Деньги, их сущность и факторы. Закон денежного обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Деньги – одно из величайших человеческих изобретений. Происхождение денег связано с 7 – 8 тыс. до н.э., когда у первобытных племен появились излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты. Исторически в качестве средства облегчения обмена использовались - с переменным успехом - скот, сигары, раковины, камни , куски металла. Но чтобы служить в качестве денег, предмет должен пройти лишь одно, на мой взгляд, испытание: он должен получить общее признание и покупателей, и продавцов как средство обмена.

Вложенные файлы: 1 файл

mirovaya_ekonomika_2.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

В 2011 году вступил в  силу закон «О национальной платежной системе». Над его разработкой Минфин трудился более двух лет. Регулирование рынка электронных платежей давно назрело, считают эксперты. По их данным, объем средств, переведенных за девять месяцев этого года на электронные кошельки, составил почти 39 миллиардов рублей. Это больше прошлогоднего показателя на 40 процентов. Количество активных электронных кошельков достигло уже 25 миллионов штук, увеличившись за год на 20 процентов.

Однако до сих пор  законодательно правила игры на этом рынке были не определены, их деятельность не контролировалась. Закон несколько раз перерабатывался, и окончательная версия законопроекта получилась намного либеральнее прежних.

По закону, надзирать за деятельностью операторов электронных денег будет Центробанк. Однако заниматься этой деятельностью смогут не только банки. Пропуском на рынок и защитой от мошенничества станет обязательное получение лицензии. Чистые активы должны быть не менее 10 млн рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, устанавливается в сумме 17 миллионов рублей.

До последнего Минфин настаивал на обязательной идентификации  физического лица при открытии «электронного  кошелька». Но в последней версии законопроекта ведомство все же пошло на уступку операторам электронных денег и вычеркнуло этот пункт: операторы смогли убедить Минфин, что подобная мера убьет рынок.

Минфин разрешил рассчитываться электронными деньгами без открытия банковского счета. Их получателями и плательщиками могут быть как граждане, так и юридические лица. Если сумма одного платежа для гражданина не превышает 15 тысяч рублей, то для его проведения идентификация получателя не требуется. От 15 до 100 тысяч рублей необходимо предъявить оператору паспорт. А более 100 тысяч переводить просто не разрешается. Проценты на остатки электронных денег набегать не будут. Но граждане смогут получать часть денег наличными. Юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут получать электронные деньги только с обязательным проведением идентификации.

Операторы обязаны гарантировать  банковскую тайну и не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях  и счетах участников платежных систем и их клиентов. На защиту прав потребителей направлено также требование, которое обязывает в каждом месте осуществления операций, в том числе через терминалы и банкоматы, предоставлять гражданам информацию о размере комиссии, способах подачи претензий и порядке их рассмотрения. Кроме того, должны указываться номера контактных телефонов оператора по переводу денежных средств. Причем ознакомиться с этой информацией клиент должен иметь возможность еще до проведения операции.

Участники рынка, уставшие бороться с жесткостью законопроекта, нынешнюю редакцию оценивают положительно. «Наконец-то в сфере платежей все отстраивается и налаживается с точки зрения законодательства», – говорит президент «Киви» Андрей Романенко.

Отрасль, которая ранее  развивалась стихийно, теперь будет  поставлена под надзор государственных органов и в рамки, которые государство считает необходимыми. Но вот окажутся ли от этого в выгоде потребители – совсем не очевидно, ведь наличие регламентации и надзора не является синонимом удешевления услуг или повышения их качества. Скорее, можно предположить обратное – наличие надзорных органов и их требований, проверок и т.п. потребует от участников рынка дополнительных расходов, что неминуемо отразится на стоимости услуг для конечного потребителя.

Но в долгосрочной перспективе выигрыш все же будет, ведь главная цель законопроекта – поставить еще один канал для финансовых потоков под контроль с целью предотвращения использования его в целях «отмывания» средств или иных подобных операций. Так же легализация электронных денег может сделать их полноправным средством платежа, что расширяет возможности их использования – например, в таком случае возможно получение заработной платы электронными деньгами, или оплата налогов и других расчетов с государством.

Но вопросы к документу  у участников рынка все же остаются. Задача законопроекта – создать Национальную платежную систему, которая могла бы успешно конкурировать с западными на российском и в перспективе международном рынке. А в итоге может получится наоборот. Американские, европейские, азиатские платежные системы приходят в Россию и работают по законодательству своих стран – более либеральному; например, Paypal пришел в Россию и играет по более мягким правилам, нежели это сказано в НПС – соответственно, у него конкурентное преимущество.

Кроме этого, негативным моментом является то, что с учетом ужесточения требований по финансовой достаточности на рынок не смогут войти «небольшие компании». Однако в том, что текущие игроки с нововведениями справятся, сомнений нет.

Также неправомерным  кажется ограничение максимальной суммы трансакции 100 тысячами рублей, ведь это ущемление электронных денег по сравнению с другими признанными Гражданским кодексом формами расчетов. Для сравнения, в международной практике приняты ограничения на уровне 10 тысяч евро или $10 тысяч.

Для развития электронных  денег также необходимо развитие интернет-магазинов. По мнению экспертов, рынок интернет-торговли в России будет развиваться эволюционным путем, и этот процесс займет 5 – 10 лет. Сектор электронной коммерции  отличается высокой оборачиваемостью, но маленькими прибылями, поэтому инвесторы не особенно охотно вкладывают туда деньги. Только стратегический инвестор может заинтересоваться интернет-магазином (например как в свое время «Марта» купила 003.ru). Действительно, это была первая и последняя серьезная покупка интернет-магазина в Рунете. Сделка состоялась в апреле 2005 года, тогда холдинг «Марта» приобрел контрольный пакет магазина. Сумму стороны не озвучили, но аналитики оценили покупку в $2 – 3 млн. Внимание инвесторов к этому сектору могут привлечь проекты масштаба Amazon.com или eBay. Считается, что сейчас их примером является «Озон». В ближайших планах «Озона» запуск новых сервисов частных объявлений и продажи цифрового контента. Первый очень напоминает eBay. Правда, аналитики больших успехов ему пока не пророчат. Сейчас внимание российских инвесторов и участников рынка захвачено модной темой Web 2.0, где остается еще много вопросов о том, как зарабатывать деньги. Тем временем интернет-торговля постепенно развивается и привлекает все больше внимания со стороны иностранцев.

В настоящее время  возникают благоприятные обстоятельства для развития электронной экономики, в т.ч. и электронных денег. Всё  большое количество людей, которые  в большинстве случаев являются активными пользователями сети Интернет, доверяют электронным деньгам.

Основные перспективы  развития электронной экономки и  систем электронных денег и управления ими, в основном связаны, с мобильной  коммерцией, локальными микроплатежами, а также всё интенсивной интеграцией с универсальными персональными финансовыми сервисами.

Предлагаемые на рынке  продукты в области электронной  экономики ориентированы на использование  в качестве общего многоцелевого  эффективного платежного средства и  предназначены для выполнения небольших встречных розничных платежей. Тем самым электронные деньги предлагают замену традиционным монетам и банкнотам.

При этом электронные  средства дополняют традиционные все  известные инструменты розничной  торговли такие как чеки, кредитные  и расчетные карты.

Большинство информационных систем работает с пополняемыми электронными накопителями (картами), позволяющими периодически пополнять балансы  с банковских счетов через банкоматы, по телефону (в т.ч. в виде коротких сообщений – SMS) или посредством  взноса наличными.

Во многих случаях  установлены относительно низкие лимиты максимальной стоимости, хранящейся на карте.

Также практически во всех программах отсутствует возможность  перевода стоимости из одного кошелька в другой без участия эмитента.

В тоже время в некоторых странах наблюдается тенденция, когда электронная наличность объединена с другими функциональными возможностями: кредитной или расчетной картой, идентификационным номером, удостоверяющим личности держателя. В нескольких странах программы банковских карт полностью адаптированы к платежам в сети Интернет.

Некоторые аналитики  высказывают мнение, что в ближайшее  время электронные средства расчетов практически полностью вытеснят с рынка традиционные наличные средства и банковские и прочие чеки, поскольку природа электронной наличности предлагает более удобные (в т.ч. и быстрые, а также мобильные) способы оплаты за товары и услуги.

По подсчетам некоторых  компаний, уже сегодня каждая вторая покупка в розничной торговле совершается с использованием электронных средств оплаты.

Традиционные наличные деньги остаются главным средством  оплаты в классических магазинах  лишь для трети покупателей.

В качестве еще одного факта можно упомянуть то, что  в то время как большинство  онлайновых покупок совершается  при помощи банковских карт, почти половина используют в электронной коммерции чеки и денежные почтовые переводы.

В настоящее время  наблюдается постепенное сокращение использования «бумажных» платежей – пятая часть покупателей  заявляет, что они намерены отказаться от оплаты своих счетов по чекам для последующего использования электронных денег.

В то же время отдельные  специалисты предупреждают об отдельных  угрозах и конфликтах, которые  могу возникнуть у банковской сферы. Например, в части электронного денежного  обращения банки могут столкнуться с прямой конкуренцией со стороны существующих провайдеров финансовых услуг, учитывая, что провайдер, который предоставит пользователям удобный и простой интерфейс, сможет удерживать их в течение длительного времени.

Однако банкам необходимо на этот рынок, и перспективы здесь открываются значительные как по потенциальному масштабу количества возможных электронных денежных транзакций, так и по качеству и удобству предоставляемых электронных услуг для рядового пользователя банковских услуг.

3.2 Основные тенденции и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России

Рынок платежных карт всё больше становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Операции по банковским карточкам относятся  к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций. Во-первых, нужно отметить такие доходные проекты как реализация зарплатных схем, столь популярных в России и некоторых странах СНГ. Издержки обслуживания подобных проектов для банка минимальны вследствие высокой степени автоматизации процесса. Во-вторых, весьма существенными могут быть для банка комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также комиссии получаемые от торгово-сервисных предприятий за обслуживание.

Специфика российского  рынка состоит в том, что рынок  развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых – обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80 процентов всех выпушенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств. Однако, стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.

Развитие пластиковых карт в России не такое бурное, как в мире, однако и российские пластиковые карты сегодня имеют большое распространение и перспективы. Практически каждый банк выпускает такие карты и придает им совершенно разные возможности и преимущества. Каждый будущий держатель карты может выбирать карту соответствии со своими пожеланиями и возможностями, что только еще раз подчеркивает широкие перспективы развития рынка пластиковых карт.

Участники конференции, проведенной Finam.ru, уверены, что, несмотря на высокую ежегодную динамику прироста, российский рынок пластиковых карт пока развит слабо. Увеличению объемов использования "пластика" будут способствовать развитие зарплатных проектов, кобрендинговых программ и бесконтактных микроплатежей.

Возможно, российский рынок пластиковых карт догонит Запад через 5-10 лет. Одним из факторов роста платежей через пластик стало увеличение доли держателей, использующих платежи по банковской карте.

Люди в нашей стране уже давно привыкли жить в долг, поэтому и рынок кредитных карт растет опережающими темпами. По данным исследований международных платежных систем в 2010 году выло выпущено более 5 млн. пластиковых карт. Однако, несмотря на это, на сегодняшний день можно твердо сказать, что рынок кредитных карт в России в 2011 году развивается значительно слабее, чем в других странах. И связно это, с общим отставанием как финансового, так и экономического развития всей страны.

В общем, кредитными картами  на сегодня воспользовались только около 20% населения. Эта цифра очень мала. Но благодаря появляющимся все новым тенденциям, ситуация может коренным образом измениться в противоположную сторону. Например, ряд банков уже сегодня предлагают оформить кредитную карту через интернет, телефон или вовсе по почте. Сроки рассмотрения заявок сокращаются и порой составляют всего 20 минут.

Растет инфраструктура по приему платежных карт. Сегодня  можно оплачивать покупки не только в магазинах, но и кафе, ресторанах, заправках, в том числе выезжая  за границу.

Можно сказать, что сейчас в нашей стране идет посткризисный период, когда карточки есть у большинства платежеспособного населения, но не все ими пользуются. Однако экономическая ситуация улучшается, кредитные организации, понимая, что заемщики наконец снова готовы тратить деньги, начали активно развивать розничное кредитования, предлагая все новые линейки продуктов и уделяя больше внимания совместным проектам с мобильными операторами, авиаперевозчиками и т.д.

Таким образом, можно сказать, что рынок кредитных карт в России в 2011 году продолжает развиваться, пускай не такими темпами как хотелось бы, но что если банки начнут предлагать максимальный сервис и по – возможности низкие процентные ставки, то спрос и доверие заемщиков снова вернется.

Информация о работе Деньги, их сущность и факторы. Закон денежного обращения