Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики и осуществления денежных расходов для выполнения государством своих функций, проведения государственной внутренней и внешней политики. Они представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы. Основным финансовым фондом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованных фондов денежных средств как обязательного условия функционирования государства, является государственный бюджет

Содержание

Введение 3
Государственный бюджет понятие и структура 4
Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления 9
Три концепции балансирования государственного бюджета (методы балансирования) 16
Заключение 18
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Эк.Теории.!!!.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

    Изыскание источников дополнительных доходов. Конечно, самый лучший способ покрытия дефицита бюджета – привлечение в бюджет дополнительных доходов.

    Однако реально решить такую  задачу крайне  трудно. Конечно,  можно пытаться повышать налоги  или пошлины. Но этот путь  опасный. Экономическая наука  давно обнаружила: чрезмерное повышение  налогового бремени ведет не  к росту, а к сокращению налоговых доходов государства.

    Причин тому две:

  • во-первых, люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством;
  • во-вторых, люди начинают прятать свои доходы от налогообложения, и тогда в стране быстро развивается «теневая экономика», а хозяйственные отношения сильно криминализируются.

 Теневая экономика – сфера деятельности, доходы от которой укрываются от налогообложения.   

    Большую изобретательность в  уклонении от налогов проявляют  граждане нашей страны. В последние годы правительству удавалось получить не более 50 – 60% причитающихся налогов. Остальные граждане и фирмы всевозможными способами прятали от глаз налоговой инспекции. И тогда правительство России решило пойти иным путем – снизить налоговое бремя (перейдя от прогрессивного обложения личных доходов с максимальной ставкой в 32% к единой ставке в 13%).

    Но если ни какие меры в  области налогообложения не приносят  роста государственных доходов,  тогда неослабевающие требования  к государству дать деньги  загоняют правительство в угол и оно в отчаянии выбирает самый опасный – эмиссионный – способ покрытия своих расходов.

    Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег. Самый легкий и самый опасный способ «затыкания дыр» в бюджете – выпуск (эмиссия) денег государством сверх реальных потребностей экономики. Конечно, государству, монополизировавшему право на эмиссию денег, нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими повышенную зарплату своим служащим, офицерам, учителям и врачам. Однако такой способ покрытия бюджетного дефицита подобен финансовому наркотику – он на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию.

    Причина проста – общенациональный  рынок немедленно определяет  истинную цену этим деньгам. На их появление он реагирует скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому выигрыш бюджета от избыточной эмиссии денег оказывается очень недолговечным. Более того, весь мировой опыт свидетельствует: бюджет всегда проигрывает гонку с инфляцией. Ведь его расходы возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, зависящие от инфляционного роста доходов налогоплательщиков.

    Одалживание денег. Подобно гражданину или хозяйственной организации, государство при нехватке денег может их одолжить, чтобы превратить бюджетное неравенство в тождество:

Расходы на покупку товаров и услуг + Трансферты = Поступления + Займы налогов и  пошлин.

    У кого же государство может  взять деньги взаймы?

    Прежде всего, у собственного, т.е. государственного, банка. Кроме того, изымая деньги из Центрального банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить. Формы одалживания могут быть самыми разными, на чаще всего путем продажи государственных ценных бумаг.

    Государственные  ценные бумаги  – это обязательства  государства вернуть  одолженную сумму  плюс процент за  использование этих  денег.

    Одалживание денег решает одну  проблему и затем немедленно  рождает другую – необходимость  завтра добыть деньги для расплаты по долгам. Заимствование денег рождает государственный долг.

Государственный долг – сумма ссуд, взятых государственными органами и еще  не возвращенных кредиторам. Бывает двух видов: внутренний и внешний.

    К началу 2004 г. внешний долг  России составил 119 млрд. долл., или 27,5% ВВП. При большом долге государство оказывается перед выбором: либо прекратить погашение долга, «заморозить» его до лучших времен; либо сокращать расходы на социальные программы и поддержку национальной экономики; либо одолжить еще и за счет этого погасить обязательства по ранее взятым долгам.

    Очевидно, что любой из этих  путей не сулит радости не  руководству страны, ни гражданам.  Предотвратить такую ситуацию  можно только проведением очень  тщательно продуманной и последовательной государственной финансовой политики [2, стр. 495 – 501]. 
 

Три концепции балансирования государственного бюджета (методы балансирования). 
 

Первая  концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. При более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла.

    Для предотвращения превышения  доходов над расходами правительство  должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов,  либо увеличить правительственные  расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике.

    Основной вывод: ежегодно балансируемый  бюджет не является экономически  нейтральным. Несмотря на эту  и другие проблемы, во многих  странах существует значительная поддержка идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета.

    Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающие на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникающего в период спада. Таким образом правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

    Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета – на ежегодной или на циклической основе – второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение не инфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом – пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. 

Заключение. 

    В данной курсовой работе мною были рассмотрены такие немаловажные вопросы государственного бюджета, как понятие, структура, причины дефицита бюджета и методы балансирования бюджета.

    Основные выводы: для выполнения своих функций государство нуждается в крупных денежных средствах. Сбор таких средств в государственную казну осуществляется с помощью налогов на доходы, имущество и некоторые виды деятельности граждан и фирм.

    Налоги и иные доходы государства расходуются в соответствии с государственным бюджетом. Его разрабатывает и исполняет правительство, а утверждают законодательные органы власти. Структура государственных расходов диктуется потребностями страны, состоянием ее экономики и кругом функций, возложенных обществом на государство. Нередко государству не хватает доходов для осуществления всех расходов, которых от него требует общество. В этом случае возникает дефицит бюджета, и государство вынуждено одалживать деньги. Такое одалживание ведет к возникновению государственных долгов: внутреннего и внешнего. Конечным ответчикам по этим долгам реально являются граждане страны, поскольку именно из их доходов в будущем  будет погашаться этот долг [6, стр. 500].

      Практикум.

       

      Экономика страны характеризуется следующими данными:

      ВВП (Q) = 100 млрд. долл., бюджетный дефицит-5 млрд. долл., денежная масса в обращении (M) = 20 млрд. долл., скорость обращения 1 денежной единицы (V) постоянная.

      Бюджетный дефицит может быть покрыт за счет дополнительной эмиссии. Какие последствия для экономики будет иметь данный вариант покрытия дефицита?

      Для расчетов используйте формулу Фишера (MV=PQ)

    Уравнение Фишера:

    MV = PQ

    где:

    М=20 млрд. долл.– величина находящейся  в обращении денежной массы;

    V – средняя скорость обращения одной денежной единицы;

    P – средний уровень цен;

    Q=100 млрд. долл. – реальный объём валового национального продукта (ВВП).

    Уравнение Фишера подразумевает, что увеличение массы денег вызовет пропорциональное повышение общего уровня цен.

    ВВП = 100 млрд долл.; M = 20 млрд долл.

    Примем  средний уровень цен(Р)за 1, тогда  имеем: 20 • V = 100 и V = 5 оборотов в год. Если денежная эмиссия будет равна бюджетному дефициту, то масса денег в обращении составит 20 млрд долл. + 5 млрд долл. = 25 млрд долл., а произведение M • V будет равно 125 млрд долл. Это произведение равно ВВП • P’, откуда P’ = 125 ∕  100 = 1,25. Это означает, что эмиссия денег на сумму 5 млрд. долл. привела бы к повышению общего уровня цен на 25%. 
 
 
 

     Список  литературы

    1. Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А. Райзберга. – ИНФРА-М, 1997. – 720с.
    2. Экономика/ И.В Липсиц. – 3-е изд., Москва: Омега – Л. 2007. – 656с.
    3. Экономическая теория: Камаев В.Д. Учебник – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998 – 640с.
    4. Экономическая теория (политэкономия): учебник под ред. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой: ИНФРА – М, 2005. – 640 с. – (Высшее образование).
    5. Борисов Е.Ф.Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт – М, 2001 – 384 с.
    6. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд.. – СПб.: Изд. СПб ГУЭФ; Питер, 2006. – 544с.
    7. Экономическая теория: учеб./ А.И. Амосов, А.И. Архипов, А.К. Большаков. ТК Велби, изд. Проспект. – 608 с.
    8. http://www.realtypress.ru/article/article_628.html

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления