в него свой труд или капитал, надеются получить определенные доходы.
Введение
1. Понятие и виды доходов
2. Распределение доходов и его формы
3. Неравенство доходов населения и его причины
4. Способы измерения неравенства доходов населения
5. Уровень дифференциации доходов населения РФ
6. Система социальной защиты населения
7. Соотношение справедливости и равенства в распределении доходов
Заключение
Приложения
Список использованной литературы
В России налицо также аномальная
дифференциация доходов
Иррационален и разрыв в оплате труда по отраслям народного хозяйства. В 2004 г. уровни среднемесячной оплаты труда в пятерке лидирующих по этому показателю отраслей были следующими: «финансы, кредит и страхование» — 16,6 тыс. руб.; «геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы» — 11,5 тыс.; «транспорт» — 9,5 тыс.; «связь» — 9,0 тыс.; промышленность —7,9 тыс. руб. «Замыкающая» же пятерка характеризовалась так: «оптовая и розничная торговля, общественное питание» — 4,8 тыс. руб.; «здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение» — 4,7 тыс.; «культура и искусство» — 4,3 тыс.; «образование» — 4,2 тыс.; «сельское хозяйство» — 2,8 тыс. руб.6
Таким образом, в России налицо
значительная дифференциация доходов
6. Система социальной защиты населения
Как уже было отмечено, рыночное распределение
В социальной сфере РФ также накопился широкий круг острых проблем, важнейшими из которых являются: неравномерность в доступе к финансовым ресурсам регионов, которая приводит к неравномерности пространства минимальных социальных гарантий и требует активной государственной политики выравнивания возможностей регионов; высокий износ основных фондов и инфраструктуры социальной сферы при недостаточных инвестициях в обновление фондов; низкий уровень заработной платы работников бюджетной сферы, что приводит к снижению квалификации занятых в воспроизводстве человеческого потенциала и другие.
В связи с этим Российской Федерацией принимаются различные меры по повышению благосостояния населения. Среди них можно отметить установление обязательного минимума заработной платы как базы оплаты труда, индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции, проведение в рамках управления социальным риском подходов и программ социальной защиты (например, социальное страхование), предоставление социальных выплат в форме денежных и натуральных трансфертов и другие.
Для повышения благосостояния
населения, сокращения бедности, обеспечения
населения качественными
В рамках управления социальным риском подходы и программы социальной защиты имеют своей задачей защиту людей от возникающих в течение жизни социальных рисков и снижение бедности. Базовым механизмом нейтрализации риска является социальное страхование. В странах с рыночной экономикой социальное страхование - главная среди основных организационно - правовых форм системы социальной зашиты, степень использования других форм обусловливается ограниченностью возможностей самого института социального страхования в организации всеобъемлющей системы социальной защиты, а также степенью развитости института социального страхования в отдельных странах. Основными механизмами предохранения человека от внезапного и недопустимого снижения уровня жизни являются его сбережения, личное страхование, добровольное и обязательное социальное страхование. При этом задача государства заключается в создании такого финансового климата, который позволяет функционировать всем этим механизмам самофинансирования возможных сокращений доходовработника. Свобода выбора образа жизни и сопряженная с ней ответственность каждого индивидуума за формирование и управление своими доходами и расходами, включая этапы утраты трудоспособности (временной иди постоянной, частичной или полной) или места работы, порождает случаи материальной необеспеченности существования. В целях финансирования минимальных социальных гарантий для трудоспособного населения индустриальное общество создало институт обязательного социального страхования. Социальное страхование с экономических позиций выступает как институт социальной защиты, органически включающий в себя механизмы страхования, оценки страховых событий и распределение убытков между теми, кто подвержен риску, возмещения убытков, организованное на сочетании принципов солидарности и возмездности в рамках общественной взаимопомощи. Это особая форма организованной взаимопомощи, при которой риск известного несчастья учитывается заранее, а связанные с ним материальные потери заранее же распределяются между всеми участниками страховой программы. В России система социального страхования включает государственные внебюджетные фонды социального страхования, а также негосударственные фонды. Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, включающий 88 территориальных фондов, обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условияхрыночной экономики. Деятельность их подчиняется принципам самостоятельности и независимости от государственного, региональных и местных бюджетов. Согласно Бюджетному кодексу РФ внебюджетные социальные фонды являются финансовыми учреждениями при Правительстве РФ. Так, например, в соответствии с законодательством Российской Федерации в 2006 году из федерального бюджета было выделено 87,80 млрд. руб., предназначенных па выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, и на выплату дополнительного материального обеспечения работникам, работавшим в организациях ядерного оружейного комплекса. 210,2 млрд. руб. шло на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан. Доходы, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, в 2006 г. составили 103,0 млрд. руб., на конец 2006 г. накопительная составляющая бюджета Пенсионного фонда оценивалась в 346,6 млрд. руб.9
Таким образом, на основе данных
показателей можно сделать
7. Соотношение справедливости и равенства в распределении доходов
И теория, и практика свидетельствуют,
что при рыночной экономике материальные
блага и доходы распределяются в
высшей степени неравномерно. А справедливо
ли неравномерное распределение
Сторонники второй концепции
считают, что в основе идеи равенства доходов лежит
ложное допущение, согласно которому существует
постоянный объем распределяемого дохода.
На самом деле, как они утверждают, объем
производимого и распределяемого дохода
зависит от способа его распределения.
Главная идея данной концепции: неравенство доходов
Известны также четыре методологические трактовки, объясняющие социальную справедливость: эгалитаризм - необходимость получения всеми членами общества равных благ; роулзианский подход - важность максимизации полезности наименее обеспеченных лиц; утилитаризм - максимизация общей полезности всех членов общества; либерализм - справедливость, устанавливаемая рынком.
Не вдаваясь в описание
этих постулатов, отмечу, что только
эгалитарный принцип
Таким образом, социальная политика государства в рыночной экономике должна быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой – никоим образом не подрывать стимулов высокоэффективного производства.
Заключение
Быстрый поиск по Банку Рефератов: | Описание работы | Похожие работы
Смотрите также: Доходы населения и социальная политика государства (Реферат, 2010) и Доходы населения России и их дифференциация(Курсовая, 2010)
Таким образом, рыночное распределение
Так каким же образом минимизировать издержки, возникающие в связи с реализацией социальных программ, если государство по понятным причинам не может отказаться от перераспределения дохода в пользу бедных?
Минимизировать негативные
последствия государственной
Важнейшим фактором, стимулирующим трудовую деятельность, является отрицательный подоходный налог в форме дополнительного дохода.Смысл данного налога состоит в том, чтобы государственная поддержка доходов не подрывала стимулы работника к созидательной деятельности. Решение проблемы заключается, во-первых, в обеспечении домохозяйств некоторым базовым пособием, во-вторых, в разрешении личности сохранять значительную часть заработанных денег, несмотря на наличие данного базового пособия. Например, домохозяйство может получать 1000 руб. базового пособия и платить, например, не более чем 30-процентный налог с каждого дополнительного рубля доходов.
Конечно же, компромисс между
равенством и эффективностью в каждой
стране достигается по-своему. В
современной переходной российской
экономике реализация задач социальной
справедливости существенно затруднена
противоречиями переходного периода,
продолжающимися
Приложение 1
Состав денежных доходов
1970 |
1980 |
1990 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2004 |
2006 |
2008 | |
Миллиардов рублей (1995 г. - трлн. руб.) | ||||||||||
Денежные доходы - всего |
115,6 |
201,8 |
383,2 |
910,9 |
3983,9 |
5325,8 |
6831,0 |
8900,5 |
10976,3 |
13667,8 |
в том числе: |
||||||||||
доходы от предпринимательской деятельности12 |
2,9 |
4,4 |
14,3 |
149,7 |
612,2 |
672,2 |
810,7 |
1066,9 |
1285,5 |
1580,3 |
оплата труда |
96,3 |
161,1 |
292,7 |
571,8 |
2501,9 |
3439,5 |
4493,9 |
5691,9 |
7137,9 |
8662,5 |
социальные выплаты |
14,6 |
30,4 |
56,4 |
119,5 |
551,1 |
808,3 |
1040,5 |
1253,4 |
1407,4 |
1755,6 |
доходы от собственности |
0,6 |
2,7 |
9,5 |
59,0 |
270,9 |
304,6 |
353,8 |
694,5 |
904,2 |
1402,9 |
другие доходы |
1,2 |
3,2 |
10,3 |
10,9 |
47,8 |
101,2 |
132,1 |
193,8 |
241,3 |
266,5 |
В процентах к итогу | ||||||||||
Денежные доходы - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
||||||||||
доходы от предпринимательской деятельности13 |
2,5 |
2,2 |
3,7 |
16,4 |
15,4 |
12,6 |
11,9 |
12,0 |
11,7 |
11,6 |
оплата труда |
83,3 |
79,8 |
76,4 |
62,8 |
62,8 |
64,6 |
65,8 |
63,9 |
65,0 |
63,4 |
социальные выплаты |
12,6 |
15,1 |
14,7 |
13,1 |
13,8 |
15,2 |
15,2 |
14,1 |
12,8 |
12,8 |
доходы от собственности |
0,6 |
1,3 |
2,5 |
6,5 |
6,8 |
5,7 |
5,2 |
7,8 |
8,3 |
10,3 |
другие доходы |
1,0 |
1,6 |
2,7 |
1,2 |
1,2 |
1,9 |
1,9 |
2,2 |
2,2 |
1,9 |
Информация о работе Денежные доходы и роль социальной политики в рыночной экономике